Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

-Управление качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.
-Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок -и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Около 80% всех дефектов, которые выявляются в процессе производства и эксплуатации изделий, связаны  с недостаточным качеством процессов  их конструирования и подготовки к производству.

  • Правило десятикратных затрат, выявленное исследователями фирмы «General Motors», неоднократно проверено и подтверждено практикой: «Если на одной из стадий петли качества изделия допущена ошибка, которая выявлена на следующей стадии, то на ее исправление потребуется затратить в 10 раз больше средств, чем на стадии, где она была допущена».
  • После завершения каждого этапа разработки проекта необходимо проводить систематизированный и критический анализ результатов проектирования.

В зависимости  от стадии проектирования и вида продукции должны учитываться следующие элементы анализа проекта:

  • относящиеся к требованиям потребителя и их удовлетворению;
  • относящиеся к техническому описанию продукции;
  • относящиеся к технологическим требованиям.

2. Стандартизация и унификация проектного качества 

К основным целям  стандартизации в области надежности техники отнесятся:

  • формирование и поддержание нормативной базы для регулирования взаимодействия заинтересованных сторон в системе сбора и обработки информации;
  • регламентацию методов решения типовых задач надежности как основы для разработки соответствующих правил, методик, процедур, применяемых при создании и эксплуатации изделий;
  • обеспечение требуемого уровня надежности изделий, качество которых является объектом государственного управления.
  • При проектировании нового изделия необходимо определить наиболее приемлемый уровень его унификации, при низком уровне унификации увеличивается количество узлов, требующих отработки на надежность, что увеличивает сроки доводки изделия,
  • При высоком уровне — уменьшается доля новых конструктивных решений, а значит, снижается конкурентоспособность продукции.
  • А также имеет место оптимальный уровень унификации, при превышении которого качество продукции начинает снижаться.
  • Чем выше уровень комплектности применяемого унифицированного изделия (агрегат, узел, подузел, комплект, деталь), тем больше его применение снижает новизну новой конструкции.
  • Но при использовании в конструкции изделия 100% стандартных деталей можно сделать новое изделие, полностью отвечающее современным техническим требованиям
  • Применение в новом изделии унифицированных узлов и деталей влечет за собой на стадии проектирования принятие стратегических решений по уровню кооперации и специализации производства продукции.
  • Конечным результатом решений является выбор между высоким качеством продукции (увеличение уровня новизны) и низкой себестоимостью ее изготовления (увеличение уровня унификации). Эти факторы — важнейшие составляющие конкурентоспособности продукции.
  • Основными критериями выбора объектов комплексной стандартизации (КС) являются технико-экономическая целесообразность и уровень технического совершенства продукции. Принципы КС основаны на выявлении взаимосвязей между показателями качества элементов изделия и предметами труда.

Для нее характерны три главных методических принципа:

  • 1) системность;
  • 2) оптимальность;
  • 3) программное планирование.

Наибольшее распространение  в практике ведущих зарубежных и  отечественных предприятий получили следующие современные методы обеспечения качества на стадии проектирования:

  • функционально-стоимостный анализ (ФСА);
  • функционально-физический анализ (ФФА);
  • анализ видов, последствий и критичности отказов (FMEA);
  • структурирование функции качества (QFD);
  • метод Тагути;
  • метод «Шесть сигм».

3. Управление проектными рисками. Метод FMEA

  • Цель оценки рисковых событий — ранжирование по вероятности наступления и уровню потерь, которые могут возникнуть при их наступлении. В качестве потерь могут выступать дефекты, несоответствия, задержки времени и прочее.
  • В качестве примера управления рисками рассмотрим методологию FMEA (Failure Mode and Effects Analysis) — анализ причин и последствий отказов.
  • Эта методология впервые была применена в США на предприятиях «Большой тройки» («Chrysler», «General Motors», «Ford»).
  • Методология FMEA применяется, как правило, при создании новых конструкций и разработке технологических процессов. При этом:
  • систематически выявляются все вероятные отклонения;
  • оцениваются их последствия для потребителя;
  • определяются возможные причины отклонений;
  • анализируются меры, предусмотренные спецификацией, и контроль процесса с точки зрения выявления и предупреждения отклонений;
  • оценивается вероятность появления, воздействия на потребителя и возможность обнаружения отклонения;
  • назначаются сроки мероприятий и ответственные лица за их выполнение;
  • оценивается вероятность появления, воздействия на потребителя и возможность обнаружения отклонений с учетом вновь разработанных мероприятий.
  • В зависимости от постановки задач различают два типа объектов исследования: конструкция (продукция) и процесс (технология), в зависимости от чего и различают методы FMEA-конструкция и FMEA-процесс.
  • Различие между методами заключается в том, как воспринимаются возможные несоответствия в производственном процессе.
  • В первом случае (FMEA-конструкция) возможное несоответствие оценивается как причина отклонений.
  • Во втором случае (FMEA-процесс) - это несоответствие рассматривается как отклонение процесса и анализируется причина сбоя.
  • Метод FMEA-конструкции следует применять, начиная с этапа проектирования изделия и до внедрения его в производство.
  • Метод FMEA-процесс надо применять, начиная с планирования технологического процесса, выбора необходимого контрольного и испытательного оборудования, и заканчивать на этапе, предшествующем монтажу серийного технологического оборудования.
  • Составление FMEA-карты влияния потенциально возможных отклонений. Для проведения анализа при разработке конструкций и технологических процессов рекомендуется применять единую форму карты FMEA.
  • FMEA-анализ позволяет:
  • провести объективную оценку проектных требований и альтернативных проектов;
  • учесть в проекте требования, связанные с особенностями монтажа или сборки изделия;
  • повысить в ходе процесса проектирования вероятность выявления потенциальных причин отказа изделия;
  • сформировать список потенциальных дефектов по степени их значимости для заказчика;
  • использовать в дальнейшем результаты анализа для усовершенствования проекта.
  • Как и другие методы функционального анализа, FMEA-анализ включает два основных этапа:
  • 1) этап построения компонентной, структурной, функциональной и потоковой моделей объекта анализа. Если FMEA-анализ проводится совместно с функционально-стоимостным анализом (ФСА), то используются ранее построенные модели;
  • 2) этап исследования моделей.
  • Корректирующие мероприятия по результатам анализа целесообразно проводить в такой последовательности:
  • 1) исключить причину возникновения дефекта, то есть в результате изменения конструкции объекта уменьшить возможность возникновения дефекта (уменьшить параметр А);
  • 2) воспрепятствовать возникновению дефекта, то есть за счет статистического регулирования помешать возникновению дефекта (уменьшить параметр А);
  • 3) снизить влияние дефекта (уменьшить параметр Е);
  • 4) облегчить и повысить достоверность выявления дефекта (уменьшить параметр В).
  • По степени влияния на повышение качества продукции или процесса корректировочные мероприятия располагаются в следующем порядке:
  • 1) изменить структуру объекта;
  • 2) изменить процесс функционирования объекта;
  • 3) улучшить систему управления качеством.
  1. Проектирование затрат качества. Функционально-стоимостный анализ

Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) — это системное сочетание правил, приемов и процедур, ориентированных на достижение оптимальных соотношений полезности, то есть потребительских свойств объекта, и затрат на его создание, производство и применение, вплоть до утилизации.

  • Способность предприятия конкурировать на рынке во многом зависит от способности его системы управления качеством своевременно ставить и эффективно решать задачи совершенствования технологических процессов, снижения затрат, улучшения потребительских свойств выпускаемой продукции, ее продвижения на рынке.
  • По совокупности показателей, оценивающих эффективность ФСА, его можно сравнивать с широко применяемыми сегодня в практике ведущих корпораций методами QFD (развертывание функций качества), РМ (управление проектами), R (реинжиниринг), В (бенчмаркинг), СЕ (параллельная инженерная разработка).

4.1. Функциональный анализ 

В основе успешного  проведения ФСА лежит полное понимание, строгое определение и строгий анализ функций.

В соответствии с методологией ФСА она состоит  из следующих разделов:

  • построение моделей объекта (компонентной, структурной, функциональной);
  • выявление, определение и классификация функций;
  • установление ценности функций;
  • оценка функций;
  • присвоение индекса стоимости;
  • выбор функций для исследования.
  • Этап построения моделей обычно начинается с построения компонентной модели.
  • Этот вид модели показывает, какие компоненты входят в состав анализируемого технического объекта.
  • При ее создании используются данные, содержащиеся в технической документации на объект.
  • К построенной компонентной модели объекта «пристраиваются» элементы надсистемы, с которыми объект взаимодействует.
  • Типовыми элементами надсистемы являются:
  • на стадии производства — оборудование, оснастка, материалы, комплектующие изделия и др.;
  • на стадии эксплуатации — объект функции, пользователь, системы, взаимодействующие с элементами верхнего уровня анализируемого объекта;
  • на стадии хранения и транспортировки — транспортные и грузоподъемные средства, упаковка, складские помещения и др.
  • Процедуры выявления, определения и классификации функций, входят в функциональный анализ.
  • Основная цель функционального анализа состоит в определении наиболее выгодных областей для совершенствования потребительской стоимости и повышения конкурентного преимущества объекта.
  • Определение функций — это процедура, необходимая во всех случаях при проведении ФСА.
  • Выявление функций продукции (услуги, проекта, процесса) является основным принципом эффективного ФСА и гарантирует понимание того, что функция выполняет какое-то действие.
  • Функциональный анализ предполагает рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций, а не материально-вещественных структур.
  • Функция есть то, что заставляет объект работать или быть популярным, привлекательным (пользоваться спросом), т. е. удовлетворять потребности заказчика (потребителя).
  • Функция объекта — это то, почему заказчик покупает объект или платит за услугу.
  • При этом объект, включая структуру и услуги, является только средством обеспечения функции, ее носителем, и не существует сам по себе, потому что без функции он никому не нужен.
  • Стоимость продукции (услуги) определяется стоимостью функции.
  • Формулировку полезной функции объекта целесообразно проводить в определенной последовательности:
  • 1) предложить первоначальную формулировку функции объекта, которая представляется правильной;
  • 2) проверить возможность самостоятельного выполнения объектом сформулированной функции (критерием подтверждения такой возможности является наличие в объекте хотя бы одного элемента, участвующего в выполнении функции);
  • 3) уточнить формулировку функции, используя вопросы: зачем выполняется эта функция (если элемент по п. 2 выявлен), каким образом выполняется эта функция (если такой элемент не выявлен).
  • Для построения функциональной модели применяется также методика FAST, которая основана на использовании определенных тестовых вопросов для облегчения формулирования функций.
  • В более полной форме эти вопросы выглядят следующим образом: «Как осуществляется данная функция?», «Почему (зачем) осуществляется эта функция?», «Когда осуществляется эта функция?».

Функциональный  анализ позволяет выявить следующие типовые нежелательные эффекты:

  • наличие функций низкого ранга;
  • малое количество полезных функций у одного элемента;
  • наличие вредных функций, недостаточный или избыточный уровень выполнения функций;
  • параллельное или последовательное дублирование (полное или частичное) выполнения функций во времени несколькими элементами;
  • несогласованность уровней выполнения функций объекта в целом.

4.2. Стоимостный анализ 

  • Цель стоимостного анализа — определение функционально оправданных затрат на разработку объекта. Чем выше степень полезности объекта, тем большую выгоду получает потребитель и тем большую прибыль имеет изготовитель.
  • К числу наиболее доступных экспертных оценок значимости функций можно отнести метод попарных сравнений, при использовании которого строится матрица сравнений.
  • Один из альтернативных вариантов оценки затрат состоит в том, что затраты и относительную значимость функций сравнивают не по функциям, а по элементам исследуемого объекта.

Для этого необходимо:

  • перечислить функции объекта, начиная с первого уровня;
  • перечислить все составные элементы (части) объекта с относящимися к ним затратами, определенными на информационном этапе ФСА;
  • выявить функции, подверженные влиянию каждого элемента;
  • определить затраты на каждую функцию каждого элемента.

6. Самооценка и управление качеством

1. Качество и совершенствование деятельности организации.

  • Самооценивание на предприятии ведет к совершенствованию деятельности компании.
  • В современном менеджменте сформировались новые модели управления деятельностью организаций, которые базируются на представлении организации как системы. Организация как система представляет собой структуру, элементы которой (подсистемы) взаимосвязаны и взаимодействуют как между собой, так и с внешним окружением организации.
  • Современный подход к управлению деятельностью организации строится на рассмотрении как внутренних процессов, происходящих в организации, так и на выявлении и описании ее неразрывных связей с внешним миром. Все проблемы управления организацией при этом рассматриваются через призму управленческих процессов, то есть через взаимоувязанные между собой управленческие действия, направленные на принятие решений для реализации целей организации.
  • Качество деятельности организации показывает изменение между двумя состояниями организации во времени. Таким образом, качество рассматривается как степень соответствия и совершенствования на всех этапах функционирования организации.
  • Цели и задачи совершенствования работы основываются на результатах оценки степени удовлетворенности клиента (полученной в ходе обратной связи) и показателей деятельности самой организации.
  • Совершенствование деятельности организации должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.
  • Чтобы на практике «запустить» механизм совершенствования деятельности организации, необходимо предпринять определенные действия.
  • Это достигается следующими действиями:
  • определение в качестве цели каждого сотрудника организации непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем;
  • использование периодической оценки вместо установленных критериев качества для определения области возможного совершенствования;
  • постоянное повышение производительности и эффективности всех процессов;
  • поощрение профилактических действий;
  • обеспечение всех сотрудников организации соответствующим обучением, методиками и инструментами непрерывного совершенствования (например, такими, какие описаны в данной главе);
  • создание системы мер для установления, отслеживания и стимулирования улучшений.

2. Планирование деятельности  компании с помощью самооценки. 2.1. Основные понятия. 

  • Самооценивание — это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов, осуществляемый с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания.
  • Процесс Самооценивания позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те из областей своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе.
  • Регулярное использование Самооценивания может обеспечить компании целый ряд преимуществ, в частности:
  • строгий структурированный подход к развитию бизнеса.
  • анализ деятельности компании, основанный на фактах, а не на личном восприятии.
  • общность целей и единство в понимании задач всеми сотрудниками компании.
  • средства для обучения сотрудников компании эффективному использованию принципов Всеобщего Качественного Управления (модель TQM).
  • средства для интегрирования в повседневные операции различных инициатив, направленных на кардинальное совершенствование деятельности.
  • мощный диагностический инструмент.
  • средства для объективного анализа деятельности компании по совокупности критериев, широко распространенных в Европе.
  • средства для анализа прогресса, достигнутого за период времени.
  • возможность целенаправленного использования процедуры Самооценивания именно на том участке деятельности компании, где это наиболее необходимо в данный момент.
  • методологию, применимую на всех уровнях, от отдельных сотрудников до компании в целом.
  • средство, способное повысить энтузиазм сотрудников компании и обеспечить их заинтересованность в процветании компании.
  • возможности для применения эффективных подходов, обеспечивающих совершенствование деятельности отдельных подразделений компании, или, в более широком смысле, совершенствование совместных действий с другими компаниями.
  • возможности для самостоятельного проведения конкурсов в пределах компании, позволяющих оценить достигнутый прогресс и определить наиболее выдающиеся достижения.
  • способы согласования целей, которых добивается компания, с объективными возможностями применяемых стратегий и осуществляемых процессов.
  • средства для осуществления сравнительного анализа, как в пределах компании, так и с другими компаниями.

Информация о работе Управление качеством