Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

-Управление качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.
-Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок -и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)
  1. Методы оценки уровня качества продукции  

    Уровень качества — это не абсолютное значение качества продукции, а относительная величина, показывающая насколько выше или ниже фактическое качество продукции относительно качества аналога. При этом идет сравнение не самих значений качества, а величин показателей, характеризующих это качество.

    -Аналогом (лучше сказать, базовыми показателями аналога) могут выступать расчетные показатели того же изделия, приведенные в техническом задании на проектирование, или фактические показатели того же изделия на какой-то момент производства, или показатели другого изделия аналогичного назначения.

    -В зарубежной литературе оценка уровня качества носит название эталонного тестирования — сравнения качества выпускаемого изделия с эталоном (аналогом).

  • Для оценки уровня качества продукции применяются, как правило, два метода: дифференцированный и комплексный.
  • Дифференцированный метод заключается в сопоставлении единичных показателей качества данного изделия с соответствующими единичными показателями аналога.
  • Комплексный метод заключается в определении уровня качества продукции по комплексным показателям, то есть по совокупности показателей, и применяется для оценки динамики качества изделия за различные промежутки времени, а также при аттестации продукции.
  • Комплексные показатели подразделяются на обобщенные, интегральные и индексные.
  • Обобщенный показатель качества Qоб применяется, когда надо выразить сложное свойство качества продукции.
  • Интегральный показатель применяется чаще всего для оценки сложных экономических показателей - эффективности изделия .
  • Обычно под эффективностью изделия понимают отношение суммарного полезного эффекта W от работы изделия к сумме затрат на его создание и эксплуатацию K0 + S:

                                                          

    где K0  — начальные капитальные вложения;

  • S — эксплуатационные расходы на весь срок службы.
 

4. Метод оценки надежности как важного показателя качества продукции 
 

  • Надежность — важнейший обобщенный эксплуатационный показатель назначения изделия, и определение ее составляющих (безотказность, долговечность, ремонтопригодность) является часто достаточно трудоемкой задачей.
  • Безотказность изделия характеризуется вероятностью его безотказной работы P(t) и численно определяется двумя значениями:
  • 1) вероятностью безотказной работы за определенный промежуток времени — P(tp) ;
  • 2) средней наработкой на отказ (или наработкой до первого отказа) — Tср.

    Любое изделие  в процессе своего жизненного цикла  имеет три стадии: приработки, нормальной работы и катастрофического износа, t1 - t2  — период нормальной эксплуатации 

  • Долговечность изделия определяется временем его эксплуатации от начала работы до момента начала катастрофического износа.
  • Значение долговечности конкретного изделия является случайной величиной, вызванной вариабельностью процессов изготовления изделий.
  • Долговечность иногда называют ресурсом или средним сроком службы изделия.

Ремонтопригодность изделия определяется средней длительностью (или трудоемкостью) ремонта.

  • На практике часто используют интегрированный показатель надежности в виде показателя готовности изделия Kг , который более наглядно отражает специфику эксплуатации:                                                         ,
  • где Tср  — наработка на отказ,
  • Трем  — средняя длительность ремонта.
  • Методы количественной оценки показателей качества составляют содержание науки квалиметрии, которая занимается разработкой правил и приемов для сбора и обработки данных при определении количественных показателей.
  • Наиболее широко в практике оценки проектируемого уровня качества используются единичные показатели, имеющие отношение к одному из свойств (характеристик) качества продукции. Единичные показатели легко поддаются сравнению и контролю.
  1. Инструменты контроля качества на предприятии

1. Основные показатели  качества продукта  и их измерение.

Проблемы управления качеством породили задачи количественной оценки качества, необходимой для принятия решений на всех стадиях производства продукции, ее стандартизации и сертификации. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

В процессе оценки качества используются следующие термины:

  • градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству
  • уровень качества — относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей
  • мера качества — при выполнении точных технических оценок
  • относительное качество — при сравнении объектов
  • требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки

Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Специалисты выделяют шесть основных групп показателей  качества:

  • Показатели качества по отношению к свойствам продукции
  • Показатели качества по количеству отражаемых свойств
  • Показатели качества по методу определения
  • Показатели качества по стадиям определения
  • Показатели качества по размерности отражаемых величин
  • Показатели качества по значимости при оценке

Квалиметрия — это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).

Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:

  • разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей
  • разработку единых методов измерения и оценки показателей качества
  • разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции

К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:

  • инструментальный, основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.
  • расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами
  • статистический, использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий)
  • органолептический, основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств
  • экспертный, учитывающий мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода — оценка качества катания фигуристов.
  • социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции
  • комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества
  • Для комплексной оценки эффективной работы организации необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала.

2. Инструменты контроля  качества.  

  • Контроль  качества — это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам (показателями качества).
  • Современные инструменты контроля качества — это методы, которые используются для решения задачи количественной оценки параметров качества. Такая оценка необходима для объективного выбора и принятия управленческих решений при стандартизации и сертификации продукции, планировании повышения ее качества и т. д.
  • Применение статистических методов — весьма действенный путь разработки новых технологий и контроля качества процессов.

Существуют различные  методы контроля качества продукции, среди которых особое место занимают статистические методы.

К семи основным методам или инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы:

  • контрольный листок
  • гистограмма
  • диаграмма разброса
  • диаграмма Парето
  • стратификация (расслоение)
  • диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма)
  • контрольная карта
  • Статистические методы контроля качества в настоящее время применяются не только в производстве, но и в планировании, проектировании маркетинге, материально-техническом снабжении и т.д. Последовательность применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой. Точно так же применяемая система контроля качества не обязательно должна включать все семь методов. Их может быть меньше, а может быть и больше, так как существуют и другие статистические методы.
  • Однако можно с полной уверенностью сказать, что семь инструментов контроля качества являются необходимыми и достаточными статистическими методами, применение которых помогает решить 95 % всех проблем, возникающих на производстве.
  • Контрольный листок (или лист) — это инструмент для сбора данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.
  • Обычно контрольный листок представляет собой бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, согласно которым можно заносить в листок данные с помощью пометок или простых символов. Он позволяет автоматически упорядочить данные без их последующего переписывания.
  • Контрольный листок — хорошее средство регистрации данных.
  • Число различных контрольных листков исчисляется сотнями, и в принципе для каждой конкретной цели может быть разработан свой листок. Но принцип их оформления остается неизменным.
  • Например, график температуры больного — один из возможных типов контрольных листков.
  • В качестве другого примера можно привести контрольный листок, применяемый для фиксирования отказавших деталей в телевизорах.
  • Гистограмма — это инструмент, позволяющий зрительно оценить закон распределения статистических данных.
  • Гистограмма распределения обычно строится для интервального изменения значения параметра. Для этого на интервалах, отложенных на оси абсцисс, строят прямоугольники (столбики), высоты которых пропорциональны частотам интервалов. По оси ординат откладывают абсолютные значения частот. Аналогичную форму гистограммы можно получить, если по оси ординат отложить соответствующие значения относительных частот. При этом сумма площадей всех столбиков будет равна единице, что оказывается удобно. Гистограмма также очень удобна для визуальной оценки расположения статистических данных в пределах допуска. Чтобы оценить адекватность процесса требованиям потребителя, мы должны сравнить качество процесса с полем допуска, установленным пользователем. Если имеется допуск, то на гистограмму наносят верхнюю (SU) и нижнюю (SL) его границы в виде линий, перпендикулярных оси абсцисс, чтобы сравнить распределение параметра качества процесса с этими границами. Тогда можно увидеть, хорошо ли располагается гистограмма внутри этих границ.
  • Диаграмма разброса — инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.
  • Эти две переменные могут относиться к:
  • характеристике качества и влияющему на нее фактору
  • двум различным характеристикам качества
  • двум факторам, влияющим на одну характеристику качества
  • Для выявления связи между ними и служит диаграмма разброса, которую также называют полем корреляции.

Различают два  вида диаграмм Парето:

  • 1. Диаграмма Парето по результатам деятельности. Эта диаграмма предназначена для выявления главной проблемы и отражает следующие нежелательные результаты деятельности:
  • качество: дефекты, поломки, ошибки, отказы, рекламации, ремонты, возвраты продукции
  • себестоимость: объем потерь, затраты
  • сроки поставок: нехватка запасов, ошибки в составлении счетов, срыв сроков поставок
  • безопасность: несчастные случаи, трагические ошибки, аварии.
  • 2. Диаграмма Парето по причинам. Эта диаграмма отражает причины проблем, возникающих в ходе производства, и используется для выявления главной из них:
  • исполнитель работы: смена, бригада, возраст, опыт работы, квалификация, индивидуальные характеристики;
  • оборудование: станки, агрегаты, инструменты, оснастка, организация использования, модели, штампы;
  • сырье: изготовитель, вид сырья, завод-поставщик, партия;
  • метод работы: условия производства, заказы-наряды, приемы работы, последовательность операций;
  • измерения: точность, верность и повторяемость, стабильность, совместная точность, т.е. вместе с приборной точностью и тарированием прибора, тип измерительного прибора (аналоговый или цифровой).
  • В 1953 г. профессор Токийского Университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Когда диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии, получив название диаграммы Исикавы. Она была включена в японский промышленный стандарт (JIS) на терминологию в области контроля качества и определяется в нем следующим образом: диаграмма причин и результатов — диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.
  • Причинно-следственная диаграмма — инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

Где:

  • 1.Система причинных факторов
  • 2. Основные факторы производства
  • 3. Материалы
  • 4. Операторы
  • 5. Оборудование
  • 6. Методы операций
  • 7. Измерения
  • 8. Процесс
  • 9. Следствие
  • 10. Параметры качества
  • 11. Показатели качества
  • 12. Контроль процесса по фактору качества

Информация о работе Управление качеством