Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальнои юстиции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:30, диссертация

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Детство - важнейшая стадия в развитии личности, которая обуславливает особые подходы к человеку, находящемуся в этой стадии развития. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса человека и гражданина.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Генезис ювенальной юстиции в России и за рубежом 15
1.1. Исторический опыт становления государственных органов по делам
несовершеннолетних в России 15
Статус ювенальных судов за рубежом 36
Теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция» 51
Глава 2. Место и роль ювенальной юстиции в правовой системе
современной России 74
2.1. Необходимость создания специализированных судов по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 74
Применение особых процессуальных правил рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в судах общей юрисдикции 97
Перспективы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 123
Заключение 144
Библиографический список 147

Вложенные файлы: 1 файл

Архипова Н.О.doc

— 3.59 Мб (Скачать файл)

Забрянский Г.И. Несовершеннолетние: преступность и противодействие (тезисы) // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4.

 

74

ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Необходимость создания специализированных судов по делам несовершеннолетних в Российской Федерации

Проблема защиты прав детей во все времена существования Российского государства стояла достаточно остро. В идеале главный защитник прав ребенка- это его родитель. Конституция РФ в статье 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях, об их воспитании. Однако юридическая природа конституционных обязанностей недостаточно изучена. Длительное   время   в  теории   государства  и   права  были   лишь   отдельные

от

исследования, посвященные данной проблематике . Однако в последнее время этому важному элементу правового статуса личности стали гораздо больше уделять внимание. Как верно отмечает Ю.В. Барзилова: «Без обязанностей правовой статус любого субъекта был бы зыбким и неустойчивым, не отражающим необходимой сбалансированности интересов личности, общества и государства»84.

Родительские обязанности обеспечиваются не только моральными нормами, но и нормами права, а закрепление их в Основном Законе государства относит их к конституционным обязанностям. На это обращает внимание Б.С. Эбзеев: «Человек сам выбирает формы и способы заботы о детях или   родителях,    а   государство    в    соответствующих   органах    (опеки    и

от

См.: Матузов Н.И., Семенеко Б.М. Исследование проблемы юридических обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1980. № 12; Ем B.C. К вопросу о понятии, содержании и сущности правовых обязанностей // Вести Моск. Ун-та. 1981. № 1; Короткова Л.П. Обязанности граждан по воспитанию детей // Советское государство и право. 1983. № 12; Масленников В.А. Конституционные обязанности граждан СССР; сущность проблемы реализации // Советское государственное право. 1983. № 6; Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979; Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М., 1968.

Барзилова Ю.В. Юридические обязанности как элемент правового статуса личности. Автореф. дисс.канд. юрид наук. Саратов. 2006. С. 16.

 

75

попечительства, суда и др.) участвует в правоотношениях по осуществлению данной обязанности на основании отраслевого законодательства и в рамках отраслевых правоотношений, первичную основу которых, однако, составляют

85

конституционные нормы» . В развитие конституционных положений в статье 61 Семейного кодекса говорится: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия».

Анализ    текста    Семейного    кодекса    позволяет    отнести    к    числу родительских обязанностей следующие:

  • обязанность   заботиться   о   здоровье,   физическом,   психологическом, духовном и нравственном развитии детей;
  • обязанность     материального     содержания     несовершеннолетних     и совершеннолетних, но нетрудоспособных детей;
  • обязанность   по   обеспечению   получения   детьми   основного   общего образования;
  • обязанность по обеспечению прав и интересов детей в отношении с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах.

По мнению Н.С. Шерстневой, в Семейном кодексе забота о детях получает «удвоенное» выражение. Во-первых, сами потребности детей определяются обществом, государством и должны рассматриваться членами семьи в качестве наиболее насущных, а с точки зрения необходимости их удовлетворения -первоочередных. Во-вторых, посредством норм права и правоприменительной деятельности государство регулирует отношения детей со всеми лицами и

Эбзеев   Б.С.   Личность   и   государство   в   России:   взаимная   ответственность   и конституционные обязанности. М., 2007. С.227.

 

76

организациями с таким расчетом, чтобы потребности детей находили постоянное и неиссякаемое удовлетворение. В-третьих, фундамент надлежащего воспитания закладывается в семье. В то же время, как указывает автор, воспитательное влияние семьи на детей должно органически сочетаться с общественным воспитанием. Общественное воспитание и воспитание в семье дополняют друг друга. Воспитательная функция семьи имеет доминирующее

О/Г

значение  .

В случае ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей в действующем российском законодательстве предусмотрены различные виды их юридической ответственности: административная, гражданско-правовая, семейно-правовая, уголовная.

В частности, неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 5.35 КоАП РФ), за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа (ст. 6.10 КоАП РФ). Каждый год почти полмиллиона родителей или лиц их заменяющих подвергаются административным штрафам, однако желаемого результата эти меры не приносят. Поэтому необходимо изменить часть 1 статьи 63 Семейного кодекса, которая может быть сформулирована так: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом и психическом развитии своих детей, формировании в них высоких нравственных качеств, а также готовить их к общественно полезной деятельности». Последнее предложение дополнено по сравнению с имеющимся в действующем тексте данной статьи Семейного Кодекса положением о том, что родители не только должны заботиться о нравственном

86 См.: Шерстнева Н.С. Принципы российского семейного права. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2007. С.35.

 

77

развитии своих детей, но и участвовать в «формировании в них высоких нравственных качеств», а также «готовить их к общественно полезной деятельности». Это дополнение позволит более верно оценивать выполнение родительской обязанности по воспитанию детей и принимать адекватные меры при её неисполнении.

С 1 января 1997 г. введена уголовная ответственность родителей за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

Наиболее радикальной мерой, которая может быть применена к родителям, является лишение родительских прав, которое рассматривается как мера семейно-правовой ответственности, и применяется судом в случае совершения родителями (одним из них) семейного правонарушения либо умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей (ст. 69, 73 СК РФ). Лишение родительских прав влечет наступление неблагоприятных для родителей последствий в сочетании с дополнительными обременениями. Они теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе на получение от него в будущем содержания. Лишение родительских прав не освобождает их от обязанности содержать своего ребенка (ст. 71 СК). Однако механизм выявления родителей, халатно выполняющих свои родительские обязанности, отработан недостаточно четко. Это приводит к тому, что часто дети, лишенные родительской заботы и должного внимания, находятся в неблагоприятной для их развития и воспитания среде.

Ежегодно 350 тыс. российских детей появляются на свет вне брака, 20 тыс. из них - у матерей, не достигших восемнадцати лет . По некоторым данным ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них - социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих

Лыков В. Детское неблагополучие // Человек и закон. 2003. № 8. С. 6.

 

78

обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. Безразличное отношение матерей и отцов к своему потомству может иметь в своей основе массу причин, среди которых, по глубокому убеждению Л.Ю. Михеевой, неясность смысла существования и бесцельное пребывание в среде себе подобных в состоянии каждодневного алкогольного опьянения88.

В тех случаях, когда родителей нет или они пренебрегают своими конституционными обязанностями по заботе о детях, их воспитанию, возникают различные проблемы. Безнадзорность и беспризорность детей продолжают оставаться одними из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Несмотря на то, что принимаются меры по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних количество таких детей не уменьшается: независимые эксперты называют цифру - 4 млн., Совет Федерации - 3 млн., МВД России -2,5 млн., Генпрокуратура РФ - 2 млн., Министерство труда и социального развития - 1 млн., Министерство образования - 386 тыс. (дети, не посещающие школу)89.

Нельзя сказать, что государство не принимает меры по борьбе с беспризорностью. После принятия 24 июня 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» была предусмотрена система органов, которые обязаны были решать проблемы таких детей. В соответствии с данным законом безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Безнадзорность появляется в тех семьях, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их

88 Михеева Л.Ю.   Ответственность  родителей  за  воспитание  детей:   направления 
реформы законодательства // Семейное и жилищное право. 2005. № 4.

89 Аргументы и факты. 2003. № 46.

 

79

воспитанию, обучению и содержанию, а также отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Однако, поскольку сначала ст. 12 данного Федерального закона не 
содержала ни конкретных механизмов, с помощью которых 
несовершеннолетние могли бы получить требуемые им социальные услуги, ни 
структурных подразделений, занимающихся выявлением

«несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах», то и социальная реабилитация этих лиц, построенная на индивидуальных программах социальной реабилитации, была невозможна. В итоге - хорошо известный плачевный результат: закон, направленный на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, эту самую безнадзорность увеличил! Доходило до абсурда: безнадзорные дети оказывались вообще вне сферы компетенции государственных структур, и помощь несовершеннолетнему, например, милиционером могла быть оказана только тогда, когда ребенок совершал правонарушение или преступление. °

Впоследствии было принято решение о создании учреждений социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания.   Данные   государственные   или   муниципальные   учреждения

90 Подробнее см.: Хананашвили Н.Л. Ребенок в трудной жизненной ситуации. Принятие эффективного решения // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 3.

 

80

должны предоставлять социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса было рекомендовано создавать специализированные государственные (муниципальные) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям».

Учредителем Центра может выступать орган социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальный орган социальной защиты населения на основании решения, принимаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Центр может создаваться из расчета: одно учреждение на 50 тыс. жителей, проживающих в городе или районе. Деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений, в связи, с чем Центр осуществляет наряду с другими функциями участие в работе по профилактике безнадзорности    несовершеннолетних,    защите    их    прав '.    Эффективная

91 Постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 № 52 (ред. от 26.03.2001) «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» // Бюллетень Минтруда РФ. 2000. № 8.

 

81

деятельность  таких Центров,  при  их достаточном  финансировании,  будет способствовать снижению количества социально неустроенных детей.

Ведь беспризорники, а также дети из асоциальных семей с пьющими родителями, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в криминальные сферы деятельности (попрошайничество, воровство, занятие проституцией и т.д.), что связано с риском для их физического и психического здоровья, социального развития. В настоящее время проблема преступности несовершеннолетних стоит достаточно остро. По данным МВД России каждое девятое преступление совершается лицами, не достигшими 18 лет или при их участии. Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. общественно опасных деяний этой категории лиц, причем 100 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности92. При рассмотрении уголовного дела в суде подростку выносят приговор, в котором приговаривают его либо к условному сроку - 70-75 % дел, либо к лишению свободы - 23-24 %. В результате выходит 17 человек несовершеннолетних заключенных на 100 тыс. населения, что свидетельствует о печальном лидерстве России по данному показателю . Поэтому Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. обращено внимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних94. Судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений. Особо подчеркнута необходимость специализации  правосудия  в  отношении  несовершеннолетних.  Именно эти

Информация о работе Теоретико-правовые аспекты формирования ювенальнои юстиции в Российской Федерации