Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

-Управление качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.
-Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок -и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)
  • Подход Тагути к оценке потерь качества показал возможные направления деятельности предприятий и конструкторских бюро по снижению затрат на достижение требуемого качества продукции.

Проблемы качества по Г. Тагути:

  • Необходимо оценивать тот ущерб, который некачественная продукция может причинить обществу.
  • Чтобы продукция фирмы была конкурентоспособной, необходимо постоянно повышать ее качество и снижать себестоимость.
  • Основной целью программы повышения качества на фирме должно быть постоянное уменьшение расхождений между показателями качества изделия и характеристиками, заданными заказчиком.
  • Ущерб, который терпит заказчик из-за несоблюдения требований, пропорционален квадрату величины отклонения показателей качества.
  • Качество и себестоимость готового изделия в основном определяются качеством проекта и технологии.
  • На этапах разработки изделия и испытаний его опытных образцов необходимо уменьшать отклонения характеристик изделия от заданного качества.
  • Нужно выявлять зависимость эксплуатационных характеристик от других параметров изделия и технологического процесса.
  • Статистические методы контроля качества подразделяются на:
  • статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;
  • выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества;
  • стандарты статистического приемочного контроля;
  • системы экономических планов;
  • планы непрерывного выборочного контроля.

Под планом статистического контроля понимается система правил, указывающих методы отбора изделий для проверки, и условия, при которых партию следует принять, забраковать или продолжить контроль.

9. Улучшение качества. Социальные аспекты  менеджмента качества  
1. Методы непрерывного улучшения качества

Имеются два основных подхода к осуществлению постоянного улучшения процессов:

  • 1) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или к внедрению новых процессов;
  • 2) деятельность по поэтапному постоянному улучшению.
  • Проекты прорыва выполняются при коренной переработке существующих процессов и включают:
  • определение целей и краткое описание проекта по улучшению;
  • анализ существующего (по факту) процесса и возможностей реализации изменения;
  • определение и планирование улучшения процесса;
  • внедрение улучшения;
  • верификацию и валидацию улучшения процесса;
  • оценку достигнутого улучшения

Целью улучшения  процессов обычно являются основные факторы, влияющие на качество процессов  или увеличение затрат на их реализацию:

  • изменения в технологии;
  • износ оборудования и режущего инструмента;
  • изменения методов управления процессами (например, применение статистических методов);
  • изменения нормативов;
  • нарушения технологической дисциплины;
  • нестабильность технологической системы;
  • улучшение производственных условий работы.
  • Основная цель улучшения процессов — снижение вариабельности характеристик качества и устранение или уменьшение влияния порождающих их причин.
  • Достижение этой цели необратимо приведет к снижению уровня дефектности и непроизводительных затрат.
  • Этапы практической деятельности:
  • 1) побуждение работников фирмы к участию;
  • 2) создание работникам возможностей развивать свои творческие способности и разрабатывать предложения;
  • 3) получение полезного эффекта от внедрения предложений.

При этом необходимо:

  • мотивировать своих сотрудников на участие в решении проблем и в то же время не забывать о своих повседневных обязанностях;
  • мотивировать сотрудников фиксировать свои предложения на бумаге;
  • проверять и оценивать предложения, оказывать сотрудникам необходимую помощь;
  • обеспечивать признание и материальное вознаграждение материалов.
  • Методы воздействия на деятельность по предложениям можно разделить на две категории:
  • стратегия «подталкивания»
  • и стратегия «подтягивания».
  • Разновидности стратегии «подталкивания» включают методы, повышающие мотивацию работников. Среди них есть как мягкие методы, так и жесткие (своего рода приемы давления).
  • К мягким методам стимулирования деятельности можно отнести различного рода пропагандистские кампании и мероприятия.
  • Более новыми средствами могут являться различного рода видеоматериалы.
  • К стратегии «подтягивания» относятся в основном методы поощрения, в подавляющем большинстве — денежные вознаграждения.
  • Другими важными элементами стратегии «подтягивания» являются проверка и оценка, инструкции начальства, помощь при практической реализации предложений.

2. Улучшение качества  организации логистических  процессов 

Вторая половина XX в. является периодом зарождения и расцвета концепций общих (тотальных) затрат в производстве продукции путем межфункциональных компромиссов между логистическими и технологическими операциями.

  • Главная цель этих концепций — минимизация общих издержек товародвижения и производства всего предприятия.

Концепция «Точно в срок» (Just in time).

  • Сущность концепции заключается в том, что производство и поставка деталей и комплектующих изделий к месту производственного потребления осуществляются в необходимых количествах и в нужное время с целью минимизации затрат, связанных с запасами.
  • Логистические системы, в которых используется концепция «Точно в срок», являются «тянущими (вытягивающими) системами».
  • Системы организации производства, в которых детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, без жесткого графика получили название - система КАНБАН

Концепция «Планирование  потребностей (ресурсов)».

  • Эта концепция является одной из наиболее популярных логистических концепций в мире.
  • На базе логистической концепции «Планирование потребностей» построены логистические системы «толкающего» типа.

На основе концепции «Планирование потребностей» разработаны следующие микрологистические системы:

  • система планирования потребностей в материалах (Material Requirements Planning — MRP);
  • система планирования распределения продукции (Distribution Requirements Planning — DRP).

Концепция «Тощее производство» («Lean production»).

  • Эта концепция получила распространение в Европе в 90-е гг. XX в.
  • Называется она «тощее производство», потому что использует меньше ресурсов, запасов, времени при организации производства по сравнению с традиционным производственным процессом.

Концепция «Реагирование  на спрос».

  • Эта концепция применяется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется увеличение спроса.

3. Реинжиниринг бизнес-процессов  и новые информационные  технологии в управлении  качеством

  • Реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering) — новая методология перестройки деятельности (процесса) радикальным (а не эволюционным) путем. Его популярность во многом связана с развитием информационных систем и технологий.
  • Принципиальные положения реинжиниринга:
  • перестройка процессов должна осуществляться с чистого листа (то есть без учета всего предшествующего опыта);
  • реинжиниринг ставит под сомнение основные предположения и пути, которыми до сих пор пользовались на производстве;
  • реинжиниринг требует творческого подхода персонала;
  • радикальные изменения осуществляются с помощью или на основании информационных технологий.

Проект по реинжинирингу осуществляется обычно в несколько этапов:

  • анализ действующих на производстве бизнес-процессов и их моделирование;
  • переосмысление процессов и разработка принципов новых бизнеспроцессов;
  • внедрение новых бизнес-процессов.
  • CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support) — технологии информационной поддержки процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции, основанные на использовании единого информационного пространства, обеспечивают единообразные способы информационного взаимодействия всех участников процессов жизненного цикла, реализованные в форме международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия.

Три основных показателя эффективности применения CALS-технологий определили их успех на практике:

  • 1) уменьшение затрат на разработку и производство новых изделий;
  • 2) сокращение сроков вывода новых изделий на рынок;
  • 3) повышение удобств и снижение трудоемкости их эксплуатации за счет применения интерактивных электронных технических руководств и системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации и технического обслуживания продукции.

4. Национальные премии  по качеству как  стимул к улучшению  качества

Основные группы критериев присуждения премии и  вес каждой группы:

  • роль руководства фирмы (100 баллов);
  • управление персоналом (90 баллов);
  • политика и стратегия (80 баллов);
  • использование ресурсов (90 баллов);
  • оценка процессов (140 баллов);
  • удовлетворенность потребителей (200 баллов);
  • удовлетворенность персонала фирмы (90 баллов);
  • воздействие фирмы на общество (60 баллов);
  • результаты бизнеса (150 баллов).
  • Российская премия качества отличается от других тем, что при общем весе в 1000 баллов раздел «возможности» составляет 550 баллов, а раздел «результаты» — 450 баллов. При этом изменены веса отдельных групп критериев
  • Сравнение показателей российской и европейской моделей премий по качеству показывает, что в России приоритет отдается изготовителю продукции (21%), использование потенциала персонала — 12% и удовлетворенность персонала — 9%, в то время как в европейской модели приоритет отдается потребителю (20%). На третье место в Европе ставят результаты бизнеса, а в России — управление процессами.

5. Новый подход к  управлению человеческими  ресурсами

Традиционно в  сегодняшней экономике организация (предприятие) выступает в роли работодателя (потребителя), а работник (служащий) — в роли поставщика. При этом «трудовые отношения» можно представить как процесс, на входе которого — персонал организации, а на выходе — результаты деятельности

  • Эффективность управления человеческими ресурсами, как правило, оценивается степенью соответствия требований организации уровню способностей работающих. Идеальной ситуацией является вариант, при котором каждый работник получил задание, в максимальной мере соответствующее его возможностям выполнить это задание.

Практикум самооценки качества работы МП

Общая схема процедуры  самооценки

  • Самооценка — это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания.
  • Самооценка может осуществляться для всей компании, для некоторого направления деятельности компании, для одного из подразделений компании.
  • В конечном счете, непосредственная реализация процедуры самооценки будет зависеть от общей культуры компании и от ее организационной структуры.

Информация о работе Управление качеством