Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальнои юстиции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:30, диссертация

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Детство - важнейшая стадия в развитии личности, которая обуславливает особые подходы к человеку, находящемуся в этой стадии развития. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса человека и гражданина.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Генезис ювенальной юстиции в России и за рубежом 15
1.1. Исторический опыт становления государственных органов по делам
несовершеннолетних в России 15
Статус ювенальных судов за рубежом 36
Теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция» 51
Глава 2. Место и роль ювенальной юстиции в правовой системе
современной России 74
2.1. Необходимость создания специализированных судов по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 74
Применение особых процессуальных правил рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в судах общей юрисдикции 97
Перспективы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 123
Заключение 144
Библиографический список 147

Вложенные файлы: 1 файл

Архипова Н.О.doc

— 3.59 Мб (Скачать файл)

специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать

72 Овечкин М.А. Конституционно-правовой статус специализированных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид наук. Саратов, 2006. С.74.

7 Забрянский Г.И. Несовершеннолетние: преступность и противодействие (тезисы) // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4.

 

67

те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п., органы опеки и попечительства над несовершеннолетними, ювенальные органы следствия и дознания, комитеты по делам семьи и несовершеннолетних, воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей74.

Стрежневой момент смысла ювенальной юстиции в том, что непосредственно уголовное наказание - это чрезвычайная мера наказания для подростка. Присуждение подростка к различным социально-психологическим и реабилитационным программам, направленным на его ресоциализацию должно стать самой распространенной формой правоприменительной практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием.

Ювенальная юстиция должна основываться на особых гуманистических процессуальных нормах и могла бы включать в себя сеть всевозможных социальных, правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судебных органов по делам семьи и несовершеннолетних. Вся эта инфраструктура должна быть направлена, прежде всего, на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, вступившим в конфликт с законом. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дает следующее определение особой категории несовершеннолетних - «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, -это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и

74 См.:.Ермаков В.Д. Ильчиков М.З, Абросимова Е.А., Автономов А.С, Хананашвили Н.Л. Федеральный закон «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации».Авторский проект. М., 1999.С.8-9.

 

68

межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи» 5

Основными  принципами  ювенальной  юстиции  выступают  следующие базовые положения:

  • ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом;
  • активное использование в судебном процессе по делам несовершеннолетних данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений (служб, органов);
  • усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осуждённого и т.п. посредством закрытия судебного заседания по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них, уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия и др.);
  • специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних;

75СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3177; 2001.  № 3. ст. 216; 2003. № 28. Ст. 2880; 2004. №27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2005. № 17. Ст. 1485; 2007. № 27. Ст. 3215.

 

69

- особый   упрощённый   (неформальный)   порядок   судопроизводства   в 
отношении несовершеннолетних;

- наличие системы специализированных вспомогательных служб   . 
Думается, что данные принципы можно отнести к базовым положениям не

всей ювенальнои юстиции, а лишь тех судебных органов, которые непосредственно будут рассматривать дела в отношении несовершеннолетних преступников. На наш взгляд, необходимо более широко рассматривать данную проблему и говорить об устоях, на которых будет стоять вся система органов, учреждений, мероприятий, которая так или иначе связана с подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации.

Как справедливо отмечает Л.М. Карнозова, ювенальная юстиция базируется на том, что:

  1. детство - это стадия развития, в ребенке нет ничего раз и навсегда сложившегося;
  2. задача общества и его институтов - создавать условия для развития ребенка, его социализации и благополучия;
  3. социальное неблагополучие и правонарушающее поведение - явления одного порядка, указывающие на трудную жизненную ситуацию ребенка, на изменение которой и должна быть направлена официальная и общественная реакция;
  4. общество и государство несут ответственность за то, что ребенок оказывается в неблагоприятной социальной ситуации;
  5. наказание усиливает десоциализацию (социальную дезадаптацию);

6) задача суда состоит в защите интересов ребенка; в случае его 
правонарушающего поведения принимаются меры, которые носят 
воспитательный характер и направлены на его реинтеграцию в общество;

Овечкин М.А. Конституционно-правовой статус специализированных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид наук. Саратов, 2006. С.76.

 

70

7) ювенальная юстиция ориентирована на будущее, адекватность 
принимаемых мер определяется тем, как они повлияют на дальнейшую судьбу 
ребенка;

8) ювенальная юстиция включает в себя как судебные органы, так и 
воспитательные учреждения.77

Таким образом, защитой прав несовершеннолетних должны заниматься не только исключительно государственные органы, но и другие учреждения и организации. При этом под государственным органом мы будем понимать «самостоятельную структурную единицу государственной власти, наделенную государственно-властными полномочиями, необходимыми для частичной реализации (в соответствии с его профилем работы) функций определенной ветви государственной власти» . В нашем случае - это функция обеспечения прав ребенка и защиты их в случае нарушений, а также особый подход к несовершеннолетним правонарушителям. Однако в любом государстве эти функции выполняют не только государственные органы, наделенные особыми властными полномочиями, но и различные организации, которые могут быть как государственными, так и негосударственными. К государственным организациям в данном случае можно отнести центры социальной защиты населения, социальной помощи семье и детям, занятости населения, отделы образования, здравоохранения и внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и некоторые другие, которые выполняют определенные государственные функции:

  • профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • повышение ответственности родителей за воспитание детей;
  • профилактика насилия в семье;
  • обеспечение досуговой занятости детей и подростков;

77 Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция: содержание понятия и перспективы в 
России // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 4.

78 Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2002. С.65.

 

71

  • организация работы по трудовой занятости несовершеннолетних;
  • профилактика алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних. Негосударственные организации - общественные объединения, которые

являются добровольными, самоуправляемыми, некоммерческими

формированиями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения7 . Федеральный закон «Об общественных объединениях» (ст. 27) наделяет общественные объединения правом представлять и защищать законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Так, например, большой вклад в дело профилактики детской безнадзорности, предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних вносят общественные формирования правоохранительной направленности. К ним относятся отряды правопорядка, добровольные народные дружины, студенческие отряды охраны порядка и др. Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних идет по нескольким направлениям:

  • мониторинг семей, находящихся в социально опасном положении;
  • контроль над несовершеннолетними, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • проведение профилактических бесед с детьми и подростками;
  • проведение рейдов по выявлению безнадзорных несовершеннолетних, а также детей и подростков, занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством  .

79 Статья 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. с послед, изм. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 19. Ст.; 1998. № 30. Ст. 3608; 2002. № 11. Ст.1018; №12. Ст.1093; № 30. Ст.3029; № 50. Ст.4855; 2004. № 27. Ст.2711; 2006. № 3. Ст. 282; № б.Ст. 636; 2008. № 30 (ч.2). Ст.3616; 2010. № 30. Ст. 3995.

80Подробнее см.: Денисов СБ., Кандрина Е.Г. Участие общественных формирований правоохранительной направленности в профилактике безнадзорности, предупреждении и пресечении административных правонарушений среди несовершеннолетних/ Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: регион. Науч.-практ. конф.

 

72

Правозащитные общественные объединения могут выступать в роли посредника между несовершеннолетними и государственными органами и должностными лицами в некоторых случаях при разрешении возникающих конфликтов. Таким образом, правозащитные общественные объединения в сфере защиты прав несовершеннолетних содействуют разрешению общественных конфликтов, защите нарушенных прав и свобод подростков, а также созданию благоприятных условий для их реализации. Ювенальная юстиция - это кооперация деятельности разных профессионалов, предполагающая взаимодействие суда и правоохранительных органов с воспитательными (и иными гуманитарными) структурами с целью решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Ювенальная юстиция - система воспитательно-юридическая, государственно-общественная '.

Данные государственные органы и общественные организации тесно взаимодействуют между собой в деле обеспечения прав детей. Взаимодействие в данном контексте представляет собой связь взаимно обусловленных предметов, явлений, субъектов, согласования, упорядочения их совместной деятельности. Взаимодействие появляется на почве взаимозависимости и обусловлено необходимостью принимать такие решения, в которых согласуются интересы всех заинтересованных субъектов.

Кроме того, осуществлять политику в отношении социально неблагополучных детей должны специально подготовленные кадры. Здесь мы согласны с позицией Г.И. Забрянского в том, что недостаточно учредить ювенальные суды, ювенальное следствие, ювенальную прокуратуру, ювенальную адвокатуру, а также другие специальные органы. Важно подготовить следователей, прокуроров, адвокатов, судей, которые глубоко изучили бы не только все тонкости ювенального права (не ограничиваясь

Балашов, 28 нояб. 2007 г.: сб. науч. тр./ Под ред. Л.Н. Смотровой, П.А. Шацкова. Саратов, 2007. С.13-17.

81 См.: Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция: содержание понятия и перспективы в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 4.

 

73

уголовным и уголовно-процессуальным), но и были знакомы с детской психологией, педагогикой и другими областями знаний об особенностях детей (согласно правилу 6.3 Пекинских правил лица, использующие дискриминационные полномочия, должны обладать соответствующей квалификацией или подготовкой для их благоразумного применения в соответствии со своими функциями)и полномочиями)   .

Таким образом, рассматривая теоретико-правовые подходы к содержанию категории «ювенальная юстиция» можно прийти к ряду выводов:

Во-первых, ювенальная юстиция - это совокупность государственных органов и общественных организаций, которые, так или иначе, связаны с несовершеннолетними, находящимися в сложной жизненной ситуации, основанная на системе взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости между ними.

Во-вторых, целью деятельности данных государственных органов и общественных организаций является установление замкнутой эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, тесно взаимодействующей со специализированным ювенальным судом.

В-третьих, функционирование государственных органов и общественных 
организаций, которые, так или иначе, задействованы в системе 
несовершеннолетних правонарушителей, должно осуществляться

профессионально подготовленными специалистами, деятельность которых основана на неформальном подходе к проблемам детей.

Информация о работе Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальнои юстиции в Российской Федерации