Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:30, диссертация
Актуальность темы исследования. Детство - важнейшая стадия в развитии личности, которая обуславливает особые подходы к человеку, находящемуся в этой стадии развития. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса человека и гражданина.
Введение 3
Глава 1. Генезис ювенальной юстиции в России и за рубежом 15
1.1. Исторический опыт становления государственных органов по делам
несовершеннолетних в России 15
Статус ювенальных судов за рубежом 36
Теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция» 51
Глава 2. Место и роль ювенальной юстиции в правовой системе
современной России 74
2.1. Необходимость создания специализированных судов по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 74
Применение особых процессуальных правил рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в судах общей юрисдикции 97
Перспективы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 123
Заключение 144
Библиографический список 147
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных издания 1845 года еще сильна власть родительских наказаний для непослушных детей: «родители для исправления детей строптивых и неповинующихся имеют право употреблять домашние исправительные меры» (ст. 165)7. Если же эти меры не помогали, то родители имели право детей от 10 до 17 лет отдавать в воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних по соглашению с этими учреждениями, а также «за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки» заключать в тюрьму по установленным законом правилам (ст. 165). Дела о малолетних преступниках, совершивших менее тяжкое преступление, рассматривались также Совестными судами, причем родители могли в течение 4-х месяцев после объявления решения подать апелляцию на это решение. Дела о тяжких преступлениях этой категории преступников выносились через губернаторов на ревизию Правительствующему Сенату, который либо выносил окончательное решение, либо отдавал дело на усмотрение Императору. Дела о преступлениях лиц от 14 до 21 года рассматривались уже без участия Совестного суда, однако в обязательном порядке выносились на ревизию, причем объявлялись лично подсудимым, которые могли сами подать в течение месяца апелляцию. Таким образом, в этот период появились особые процессуальные правила рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних до 14 лет, которые содержали повышенные гарантии их защиты (право на апелляцию), а также дополнительные возможности
7 Полное собрание законов Российской Империи. Т. XX. 1845 г. СПб.. 1846. С.598-1010.
18
обжаловать приговор для несовершеннолетних преступников от 14 лет до 21 года.
Устав уголовного судопроизводства 1892 года устанавливал особые правила проведения судебного заседания при рассмотрении дел о
о
преступлениях, совершенных преступниками в возрасте от 10 до 17 лет . Прежде всего, должностное лицо, проводившее расследование, обязано было выявить уровень умственного и нравственного развития малолетнего преступника, установить наличие или отсутствие умысла при совершении преступления. В обязательном порядке о времени слушания дела оповещались родители или опекуны подсудимого, которые должны были являться в суд, если несовершеннолетний мог быть осужден к лишению свободы. В суде родители или опекуны давали объяснения, как и сам обвиняемый, причем по решению мирового судьи заседание суда могло быть закрытым. При возникновении сомнения суд мог вызвать на заседание экспертов: учителей, воспитателей, врачей. Каждому несовершеннолетнему обвиняемому в обязательном порядке предоставлялся защитник, при отсутствии которого дело не рассматривалось. До рассмотрения дела несовершеннолетние преступники могли помещаться в исправительные приюты или колонии, а при их отсутствии в монастыри их вероисповедания. В данном случае прослеживается тенденция гуманизации по отношению к несовершеннолетним преступникам, которая затрагивала как досудебные меры пресечения, так и порядок самого судебного разбирательства. Данный Устав можно по праву считать прообразом действующего в настоящее время уголовно-процессуального законодательства, закрепляющего особые правила рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних преступников.
Следующим этапом в становлении суда над несовершеннолетними является принятие Закона от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и
8 Полный свод законов Российской Империи. Т. 14. СПб., 1904. с. 1-120.
19
9 ~
несовершеннолетних, а также законоположении о их наказуемости» , который действовал в царской России вплоть до 1918 года. В этом и других законах России конца XIX в. содержались юридические нормы, предусматривавшие положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению с взрослыми подсудимыми. Так, например, вместо взятия под стражу в качестве меры пресечения несовершеннолетним преступникам назначали ответственный присмотр, помещение в воспитательно-исправительные заведения и монастыри. По мнению известного дореволюционного профессора П.И. Люблинского, «Эти меры не только способны обеспечить явку обвиняемого, но и дают возможность осуществления известного надзора за поведением малолетнего и некоторого воспитательного на него влияния»10. Вместе с тем значительный объем судейского усмотрения по этим делам (решение вопроса о действиях «с разумением», вынесение приговоров без установленного срока) все же ставил несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом. В Законе «О малолетних и несовершеннолетних преступниках» предусматривалось для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенные для них помещения. Причем уголовная ответственность наступала уже с 10 лет. Для тех детей, которые совершили преступления по неосторожности («без разумения») существовал льготный режим привлечения к ответственности, тех же, кто умышленно совершал подобные преступления, направляли по преимуществу в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они заключались на срок, определенный судом, но не более чем до достижения 18-летнего возраста, в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах для арестованных по приговорам мировых судей. Так, за период 1898-1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к помещению в колонии и
Закон от 2 июня 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». СПб., 1899.
10 Люблинский П.И. Суд и права личности // Суд и права личности: Сборник статей/ под ред. Н.В. Давыдова, Н.Н. Полянского. М., 2005. С.57.
20
84442 - в тюрьмы и арестные дома . Закон о малолетних и несовершеннолетних преступниках еще не определял ювенальную юстицию как самостоятельный вид судебных органов, но, тем не менее, именно в этот период были сделаны первые шаги по её созданию.
Первый суд для несовершеннолетних был создан 22 января 1910 г. в Санкт-Петербурге. Он был создан в результате инициативы Санкт-Петербургского Общества Патроната, сформировавшего специальную комиссию по вопросу о введении в России особого суда по делам о несовершеннолетних, руководил которой профессор И.Я. Фойницкий. Комиссия выработала проект правил об особом суде, который и лег в основание организации детской юстиции. Инициативу поддержали Санкт-Петербургский съезд мировых судей, Городская управа, Городская Дума, Министерство юстиции .
К октябрю 1917 года такие суды были учреждены во многих крупных российских городах: Москве, Харькове, Киеве, Либаве, Риге, Томске, Саратове. Функции судьи осуществлял единолично мировой судья. В силу специфики судебного разбирательства к мировым судьям ювенального суда предъявлялись особые требования по знанию детской психологии, поэтому зачастую на эти должности избирались врачи или педагоги. Эти суды отличались следующими признаками:
а) конфиденциальность судебного разбирательства;
б) отсутствие формальной
судебной процедуры,
в том числе
официального обвинительного акта;
в) упрощенное судопроизводство,
сводившееся в основном к
беседе
судьи с подростком при участии попечителя;
Подробнее см.: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процессам криминологии: Учеб. пособие. М., 2000. С.55-63.
12 Подробнее см.: Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция - охранительная и восстановительная. М., 2002..
21
г) применение попечительского надзора в качестве основной меры воздействия1 .
Юрисдикция этих судов включала в себя и надзор за работой детских учреждений, в которых содержались малолетние преступники. Обжаловать решение ювенального суда можно было в особое отделение съезда мировых судей.
Важнейшей составляющей новой системы была организация попечения над несовершеннолетними. На попечителей возлагалась обязанность присмотра за несовершеннолетним по поручению судьи. Попечитель собирал для суда сведения о социальных условиях жизни ребенка, о его семье, выяснялись причины, приведшие к преступлению с тем, чтобы суд в своем решении способствовал защите ребенка от влияния этих неблагоприятных факторов. Попечитель оказывал помощь в устройстве на работу или учебу, в выполнении других указаний судьи, взаимодействовал с благотворительными обществами и другими учреждениями и лицами, которые могли содействовать воспитанию несовершеннолетнего. Он составлял систематические отчеты судье о поведении и образе жизни своих подопечных14.
Однако по мнению ряда ученых того времени, «в России не было никакого специального закона о ювенальной юстиции, детские суды были созданы «в порядке частной инициативы (городского самоуправления)»15 и действовали на основе Закона от 2 июня 1897 г. и правил, выработанных комиссией по вопросу о введении в России особого суда по делам о несовершеннолетних. Тем не менее, деятельность этих судов была весьма эффективна, и, если бы не Первая Мировая война и последовавшая за ней Великая Октябрьская революция, закон о ювенальной юстиции в России был бы принят, и его создание на всей территории было бы неизбежно.
13 См.: Ведерникова О. Ювенальная
юстиция: исторический опыт и перспективы.
//
Российская юстиция. 2000.. №7. С. 52.
14 См.: Карнозова Л.М. Ювенальная
юстиция в России: прошлое, настоящее,
будущее.
М., 2007.
1эСм.: Дети-преступники / Под ред. М.Н. Гернета. М., 1912. С. 74.
22
Однако с появлением советского государства эти суды были ликвидированы, вместо них появились другие органы. Большое влияние на изменение государственной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей в сторону её гуманизации оказали два документа, принятые вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции: декреты от 17 января 1918 г. «О комиссиях о несовершеннолетних» 16 и от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно
1 7
опасных действиях» . Необходимо отметить, что именно комиссии по делам несовершеннолетних были теми органами, которые обеспечивали государственную функцию по надзору и контролю за несовершеннолетними правонарушителями, а также привлечение к ответственности их родителей. В становлении этих комиссий можно выделить несколько этапов, которые характеризуются изменением их функций и компетенций.
Первый этап - 1918-1935 годы. С января 1918 года «дела несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных», подлежали ведению комиссии о несовершеннолетних. Во главе системы таких комиссий стояла Центральная комиссия о несовершеннолетних при Наркомате государственного призрения, при губернских и уездных отделах народного образования существовали свои подобные комиссии.
Эти комиссии состояли из представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач. В компетенцию комиссий входило в зависимости от характера деяния либо освобождение несовершеннолетних от ответственности, либо направление их в одно из учреждений Наркомата общественного призрения. Заседания комиссий были публичными. На них разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних. К недостаткам работы комиссий в этот период можно отнести то, что членами комиссии были в основном лица, не имеющие юридического образования, а потому при
16 Собрание узаконений и распоряжений. РСФСР. 1918. № 13. Ст.62.
17 Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. 1920. № 13. Ст. 83.
23
вынесении решения они часто руководствовались «революционным сознанием», а не объективными фактами или юридической квалификацией проступка подростка, что снижало объективность и справедливость выносимого комиссией решения. В модифицированной форме комиссии по делам несовершеннолетних существуют и в нынешнее время.
В период революционных потрясений, вызванного этим хаоса и паралича власти, уровень преступности резко возрастает. Это наиболее характерно для преступности несовершеннолетних, поскольку в такие периоды многие семьи распадаются, родители либо погибают, либо воюют, а, следовательно, появляется много детей, оказавшихся без попечения родителей -беспризорников, которые, с одной стороны, вынуждены жить на улице и добывать себе пропитание сами, а с другой стороны, охотно принимаются взрослой преступной средой, которая использует их в своих интересах. Именно поэтому комиссии о несовершеннолетних были вынуждены часть своих полномочий о рассмотрении особо опасных преступлений несовершеннолетних передать специализированным органам - судам.
Декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» от 4 марта 1920 г. допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры. Народному комиссариату юстиции предписывалось помещать несовершеннолетних отдельно от взрослых преступников и организовывать для подростков такие учреждения, позже они получили название «трудовые дома». Как правило, через суд проходили дела о несовершеннолетних правонарушителях-рецидивистах или совершивших тяжкие преступления, при систематических побегах из детских домов, а также при явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе. За кражу и другие преступления против собственности осуждалось 83 процента всех несовершеннолетних (для взрослых этот процент был иным: 22,3
24
процента - для мужчин, 64,5 процента - для женщин). В отчете управления местами заключения НКВД за 1922 г. называется количество заключенных
1 о
несовершеннолетних 1200 человек . Однако даже в это тяжелое для государства время уголовные дела в отношении несовершеннолетних преступников рассматривались специальными составами суда, что обеспечивало особый подход и особенное внимание к делам такого рода. Такой порядок сочетания деятельности комиссий и специальных судебных составов в отношении несовершеннолетних просуществовал до 1935 года.