Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Скачать файл)

Для философии диалектического  материализма нет ничего устоявшегося и постоянного. На всем лежит печать уничтожения и рождения, в постоянном и непрерывном движении снизу  вверх, от низших к высшим.

Диалектический  материализм взял за основу категории  философии Гегеля, однако полностью  переосмыслили и изменили суть. Если в гегелевской философии говорилось о развитии Абсолютного духа, то в диалектическом материализме говорится  о различных процессах, которые  происходят в материальном и духовном мире. А под идеей понимался  не демиург как у Гегеля, а отражение  бытия  и окружающего мира человеком.

 

 

 

 

17. Мировоззренческая  функция философии. Соотношение  различных видов мировоззрения  с мировоззрением философским

 

Мировоззрение - это обобщенная система  взглядов человека (и общества) на мир  в целом, на свое собственное место  в нем, понимание и оценка человеком  смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов  людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение  субъекта к окружающему миру или  самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в  окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит  рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре  мировоззрения в зависимости  от того, с каких позиций анализируется  подход:

Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении  индивидуально - личностном и мировоззрении  общества на определенной ступени его  развития (культура).

Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений  человека к миру, результатом которых  эти компоненты структуры и являются: Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные  знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания). Ценностная компонента, т. е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила  деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются  на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

Эмоционально-волевая, которая возникает  как синтез предшествующих компонент  с волевым настроем, готовности действовать  в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения. 
 
    Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

Обыденное мировоззрение, формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

Теоретическое мировоззрение формируется  у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое  мировоззрение является системно-рационализаторскими - оно формируется как результат  сознательного критического отношения  к миру. Эти уровни различаются  по тому, посредством каких методов  способов они формируется, насколько  полно представляют и формируют  его интересы. Обыденное и теоретическое  мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Исторически существуют различные  типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания  им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Соотношение философии и  мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение»  шире понятия «философия». Философия  — это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой  даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит  свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное  мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и  всего человечества, которое, как  и отдельный человек, никогда  не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение  соотношения философии и мировоззрения  можно было бы сформулировать так: философия  — это система основополагающих идей в составе мировоззрения  человека и общества.

 

18. Философия  как наука: особенности предмета  исследования, понятийного аппарата, вскрываемых законов

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую  структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего  с научным знанием - предмет,  методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако, не является научным  знанием в чистом виде.

В реальном мире действует множество законов. Существуют законы неорганической природы  и органического мира, законы конкретных (частных) наук, законы общества и мышления. Все они имеют общие черты.  
 
Прежде всего, любой закон – это устойчивая, повторяющаяся связь, присущая не одному предмету или небольшой их группе, а огромной массе предметов и явлений. Например, закон взаимосвязи массы и энергии применим для любого физического тела. Периодический закон Д.И.Менделеева устанавливает связь свойств абсолютно всех химических элементов от величины положительного заряда ядра. И так далее. Таким образом, закон есть не единичная, а общая связь между явлениями. Закон есть «форма всеобщности в природе» (Ф.Энгельс).  
 
Другая важная черта закона состоит в том, что он представляет собой не всякие повторяющиеся связи, а только те из них, которые имеют необходимый и существенный характер. Например, биологический закон взаимосвязи организма и среды фиксирует необходимую, важную связь организма с условиями его существования.  
 
Закон действует лишь при наличии соответствующих условий, вызывая при этом не любое, а определённое в своей основе течение событий. Зная законы, направление развития того или иного явления, можно предсказать (вычислить) ход изучаемого явления. Например, зная законы гравитации, можно вычислить скорость полёта космической ракеты, необходимую для преодоления земного притяжения.  
 
Познав законы развития природы и общества и условия, в которых они действуют, можно предсказать ход исторических событий.  
 
Итак, можно сказать, что закон есть существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями окружающего мира, вызывающая строго определённое течение событий.  
 
Метод познания – ДИАЛЕКТИКА, который используется в науке «философия», исходит из признания объективного характера законов. Это значит, что человек не в состоянии по своему произволу создавать или изменять законы. Он может только познавать, открывать, использовать их. Мир есть закономерное движение «материи», отражённое в «сознании», и наоборот – «сознание» есть познание (открытие) и использование объективных законов реального материального мира.  
 
На современном этапе развития науки трудно отрицать, что природа и общество развивается по объективным законам, открытым великими учёными-философами.  
 
Основными законами диалектики, которые характеризуют картину развития мира, его познания и преобразования, являются:  
- Закон единства и борьбы противоположностей;  
- Закон перехода количественных изменений в качественные;  
- Закон отрицания отрицания.  
 
Эти законы дают объяснение всеобщему движению и развитию в объективном мире, показывают его источники и внутренние противоречия. Эти законы раскрывают скачкообразный характер развития и показывают, что прогресс в объективной действительности происходит на основе постоянной замены (отрицания) старого новым, на основе борьбы противоположностей. (Из книги-учебника К. Гуляйпольского "Борьба противовоположностей...").

 

19. Специфика  эмпирического и теоретического  уровней познавательного процесса  

Познавательное отношение  человека к миру осуществляется в  различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются  в отличие от науки как вненаучные формы. 
   Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия ? 
   1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию. 
   2. Научное познание требует выработки особых языков науки. 
   3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. 
   4. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования. 
   5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний. 
   Но что же собой представляет наука? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что ее рождение есть результат истории, итог углубления разделения труда, автоматизации различных отраслей духовной деятельности и духовного производства. 
   Можно сказать, что наука - это и итог познания мира. система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений. 
   Все эти составляющие науки как сложного социального феномена особенно четко высветило наше время, когда наука стала непосредственной производительной силой. Сегодня уже нельзя, как в недавнем прошлом, сказать, что наука - это то, что содержится в толстых книгах, покоящихся на полках библиотек, хотя научное знание остается одним из важнейших компонентов науки как системы. Но эта система в наши дни представляет собой, во-первых, единство знаний и деятельности по их добыванию, во-вторых, выступает как особый социальный институт, занимающий в современных условиях важное место в общественной жизни. 
   Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная. 
   Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир. 
   Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью. 
   Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т. д.  

 Второй момент: природа  как объект исследования находится  перед субъектом, изучающим ее, напротив, обществовед изучает социальные  процессы, находясь внутри общества, занимая в нем определенное  место, испытывая влияние своей  социальной среды. Интересы личности, ее ценностные ориентации не  могут не оказывать воздействия  на позицию и оценки исследования.   

 Что же касается  архитектуры здания науки, структуры  научного познания, то в нем  выделяются два уровня - эмпирический  и теоретический. Эти уровни  не следует смешивать со сторонами  познания вообще - чувственным отражением  и рациональным познанием. Дело  в том, что в первом случае  имеются в виду различные типы  познавательной деятельности ученых, а во втором -речь идет о типах психической деятельности индивида в процессе познания вообще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания. 
   Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров: 
   - по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; 
   - по средствам и инструментам познания; 
   - по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т. д. ; 
   - по характеру добытых знаний. В одном случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором -законы, раскрытие существенных связей, теории. 
   В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов. 
   В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

 

20. Понятие  категорий диалектики (философских  категорий), их методологическая  функция в понимании развития  природы, общества и мышления

Диалектика не исчерпывается тремя  основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т. д. Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики. 
 
    Сущность и явление

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"