Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

-Управление качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.
-Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок -и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Планирование  работ по метрологическому обеспечению  предусматривает следующие основные мероприятия:

  • анализ и оценку действующего на предприятии СТП на предмет его соответствия метрологическим требованиям к точности измерений параметров нового изделия;
  • разработку годового плана метрологического обеспечения нового изделия;
  • разработку календарных графиков калибровки и поверки средств измерений, проверки контрольных и рабочих приспособлений;
  • разработку ежегодного плана проведения метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;
  • разработку графика периодической проверки средств испытаний.

3. Разработка документации по функционированию системы менеджмента качества нового изделия

В соответствии со стандартом ИСО 9000:2000, документация на систему менеджмента качества дает возможность передать смысл  и последовательность действий по обеспечению  качества. Ее применение способствует:

  • достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества;
  • обеспечению соответствующей подготовки кадров;
  • повторяемости и прослеживаемости действий;
  • обеспечению объективных свидетельств;
  • оцениванию эффективности и постоянной пригодности СМК.

Виды  документов.

В системах менеджмента  качества применяются следующие  виды документов:

  • политика в области качества;
  • руководство по качеству, содержащее необходимую информацию о системе менеджмента качества предприятия, предназначенную как для внутреннего, так и для внешнего пользования;
  • планы по качеству, описывающие применение СМК к конкретной продукции (проекту, контракту);
  • спецификации и ТУ, устанавливающие требования к качеству продукции;
  • методики, содержащие рекомендации или предложения по отдельным процессам или мероприятиям;
  • документированные процедуры, содержащие информацию о последовательности выполнения действий и процессов;
  • записи, содержащие объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатах по качеству.

«Руководство  по качеству» - это своеобразная конституция предприятия по качеству. Основные цели разработки этого документа:

  • помочь созданию внутрифирменной культуры;
  • продемонстрировать способность руководства поддерживать принятую систему управления качеством;
  • ответить на конкретные требования потребителей продукции;
  • определить и описать все виды деятельности по качеству;
  • служить руководством для поставщиков;
  • обеспечить систему аудита.

Примерная структура «Руководства по качеству»:

  • статус документа;
  • нормативные ссылки;
  • основные понятия и определения;
  • принципы системы управления качеством;
  • документация системы управления качеством;
  • описание системы управления качеством.

Каждое предприятие  само определяет номенклатуру и объем  необходимой документации для нормального функционирования системы менеджмента качества.

Всю действующую  документацию предприятия, можно разделить  на внешнюю и внутреннюю.

К внешней документации относятся следующие документы:

  • 1) Законы РФ, Постановления Правительства РФ, распоряжения вышестоящих организаций (в том числе в области качества);
  • 2) международные, национальные (зарубежных стран), межгосударственные (в рамках СНГ), государственные (российские) и отраслевые стандарты;
  • 3) нормативные документы Госстроя России;
  • 4) документы органов государственного надзора.

К внутренней документации предприятия относятся:

  • 1) организационная документация, в том числе:
    • Устав предприятия, организационная структура предприятия;
    • положения о структурных подразделениях предприятия, главных специалистах, уполномоченных по качеству в подразделениях;
    • должностные инструкции;
  • 2) документация по стратегическому и оперативному планированию, в том числе:
    • планы и программы по качеству;
    • комплексный план развития предприятия, годовые планы, рабочие планы предприятия и подразделений;
    • решения Совета по качеству;
  • 3) методическая документация, в том числе:
    • инструкции (например, документированные процедуры);
    • методические рекомендации (например, по внедрению статистических методов управления качеством);
  • 4) организационно-распорядительная документация, в том числе:
    • приказы и распоряжения высшего руководства предприятия;
    • внутренняя нормативная документация, в том числе:
      • стандарты предприятия;
      • альбомы бланков и форм;
    • техническая документация, в том числе:
      • технические условия на продукцию;
      • технологические регламенты;
      • технологические и маршрутные карты;
      • проектно-конструкторские документы;
      • аттестованные методики испытаний.
  • Структура документированной процедуры управления состоит из следующих разделов:
  • 1) титульный лист;
  • 2) предисловие;
  • 3) содержание, в том числе:
    • назначение и область применения;
    • нормативные ссылки;
    • термины, определения, обозначения и сокращения;
    • общие положения;
    • порядок выполнения процесса и прохождения информации при взаимодействии структурных подразделений и должностных лиц;
    • ответственность;
  • 4) список сопутствующих документов;
  • 5) приложения;
  • 6) лист рассылки;
  • 7) лист регистрации изменений.

Процесс управления документами.

  • Процесс управления документами по качеству состоит из трех этапов.

Первый  этап включает в себя следующие операции:

  • определение потребности в разработке документа на основе результатов анализа исходного состояния СМК или анализа эффективности управления качеством на предприятии;
  • определение ответственности подразделения-исполнителя процесса на основе матрицы распределения ответственности и полномочий;
  • формирование команды разработчиков, включающей представителя подразделения-исполнителя процесса и представителей подразделений, ближайших в технологической цепочке, методическое руководство работой осуществляется представителем службы качества;
  • планирование разработки документа.

Второй  этап включает следующие операции:

  • разработку проекта документа;
  • экспертизу проекта документа в службе качества;
  • принятие решения о внесении изменений в проект;
  • принятие окончательной редакции документа;
  • утверждение документа;
  • регистрацию в службе качества;
  • тиражирование;
  • рассылку в структурные подразделения;
  • хранение, актуализацию, архивирование и аннулирование подлинника документа в службе качества.

Третий  этап состоит из операций:

  • регистрация документа в подразделении-пользователе;
  • обучение сотрудников подразделений-пользователей работе с документом;
  • внедрение документа;
  • проверка выполнения требований документа;
  • определение необходимости внесения изменений в документ;
  • подготовка проекта изменения и представление его в службу качества;
  • внесение изменений в документ;
  • хранение, архивирование и аннулирование учтенной копии документа в подразделении-пользователе

4. Структура работников  в области качества  и методы их  обучения 

Европейская организация по качеству (ЕОК) и Американское общество качества (АОК) особое внимание обращают на подготовку специалистов в области качества.

Наличие специалистов на предприятии является залогом  применения современных методов  достижения и обеспечения качества, расширения форм обучения и номенклатуры учебных курсов. Большое внимание обращается на разработку программ обучения специалистов и формы их аттестации.

Рекомендуется проводить отдельную аттестацию для следующих категорий специалистов в области качества:

  • Инженер по качеству — специалист, понимающий принципы оценки и управления качеством продукции, процессов и услуг.
  • Инженер по надежности — специалист, понимающий принципы оценки деятельности и прогнозирования результатов в целях повышения безопасности, надежности и работоспособности продукции.
  • Менеджер качества — специалист, понимающий принципы и стандарты качества, способный проводить оценку предприятия и ориентировать его на удовлетворение заказчика (потребителя), управлять проектами, направленными на поддержку стратегических целей предприятия, мотивировать персонал на поддержку этих целей.
  • Аудитор качества — специалист, понимающий стандарты и принципы аудита, а также методы проверки, опроса, оценки и отчетности для того, чтобы определить адекватность систем качества и их недостатки.
  1. Обеспечение качества закупок

Система закупок  материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий (в дальнейшем — комплектующих) должна включать следующие элементы:

  • подготовку необходимых контрактных условий, чертежной документации, документов на поставку комплектующих и другой технической информации;
  • выбор подходящих поставщиков (субподрядчиков);
  • согласованный подход к обеспечению качества комплектующих;
  • согласованный метод проверки;
  • соглашение по решению спорных вопросов между потребителем и поставщиком;
  • процедуры входного контроля;
  • средства проведения входного контроля;
  • регистрацию данных о качестве комплектующих.
  • Документы на закупку должны содержать данные, четко отражающие характер заказываемой продукции, в том числе:
  • точное определение типа, класса и сортности;
  • инструкции по техническому контролю и соответствующие технические требования;
  • применяемые стандарты на систему качества.

Стандарт ИСО 9004—1:1994 предлагает следующие методы выбора поставщика:

  • оценить возможности поставщика или его системы качества непосредственно на его предприятии;
  • оценить образцы продукции поставщика;
  • проанализировать данные о поставках аналогичной продукции;
  • оценить результаты испытаний аналогичной продукции;
  • найти и проанализировать публикации по опыту других заказчиков.

Сотрудничество  поставщика и заказчика  на период поставок должно базироваться на общих принципах и условиях, связанных с обеспечением необходимого качества комплектующих для конкретной товарной продукции.

Среди этих принципов и условий можно отметить следующие:

  • создание коммуникационной системы;
  • анализ чертежа и технических условий;
  • согласование измерительных систем и их метрологических характеристик;
  • оценка технологического уровня поставщика;
  • оценка способности поставщика организовать и непрерывно вести работу по совершенствованию конструкции и технологии на основе методов, принятых у потребителя;
  • оценка уровня поставщика по владению статистическими методами и понимания их роли в управлении предприятием.

Качество комплектующих изделий и материалов определяется путем проведения входного контроля.

Снижение  объемов входного контроля обосновывается следующими соображениями:

  • при больших объемах производства входной контроль каждой детали является дорогостоящей операцией;
  • сплошной контроль не обеспечивает годность всех проконтролированных деталей из-за ошибок и погрешностей самого контроля;
  • во многих случаях качество можно проверить только путем испытаний, после которых изделие нельзя уже использовать.

При большой номенклатуре комплектующих невозможно всех поставщиков сделать постоянными партнерами. В этих случаях выбор поставщика производится традиционными методами.

Заслуживает внимания балльная оценка поставщика по основным характеристикам деятельности, в  том числе по уровню качества поставляемой продукции, уровню организации поставок, степени лояльности поставщика, перспективности поставщика.

Информация о работе Управление качеством