Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальнои юстиции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:30, диссертация

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Детство - важнейшая стадия в развитии личности, которая обуславливает особые подходы к человеку, находящемуся в этой стадии развития. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса человека и гражданина.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Генезис ювенальной юстиции в России и за рубежом 15
1.1. Исторический опыт становления государственных органов по делам
несовершеннолетних в России 15
Статус ювенальных судов за рубежом 36
Теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция» 51
Глава 2. Место и роль ювенальной юстиции в правовой системе
современной России 74
2.1. Необходимость создания специализированных судов по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 74
Применение особых процессуальных правил рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в судах общей юрисдикции 97
Перспективы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 123
Заключение 144
Библиографический список 147

Вложенные файлы: 1 файл

Архипова Н.О.doc

— 3.59 Мб (Скачать файл)

92 См.: Трунов И.Л. Айвар Л.К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. №10. С.27 См.: Российская газета. 2004. 15 октября. 94 Российская юстиция. 2000. № 4. С. 59-61.

 

82

дети должны стать объектом особой заботы общества и государства. Ведь если показатели преступности несовершеннолетних и их изменение наложить на показатели экономических, социальных, идеологических и других процессов, направленных на защиту, заботу, поддержку детей, семьи, дошкольных учреждений и школы, то каждый объективный исследователь придет к выводу: наше общество еще не достигло того уровня преступности несовершеннолетних, которого оно заслуживает95. Таким образом, можно с сожалением констатировать, что многолетний устойчивый рост преступности среди несовершеннолетних свидетельствует о неэффективности решений, принимаемых на уровне государства и реализуемых уполномоченными им органами. Необходимы новые подходы к системе защиты прав несовершеннолетних, которые будут способствовать минимизации их девиантного поведения. Одним из таких подходов может стать переориентация законодательства и правоприменительной практики на объект профилактики: центром внимания здесь должны стать не несовершеннолетние правонарушители, а то подавляющее большинство подростков и молодежи, которое может ими стать. Поэтому необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», сделав особый акцент на раннюю профилактику правонарушений и обозначив в качестве категорий лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, всех несовершеннолетних граждан, а не только тех, кто уже находится в социально опасном положении.

К объективным причинам преступности несовершеннолетних следует отнести недостатки в политической, экономической, социальной жизни Российского     государства,     пробелы,     связанные     с     неразработанностью

95 Забрянский Г.И. Несовершеннолетние: преступность и противодействие (тезисы) // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4.

 

83

механизмов защиты прав ребенка, несовершенство законов и правоприменительной практики в сфере профилактической деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних.

Как справедливо отмечает профессор из США Д.М. Бурман: «Есть три необходимых условия для защиты прав ребенка: физическая и психологическая безопасность, экономическое процветание и верховенство закона»96. Обеспечить верховенство закона могут только профессиональные юристы, которые знают и могут применить законные способы обеспечения прав несовершеннолетних. Жизненные ситуации несовершеннолетнего, его воспитание объединяют в себе уже две противоположные тенденции по качественному их влиянию на личность: они или положительно влияют на нее, способствуя становлению положительных качеств и правовой культуры; либо делают лицо уязвимым к неблагоприятным внешним условиям и ситуациям криминогенного характера. Причины преступности связывают с отрицательной стороной этого противоречия - условиями неблагоприятного нравственного формирования личности 7. Нельзя не согласиться с мнением Д.З. Зиядовой о том, что неисправимость некоторых подростков - это во многом результат несвоевременности, недостаточности, бессистемности профилактической работы, недостаточного использования возможностей общевоспитательного и специализированного воздействия на них98.

Если опираться на системный подход, то, как предлагает М.В. Немытина, можно выделить четыре ступени защиты прав несовершеннолетних:

Бурман Д.М. Защита прав ребенка: роль клинического образования в реализации идеала // Права человека: пути реализации: Мат. межд. науч.-практ. конференции. Саратов, 1999. Ч.1.С.156.

97 Антюфеева О.С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности 
несовершеннолетних (криминологический и правовой аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. 
Рязань, 2004. С. 93.

98 Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности 
несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 3.

 

84

Первая - все, что связано с социализацией несовершеннолетних: образование, здравоохранение, социальная защита, досуг, молодежная политика;

Вторая - предупреждение правонарушений;

Третья - судебное рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних;

Четвертая - исполнение наказаний, вынесенных судами в отношении несовершеннолетних".

Можно увидеть, что все данные ступени защиты в той или иной степени связаны с ювенальной юстицией, под которой в широком смысле можно понимать систему органов, использующих в своей деятельности специальные правила обращения с несовершеннолетними по поводу совершенного ими правонарушения. В настоящее время российская судебная система в отношении обеспечения прав несовершеннолетних преступников далека от совершенства. В российском судопроизводстве не устанавливаются различные судебные процедуры в зависимости от возрастной категории подсудимых. Однако принципиальным моментом должно быть то, что система ювенальной уголовной юстиции должна отделиться от «взрослой» юстиции, поскольку она должна быть ориентирована исключительно на реабилитацию и реинтеграцию несовершеннолетних правонарушителей. Ведь о 14-16-летних подростках нельзя сказать, что они обладают настоящим жизненным опытом, являются в полной мере деликтоспособными, могут адекватно оценить сущность судебного разбирательства с их участием. В этой связи возникает опасность злоупотреблений в отношении несовершеннолетнего подсудимого, поскольку игнорирование его индивидуальных способностей, особенностей характера и условий воспитания может привести к нарушению его прав и законных интересов.

99 См.: Немытина М.В. Ювенальная юстиция в России: возможности становления// Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних / Под ред. М.В. Немытиной. Самара, 2000. С.192-193.

 

85

Одним из направлений решения данной проблемы явилось бы возрождение института ювенальнои юстиции, о которой начали говорить в конце 90-х годов. Её создание было предусмотрено в Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей, утвержденных Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г.100

В Концепции судебной реформы в России была поставлена задача создания в России судов по делам несовершеннолетних и семейных судов. В президентской программе реализации судебной реформы предусматривалась разработка концепции ювенальнои юстиции и проекта закона о ней101. Рядом российских ученых-юристов (Э.Б. Мельникова, Г.Н. Ветрова) более 10 лет назад был разработан законопроект о ювенальнои юстиции . В апреле 2000 года на парламентских слушаниях в Государственной Думе обсуждались проекты «Основ законодательства о ювенальнои юстиции в Российской Федерации» и Федерального конституционного закона «О внесении дополнений и изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации», однако до сегодняшнего дня эти законы не приняты. 15 февраля 2002 г. Государственной Думой был принят в первом чтении проект Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов как специализированных судов в системе судов общей юрисдикции, но сейчас этот процесс приостановлен. Как полагает О.Н. Ведерникова, создание ювенальных судов в России сталкивается с рядом проблем: недостатком финансирования и организационными сложностями, связанными с определением места ювенальнои   юстиции   в   судебной   системе   России;   отсутствием   единой

ши СЗ РФ. 1995. № 38. Ст. 3669.

101 Мельникова Э.  Б.  О ювенальнои юстиции // Становление судебной  власти в 
обновляющейся России. М. 1997. С. 50.

102 См.:    Мельникова   Э.Б.,   Ветрова   Г.Н.    Закон   о   ювенальнои   юстиции   // 
Правозащитник. 1996. № 2. С.42-58.

 

86

концепции ювенального правосудия, его целей и задач . Однако расчеты, произведенные специалистами Фонда НАН, свидетельствуют: даже с учетом инфляции расходы на создание системы подготовки кадров и кадровое включение социальных работников в деятельность судов, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних, составят в течение трех экспериментальных лет (и в дальнейшем - ежегодно) сумму, не превышающую 60 млн. рублей104. Более сложным является необходимость выработки концепции ювенального правосудия и определения его места в российской судебной системе.

По мнению Н.Ю. Хаманевой, такой вид правосудия, как ювенальная юстиция можно оценить с двух позиций: 1) как инструмент борьбы с преступностью среди молодежи и подростков и 2) как средство охраны законных интересов несовершеннолетних, защиты от неблагоприятных условий жизни и воспитания105. Однако она полагает, что действующее законодательство «не предусматривает возможности создания специальных ювенальных судов, которые были бы выделены из системы судов общей юрисдикции». Речь по её мнению, идет о специализации судей, следователей, прокуроров, участвующих в делах о правонарушениях несовершеннолетних, либо об оставлении ювенальных судов в системе судов общей юрисдикции при сохранении собственной специфики106.

Однако другие авторы, например, А.С. Автономов, считают, что необходимо принятие закона о ювенальной юстиции, «который включал бы все институты, занимающиеся правами детей, и чтобы суд был не только карательным   органом»   (он   все  равно   будет  карательным),   но   чтобы   он

См.: Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция. 2005. № 3. С.43.

104 Хананашвили Н.Л. Ребенок в трудной жизненной ситуации. Принятие 
эффективного решения // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 3.

105 См.: Научно-практическая конференция «Правовое обеспечение практики 
восстановительного правосудия: мировые тенденции и перспективы в России» // 
Государство и право. 2003. № 9. С.115.

ld6 Там же

 

87

превратился еще и в орган, восстанавливающий справедливость, ликвидирующий конфликтную ситуацию между правонарушителем и его жертвой, между правонарушителем и обществом»    .

Мы согласны с мнением тех авторов, которые считают, что важнейшее отличие ювенального правосудия в том, что оно рассматривает ребенка не как объект для репрессии, а как субъект реабилитации. В центре внимания ювенальной юстиции - ребенок и его проблемы, а не ведомственная отчетность, требуемая нормами права. Данный подход позволяет избежать рецидива, уберечь оступившегося от криминальной жизни1   .

В настоящее время можно говорить о том, что во многих странах мира, в том числе и в России, идет смешивание элементов реабилитационной и восстановительной модели ювенального правосудия. Об этом свидетельствует Рекомендация № Rec (2003) 20 Комитета министров Совета Европы «О новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних», принятая 24 сентября 2003 г. на 853-ем заседании представителей министров, в которой говорится:

«Основными целями правосудия по делам несовершеннолетних и связанных с ним мер предупреждения преступности среди несовершеннолетних должны быть:

предупреждение совершения и повторного совершения преступлений;

ресоциализация и возвращение преступников к жизни в общество;

учет потребностей и интересов потерпевших»    .

В современных российских реалиях можно говорить о ювенальном суде в двух  смыслах:   как  о  перспективе  создания  данного  специализированного

См.: Научно-практическая конференция «Правовое обеспечение практики восстановительного правосудия: мировые тенденции и перспективы в России» // Государство и право. 2003. № 10. С. 107.

Трунов И.Л.  Айвар Л.К.  Вопросы уголовного права и уголовной  политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. №10. 109 См.: СПС "Консультант+»

 

88

судебного органа и как о тех элементах ювенального суда, которые уже присутствуют в практике судов общей юрисдикции.

Проект Федерального конституционного закона о ювенальных судах до сих пор не рассмотрен Государственной Думой. Однако проблема создания особого суда для несовершеннолетних является одной из самых насущных, поскольку в последние годы наметилась тенденция к росту и «омоложению» подростковой преступности. В пояснительной записке к проекту Федерального конституционного закона № 8948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы ФС РФ В.И. Зоркальцевым, Е.Ф. Лаховой, Г.Н. Махачевым, Е.Б. Мизулиной, А.В. Чекисом, А.В. Чуевым, Т.В. Ярыгиной 18 декабря 2000 года приводятся устрашающие факты о том, что противоправная деятельность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла почти в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы, при этом 80 % правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.

Наряду с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а это примерно 12 % от общего количества, дела в отношении несовершеннолетних  не рассматриваются в течение  нескольких лет,  ждут

своей   очереди,   а   подростки   ожидают   справедливого   решения   суда   в

но следственных изоляторах    .

В пояснительной записке также подчеркивалось, что создание ювенальных

судов,    а   также    подготовка   предложений    и    финансово-экономического

обоснования создания специализированных составов (судов) в системе судов

общей юрисдикции уже во втором квартале 2002 года было предусмотрено в

пункте  6  принятой  Правительством  РФ  Федеральной  целевой  программы

Документы цитируются по СПС «Консультант+»

 

89

«Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы» и утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 т.

Разработчики законопроекта - депутаты Государственной Думы -предполагали, что реформирование российской судебной системы в отношении несовершеннолетних будет осуществляться в три этапа:

первоначальный этап - разработка и принятие Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации»;

второй этап - разработка и принятие Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации»;

Информация о работе Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальнои юстиции в Российской Федерации