Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:30, диссертация
Актуальность темы исследования. Детство - важнейшая стадия в развитии личности, которая обуславливает особые подходы к человеку, находящемуся в этой стадии развития. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса человека и гражданина.
Введение 3
Глава 1. Генезис ювенальной юстиции в России и за рубежом 15
1.1. Исторический опыт становления государственных органов по делам
несовершеннолетних в России 15
Статус ювенальных судов за рубежом 36
Теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция» 51
Глава 2. Место и роль ювенальной юстиции в правовой системе
современной России 74
2.1. Необходимость создания специализированных судов по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 74
Применение особых процессуальных правил рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в судах общей юрисдикции 97
Перспективы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 123
Заключение 144
Библиографический список 147
В это же время в 1922 году был принят Уголовный кодекс РСФСР, который в ст. 18 установил, что к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться те же виды уголовных наказаний, что и к взрослым, за исключением смертной казни - расстрела. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. также исключил несовершеннолетних в возрасте до 18 лет из числа тех, к кому могла быть применена высшая мера наказания. Это правило не отменялось в последующих российских уголовных кодексах. В Уголовном Кодексе 1926 г. также было предусмотрено обязательное уменьшение сроков отбывания наказания для несовершеннолетних: в возрасте от 14 до 16 лет - наполовину, а в возрасте от 16 до 18 лет - на треть. В последующем это правило не применялось.
В этот период можно наблюдать сочетание административных и судебных форм рассмотрения дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, причем приоритет отдавался именно административной форме, поскольку по решению комиссии по делам несовершеннолетних дело в отношении лица в возрасте от 14 до 16 лет передавалось в суд, где рассматривалось по особым правилам. УПК РСФСР 1923 года содержал особые требования к профессиональному подбору народных заседателей, срокам рассмотрения дел этой категории, а также правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.
18 См.: Люблинский И.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. М., 1923. С. 31.
25
Второй этап - 1935-1950 годы. Усиление репрессивной политики советского государства в 30-е годы коснулось и несовершеннолетних, которые могли быть как «пособниками врагов народа», так и членами их семей. Это доказывает принятое 7 апреля 1935 года Постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которым устанавливалась уголовная ответственность несовершеннолетних за определенную категорию преступлений с 12-летнего возраста1 . К таким преступникам суда все чаще стали применять лишение свободы в качестве основной меры наказания.
В это же время Постановлением СНК СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» были установлены типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители. Этим же постановлением были упразднены комиссии по делам несовершеннолетних «в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей», что не согласуется с логикой. Карательная составляющая в отношении рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей усилилась, чему способствовала ликвидация комиссий по делам несовершеннолетних.
Так, например, в 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Этот указ распространил действие постановления 1935 года и на преступления, совершенные несовершеннолетними по неосторожности.
Третий этап - 1950-1967 годы. В эти годы вновь появляются комиссии по делам несовершеннолетних, создается институт общественных воспитателей. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство содержало статьи, адресованные непосредственно несовершеннолетним. В УК РСФСР 1960 г. были введены нормы, смягчающие санкции в отношении несовершеннолетних,
19 СЗ СССР. 1935. Отд. 1. № 19.
26
а также предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера.
УПК РСФСР 1961 года имел главу 32 «Производство по делам несовершеннолетних», где закреплялись положения о повышенной юридической охране прав' подозреваемых и обвиняемых, не достигших возраста 18 лет. В частности, к ним относились:
Введение этой главы способствовало появлению зачатков ювенальной юстиции, однако принципы ювенальной юстиции, преимущественно охранительный режим судебного процесса, социальная насыщенность и его индивидуализация закреплялись в УПК 1961 года фрагментарно и разрозненно.
Четвертый этап - с 1967 по 1991 год (год начала судебной реформы).
Этот период характеризуется повышением статуса и значимости комиссий. Новое Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июня 1967 года20. Главными задачами комиссий в этот период становились «организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и
20 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 23. Ст.536; 1969. № 4. Ст.89; 1971. № 22. Ст. 433; 1972. № 51. ст. 1209; 1974. № 29. Ст.782; 1977. № 12. Ст. 259; 1985. № 40. Ст. 1400.
27
проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел СССР и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях».
Систему комиссий в этот период составляли:
Самым активным звеном в системе таких комиссий были наиболее приближенные к родителям и несовершеннолетним районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних. В соответствии со ст. 14 Положения эти комиссии помимо различных контрольных функций по отношению к учреждениям, где пребывали дети, имели ряд «квазисудебных» полномочий. Так, например, они могли возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних, входить в суд с представлениями о неприменении наказания, о применении более мягкого наказания, об условном осуждении, о досрочном снятии судимости и т.п. (п. «з» ст. 14 Положения). Кроме того, на комиссии данного уровня возлагалось рассмотрение дел о несовершеннолетних (ст. 17 Положения):
а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия;
б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет
общественно опасные действия,
не предусмотренные статьей 10 Уголовного
кодекса РСФСР;
в) совершивших деяния, содержавшие признаки
преступления, в возрасте
от 14 до 16 лет, в отношении которых отказано
в возбуждении уголовного дела
или прекращено уголовное дело в порядке,
предусмотренном ст. 8 и 10 УПК
РСФСР;
г) совершивших в возрасте до 16 лет нарушение
правил дорожного
движения; совершивших в
возрасте от 16 до
18 лет административные
28
правонарушения; совершивших малозначимые преступления (мелкое хищение, мелкое хулиганство и т.п.);
д) совершивших иные антиобщественные поступки;
е) уклоняющихся от учебы или работы.
В целях борьбы с правонарушениями несовершеннолетних комиссии могли применять различные меры: вынести общественное порицание, предупреждение; возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий 50 рублей; наложить штраф в размере от 30 до 50 рублей как на самих несовершеннолетних, так на их родителей или лиц, их заменяющих. Кроме того, комиссия могла передавать дела о таких нерадивых родителях на рассмотрение товарищеского суда, районного суда, могла ходатайствовать о лишении их родительских прав, об отобрании ребенка, о выселении из жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их проживание с детьми невозможно. Таким образом, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних в этот период имела черты как общественной организации, поскольку все ее члены работали на общественных началах, так и административного органа, поскольку комиссии имели управленческие функции в сфере охраны прав детей, а также судебных органов, так как выносили решения, имеющие обязательный характер по делам о правонарушениях небольшой общественной опасности.
Пятый этап - с 1991 года по настоящее время.
С момента образования
Российского суверенного государства,
то есть с момента принятия Декларации
о государственном суверенитете РСФСР
12 июня 1991 года, в системе органов
власти произошли существенные изменения,
которые коснулись и системы
органов по делам несовершеннолетних.
Хотя Положение о комиссиях по делам
несовершеннолетних некоторое время продолжало
действовать, но в него были
внесены изменения. Федеральным законом
от 24 июня 1999 г. «Об основах
системы профилактики безнадзор
29
несовершеннолетних» название комиссий уточнено, теперь они называются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Хотя закон вначале закреплял лишь один вид комиссий - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, тем не менее, на практике сложилась следующая система комиссий:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. утверждены Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ее персональный состав . В п. 1 Положения указано: «Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Задачи и функции Комиссии охватывают широкий спектр вопросов по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению исполнения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав». В целях выполнения обязанностей Комиссия наделена соответствующими правами.
21 СЗ РФ. 1999. №
26. Ст.3177; 2001. № 3. ст. 216; 2003. № 28. Ст. 2880; 2004.
№27.
Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2005. № 17. Ст. 1485; 2007. №
27. Ст. 3215; 2008. № 30 (ч. 2).
Ст. 3616; 2009.№42.
Ст.4861.
22 СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2093.
зо
В состав
Правительственной комиссии входит 25
человек- работники
аппарата МВД, депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, представители
общественности. Председателем
Комиссии назначен Министр внутренних
дел России, два заместителя
Председателя Комиссии - первый заместитель
Министра внутренних дел и
заместитель Министра здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации. Ответственным секретарем
Комиссии назначен заместитель
начальника Департамента охраны общественного
порядка МВД РФ. На
заседании комиссии рассматриваются важные
вопросы, связанные не только с
правонарушениями несовершеннолетних,
но и с совершенствованием системы
защиты их прав. Так, например, на заседании
1 июня 2006 гола рассматривался
вопрос «О состоянии организации профилактической
работы в подростковой
среде и принимаемых мерах по реализации
положений Федерального закона от
24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних».
Рассмотрев материалы, комиссия
решила: «Провести мониторинг федерального
законодательства в сфере
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних,
защиты их прав, о результатах проинформировать
членов Комиссии на одном
из ее заседаний и внести возможные предложения
по разработке проектов
федеральных законов, направлен
законодательства»23.
Сейчас в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:
1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий,
~ Протокол заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав РФ // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4.
31
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;