Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальнои юстиции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:30, диссертация

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Детство - важнейшая стадия в развитии личности, которая обуславливает особые подходы к человеку, находящемуся в этой стадии развития. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса человека и гражданина.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Генезис ювенальной юстиции в России и за рубежом 15
1.1. Исторический опыт становления государственных органов по делам
несовершеннолетних в России 15
Статус ювенальных судов за рубежом 36
Теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция» 51
Глава 2. Место и роль ювенальной юстиции в правовой системе
современной России 74
2.1. Необходимость создания специализированных судов по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 74
Применение особых процессуальных правил рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в судах общей юрисдикции 97
Перспективы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 123
Заключение 144
Библиографический список 147

Вложенные файлы: 1 файл

Архипова Н.О.doc

— 3.59 Мб (Скачать файл)

третий, завершающий этап - разработка и принятие Федерального закона общей направленности «Об основах системы ювенальной юстиции».

Однако в настоящее время не пройден еще и первый этап. Государственная Дума Федерального Собрания РФ в первом чтении 15 февраля 2002 года только приняла Федеральный конституционный закон «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который содержал следующие положения:

Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1997, № 1, ст. 1) следующие дополнения:

1. Включить статью 26.1, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 26.1. Ювенальные суды

  1. Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специализированных судов создаются ювенальные суды в системе судов общей юрисдикции.
  2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, хотя бы одним из участников в которых является несовершеннолетний, в

111 СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623; 2004. № 7. Ст. 520.

 

90

качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов

1 1 9

устанавливаются федеральным конституционным законом.»    .

Однако с этого времени законопроект больше не обсуждался ни во втором, ни в третьем чтении. Более того, в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. №583 нет ни слова о создании ювенальных судов."3.

В 2005 году А.С. Автономов и Н.Л. Хананашвили разработали проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции». Во второй статье под дефиницией системы ювенальной юстиции предложили понимать «совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего)»114.

В качестве основных принципов построения и функционирования системы ювенальной юстиции авторы назвали: а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего); б) открытость и прозрачность процедур деятельности всех её институтов; в) приоритет профилактического подхода; г) защита прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) специализированными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными и неправительственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями; д) расширение восстановительного подхода при

112 СПС «Консультант+»

113 СЗ РФ. 2006. № 41. Ст. 4248; 2007. № 16. Ст. 1916; 2008. №7. Ст. 602. 
1 и http.7/www.juvenilejustice.ru/documents/d/przak/fzpoekt

 

91

осуществлении    правосудия    в    отношении    детей    (несовершеннолетних);

е) создание условий для всесторонней социализации ребенка 
(несовершеннолетнего),   как   предпосылки   для   его   наилучшего   развития;

ж) поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и 
естественной     среды    для     воспитания    ребёнка    (несовершеннолетнего);

з) взаимодействие государственных органов, органов местного 
самоуправления, государственных, муниципальных и неправительственных 
некоммерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и 
обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка 
(несовершеннолетнего); и) доступность для детей (несовершеннолетних) 
социально-правовой помощи; к) создание условий, обеспечивающих 
деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних); 
л) создание системы активного взаимодействия с ребенком 
(несовершеннолетним).

Разработчики проекта закона также предложили дать любым физическим и юридическим лицам право осуществлять деятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего)115.

Данный закон не был принят, проект даже не обсуждался в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, но появилось множество суждений на эту тему. В настоящее время среди ученых и практиков нет единого мнения о том, что представляет собой ювенальная юстиция и какое место она занимает в системе противодействия преступности несовершеннолетних.

Однако в настоящее время идея создания специализированных судов, в том числе и по делам несовершеннолетних, не утратила своей актуальности, о чем свидетельствует только что принятый Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля

http://www.juvenilejustice.ru/documents/d/przak/fzpoekt

 

92

2011г. . В статье 1 «Система судов общей юрисдикции» говорится, что систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. К федеральным судам общей юрисдикции относятся, в том числе «специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом». Таким образом, установление системы ювенальных судов, возможно, оно предусмотрено новым федеральным конституционным законом, и данный вид специализированных судов будет входить в систему судов общей юрисдикции.

Очень важным элементом ювенальной юстиции выступают специальные омбудсмены. Мировая практика свидетельствует, что детские омбудсмены учреждены и действуют в более чем 60 государствах мира, причем в большинстве из них они действуют одновременно с омбудсменами, занимающимися общими проблемами защиты прав человека. В России в настоящее время проблема формирования нового несудебного правозащитного механизма решается в связи с принятием Президентом РФ решения о создании института Уполномоченного по правам ребенка."7 Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка предоставлены для выполнения возложенных на него обязанностей следующие права:

- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

"6СЗРФ. 2011. №7. Ст.898.

117 Указ Президента РФ от 1  сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312.

 

93

  • беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
  • проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  • направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
  • привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

В этом же указе Президентом РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка.

Сейчас в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в более чем 50 субъектах Российской Федерации учреждена должность уполномоченного по правам ребенка. Общими для правовой природы института уполномоченного по правам ребенка являются решаемые им следующие задачи:

- обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных 
интересов ребенка, восстановление его нарушенных прав;

 

94

  • содействие реализации прав и законных интересов ребенка;
  • совершенствование механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства о гарантиях прав и законных интересов ребенка;
  • правовое просвещение населения по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка;
  • координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций в области обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
  • информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции о

1 1 Я

правах ребенка    .

Ряд ученых предлагают в императивном порядке ввести в России и каждом субъекте Федерации такой институт119. Однако создание института уполномоченного по правам ребенка в каждом субъекте Российской Федерации сталкивается с рядом организационных и правовых проблем. Действительно, в соответствии с пунктом «б» статьи 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, а тем более детей, находится в совместном ведении России и её субъектов. Субъекты Федерации имеют в своем распоряжении определённый арсенал средств, позволяющих им эффективно защищать права граждан, в том числе и детей.

Сложившаяся федеративная система органов государственной власти, основанная   на   принципе   разделения   властей,   предполагает   возможность

Сайфутдинова Р.И. Вопросы обеспечения государственной защиты прав ребенка // Современное право. 2007. № 4.

119 См.: Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России: механизм и эффективность. Саратов. 2006. С.83-85; Коновалова Г.В. Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам ребенка // Институт Уполномоченного по правам ребенка в России. М., 2005. С. 51; Сайфутдинова Р.И. Вопросы обеспечения государственной защиты прав ребенка //Современное право. 2007. № 4.

 

95

формирования института Уполномоченного по правам ребенка не только на уровне Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 сентября 1999 года также установил, что в систему органов государственной власти субъекта Федерации входят законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта Федерации, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта Федерации    .

Конкретная система органов государственной власти субъекта Федерации устанавливается Конституцией (Уставом) самого субъекта Федерации, как и необходимость учреждения института Уполномоченного по правам ребенка, исходя из материальных, кадровых и иных обстоятельств.

Порядок формирования и компетенция Уполномоченного определяются самими субъектами Федерации в их Конституциях или уставах, а также специальных законах. Система данных Уполномоченных не подчиняется Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, и финансируется за счет средств бюджета субъекта Федерации. При этом Уполномоченные субъектов Федерации составляют с федеральным Уполномоченным не иерархическую систему, а систему институтов, объединенных общим конституционным пространством и едиными гуманистическими ценностями. Кроме того, деятельность уполномоченного дополняет имеющиеся средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, но не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных

120 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 31. Ст.3205; 2002. №19. Ст.1792; №30. Ст. 3024; № 50. Ст.4930; 2003. № 27. Ст. 2709; 2004. № 50. Ст.3950; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2006. № 1. Ст. 13. № 29. Ст. 3124; № 50. Ст. 5279; 2007. № 1. Ст. 21; № 10. Ст. 1151; № 13. Ст. 1464; № 21. Ст. 2455; № 26. Ст. 3074; № 30. Ст. 3805, 3808; 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3597; 3613; № 49. Ст. 5747; № 52 (ч. 1). Ст. 6229; 2009. № 19, Ст. 2280; №48. Ст. 5733; 2010. № 15. Ст. 1737, 1746; № 19. Ст. 2291; № 25. Ст. 3070; № 31. Ст. 4186, 4198; № 32.Ст. 4298; № 40. Ст. 4969.

 

96

лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Таким образом, следует не навязывать субъектам Федерации обязательность создания института детских омбудсменов, а стимулировать их на повышение эффективности правозащитной деятельности во всех её формах.

В заключение можно отметить, что создание специализированных судебных и административных органов по обеспечению и защите прав несовершеннолетних, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, является обязанностью государства. Ведь именно оно создало ситуацию, вызванную как объективными (резкий переход к рыночной экономике), так и субъективными факторами (снижение нравственных ориентиров, влекущее отказ от семейных ценностей), при которой наблюдается рост беспризорности, преступности несовершеннолетних, именно оно в соответствии со ст. 2 Конституции РФ обязано «соблюдать, защищать и обеспечивать права и свободы человека и гражданина» и, прежде всего, наиболее уязвимой её части - детей. То, что это должны быть именно специализированные органы также не вызывает сомнений, поскольку ведь никого не удивляет существование отдельной отрасли медицины - педиатрии, учитывающей особенности детского организма и детской психики при лечении болезней, так почему же эти особенности не должны учитываться при применении мер государственного принуждения к несовершеннолетним подросткам? Поскольку в правовом государстве самым действенным способом защиты прав и свобод несовершеннолетних от посягательств является судебная защита, создание в России в ближайшее время ювенальной юстиции представляется не просто целесообразным, но и необходимым.

Информация о работе Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальнои юстиции в Российской Федерации