Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

-Управление качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.
-Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок -и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Управление  качеством.  
1. Что такое «качество».

-Управление  качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.

-Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок -и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные.

1. Что такое «качество».

-Российская  Академия проблем качества сформулировала  концептуальное определение качества.

-Качество - является  основополагающей категорией, определяющей образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.

-Такая формулировка  четко определяет значимость  деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».

  • Качество в философском смысле, представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия»
  • В политэкономическом  — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».
  • Ф. Кроссби, определил качество как «соответствие требованиям»
  • Дж. Дуран — как «соответствие назначению»
  • Дж. Харрингтон определяет качество как «удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене».
  • Качество зависит от степени удовлетворения совокупности потребностей. Совокупность состоит из ряда элементов. Эти элементы называются составляющими качества.

Основными составляющими  качества, на которые производитель должен обращать внимание являются:

  • Определение потребностей рынка (качество выбора Вашего потребителя)
  • Качество проектирования продукта
  • Качество процесса производства
  • Соответствие качества конечной продукции проекту
  • Качество послепродажного обслуживания
  • Вложение средств в обеспечение перечисленных составляющих качества, гарантирующих получение продукта с ожидаемой потребителем ценностью, рассматривается в стратегии управления качеством как один из видов инвестиций.
  • Причем эти инвестиции, по единодушному мнению руководителей компаний, внедряющих в свою деятельность элементы управления качеством, в настоящее время являются наиболее выгодными.

Для правильного  понимания проблем качества необходимо учитывать следующие положения:

  • качество должно быть ориентировано на потребителя;
  • обеспечение качества — не только техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру компании;
  • вопросы качества актуальны в рамках производственного процесса  и в сфере разработки продукции, маркетинга, послепродажного обслуживания и т.п.;
  • повышение качества продукции неразрывно связано с обновлением технологии;
  • общее повышение качества достигается с помощью экономически заинтересованного участия всех, кто задействован в создании продукции или услуги.

2. Объекты качества  и требования к ним.

Под объектами  в теории управления качеством понимаются различные составляющие бизнеса.

Объектами качества могут быть:

  • деятельность или процесс
  • продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою очередь, может быть материальной (приобретенная Вами вещь в виде материального продукта, который в дальнейшем будем называть изделием), или нематериальной (информация или понятия), или комбинацией из них
  • организация, система или отдельное лицо
  • любая комбинация из них.
  • Успех компании в конкурентной борьбе за потребителя зависит от того, насколько точно и быстро она сможет привести свои объекты качества в соответствие со следующими требованиями:
  • 1. Обеспечьте качество целей.
  • 2. Обеспечьте качество исполнения.
  • 3. Обеспечьте качество эксплуатации.
  • 4. Обеспечьте качество утилизации и переработки продукта после использования.

3. Качество и удовлетворенность потребителя.

  • Один из основополагающих принципов управления качеством — ориентация на потребителя.
  • Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспеченная организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
  • Политика в области качества должна обязывать каждого работника обеспечивать потребителя конкурентоспособными качественными изделиями или услугами.
  • Критерии оценки качества продуктов и услуг с точки зрения потребителя будут разными.
  • Критерии оценки качества продукции или услуг будут иметь различные количественные и качественные характеристики.
  • Для обеспечения контроля и управления качеством производителю необходимо иметь количественные характеристики, хотя это не всегда возможно.
  • При возможности необходимо переводить выдвигаемые потребителем требования в виде качественных характеристик в их количественные аналоги.

Основными параметрами  качества изделий являются:

  • функциональные характеристики — соответствие изделия назначению;
  • надежность — количество ремонтопригодных отказов за срок службы;
  • долговечность (срок службы) — показатель, связанный с надежностью;
  • бездефектность — количество обнаруженных потребителем дефектов.

Для современных  изделий появился ряд новых параметров качества, количественная оценка которых  не всегда очевидна.

К таким параметрам качества изделия относятся:

  • безопасность
  • эстетические свойства (дизайн)
  • экологичность
  • наличие дополнительных услуг — дореализационное и послереализационное обслуживание.

Основными показателями качества услуг, с точки зрения потребителя, являются:

  • окружающая среда — обстановка, удобства, оборудование и персонал на сервисе
  • надежность — совокупность исполнительности и доверия к результатам выполнения работы
  • психологические свойства (эмпатия) — возможность нахождения контакта; вежливость; отзывчивость
  • коммуникабельность — способность такого общения, чтобы потребитель Вас понял
  • доступность — легкость установления связи с поставщиком (при вызове мастера на дом потребитель не должен весь день ждать его прихода)
  • гарантия (страховка) того, что, если произведена плохая услуга, можно получить другую, более качественную.

На решение потребителя помимо качества исполнения самого продукта могут оказывать влияние следующие факторы:

  • уверенность потребителя (пользователя) в поставщике продукта
  • доверие потребителя к качеству продукта на основании информации (рекламы) производителя
  • информация, получаемая от других потребителей этого (или подобного) продукта
  • опыт использования подобного продукта, имеющийся у потребителя

2. Показатели качества   
1. Факторы, влияющие на качество продукции

Качество является важнейшим показателем продукции, так как находится в прямом отношении к ее стоимости.

Качество зависит  от совместного действия многих внутрипроизводственных и внепроизводственных факторов.

  • Инженерные (технические) факторы, определяющие:
    • технический уровень, надежность и другие показатели конструкции выпускаемого изделия;
    • состояние технической документации.
 
  1. Факторы, влияющие на качество продукции
 
  • Производственные (технологические) факторы, определяющие:
    • уровень и состояние технологической подготовки производства (оборудование, оснастка, технологическая документация);
    • состояние испытательного оборудования и качество средств измерения и контроля.
  • Снабженческие факторы, определяющие обеспеченность и качество поставляемых сырья, материалов и комплектующих изделий.
  • Социальные факторы, характеризующие:
    • квалификацию занятых в производственном процессе работников;
    • подбор, расстановку и перемещение кадров;
    • взаимоотношения в коллективе;
    • жилищно-бытовые условия;
    • организацию отдыха в нерабочее время.
  • Организационные факторы, характеризующие:
    • состояние технологической дисциплины;
    • соблюдение принципов и методов научной организации труда;
    • глубину изучения рынка продукции;
    • политику руководства по качеству;
    • организацию информационного обеспечения;
    • организацию питания и отдыха на предприятии.
  • Экономические факторы, характеризующие:
    • соотношение между качеством продукции, себестоимостью и ценой;
    • формы оплаты труда и величину зарплаты;
    • организацию и проведение хозрасчета;
    • порядок кредитования и финансирования средств на повышение качества;
    • систему моральных и материальных стимулов изготовления качественной продукции.

Повышение качества продукции осуществляется по двум направлениям:

  • 1) совершенствование качества выпускаемой продукции в рамках ранее освоенной техники без ее принципиального изменения;
  • 2) создание новых видов продукции, основанной на использовании принципиально новых конструктивных идей и рабочих процессов, на применении новых материалов

На повышение технического уровня производства влияют следующие факторы:

  • внедрение прогрессивных технологий;
  • применение прогрессивных материалов;
  • внедрение нового оборудования;
  • механизация и автоматизация производственных процессов.

На повышение  организационного уровня управления производством влияют факторы:

  • совершенствование организации труда;
  • внедрение новых прогрессивных нормативов и стандартов;
  • совершенствование организации управления;
  • внедрение автоматизированных систем управления.
  1. Методы определения величины показателей качества  

Методы  определения величины показателей качества зависят от конструкторских и технологических особенностей продукции или услуги.

Наиболее распространены следующие методы:

  • инструментальные, с использованием различных измерительных и контрольных приборов;
  • расчетно-аналитические — методы расчета показателей и установления взаимосвязи между ними (определение производительности станочного оборудования по величине подачи);
  • опытные, позволяющие путем испытаний установить, а в отдельных случаях и проверить, значение показателей, найденных другими методами (испытание автомобилей на полигоне, ускоренные испытания двигателей и т.д.);
  • лабораторные, служащие для определения показателей с помощью анализов и испытаний;
  • органолептические, заключающиеся в определении показателей с помощью органов чувств (контроль окраски, наличие царапин и т.д.);
  • социальные, позволяющие определить качество путем анкетного опроса потребителей;
  • балльные, позволяющие оценить отдельные показатели, не имеющие общепринятых размерностей, с помощью баллов;
  • экспертные — методы, использующие экспертов в анкетных опросах с целью получения более точных значений величины показателя.

Информация о работе Управление качеством