Статистический анализ потребительского рынка платных услуг на примере уральского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является комплексный анализ рынка платных услуг, изучение причин, повлиявших на изменение его объёма.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
Характеристика рынка платны услуг;
Анализ структуры платных услуг по формам собственности и на душу населения;
Анализ динамики потребительского рынка платных услуг за 5 лет;
Определение основной тенденции платных услуг на душу населения за 10 лет;
Выявление взаимосвязи между размером платных услуг на душу населения и индекса потребительских цен на бытовые услуг, и;

Содержание

Введение. 3
1 Понятие рынка платных услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года 6
2 Структура платных услуг Уральского региона. 19
2.1. По формам собственности 19
2.2. На душу населения 20
3 Анализ динамики потребительского рынка платных услуг (5 лет) 23
4 Методы определения основной тенденции платных услуг на душу населения (10 лет) 25
4.1. Метод скользящей средней 25
4.2. Метод аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя 25
5 Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером услуг и на душу населения и среднедушевым денежным доходом 32
6 Дисперсионный анализ выявленной в группировке взаимосвязи 34
7 Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий взаимосвязь между размером платных услуг на душу населения и среднедушевым доходом 37
Выводы 42
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

стат рынка-2.docx

— 541.76 Кб (Скачать файл)

 среднедушевого денежного  дохода населения и размера  платных услуг

годы

Величина среднедушевого дохода в сопоставимых ценах 2010 г., тыс. руб. xi

Величина платных услуг на душу населения в сопоставимых ценах 2010 г., тыс. руб. yi

Расчётные данные

y2

2001

8,04

15,62

64,570

125,529

6,311

2,975

244,039

2002

9,00

17,86

80,993

160,761

7,219

3,172

319,090

2003

10,53

19,25

110,785

202,612

7,780

7,537

370,551

2004

11,68

262,38

136,485

3 065,287

106,248

8 942,524

68 842,850

2005

1,33

301,27

1,780

401,964

121,998

14 559,672

90 762,655

2006

15,30

351,62

234,151

5 380,526

142,391

16 151,685

123 638,636

2007

16,90

386,48

285,695

6 532,420

156,507

19 489,390

149 363,954

2008

17,69

412,43

313,099

7 297,799

167,018

22 297,593

170 099,008

2009

18,51

416,36

342,448

7 704,875

168,609

22 531,233

173 354,900

2010

18,88

419,91

356,503

7 928,371

170,046

22 850,745

176 321,049

Итого:

2 603,177

127,863

1 926,509

38 800,144

1 054,127

126 836,526

953 316,731

В среднем:

260,318

12,786

192,651

3 880,014

105,413

12 683,653

95 331,673


 


 

                  


 

 

%> 33%

Коэффициент вариации случайной  величины — мера относительного разброса случайной величины; показывает, какую  долю среднего значения этой величины составляет ее средний разброс. В отличие от среднего квадратического или стандартного отклонения измеряет не абсолютную, а относительную меру разброса значений признака в статистической совокупности. Исчисляется в процентах. Вычисляется только для количественных данных.24

Вывод: совокупность значений размера среднедушевых денежных доходов является неоднородной, так  как коэффициент вариации больше 33%.

Условие применения метода КРА не выполнено. Однако, возможен прогноз на один год.

Измерим степень тесноты  связи. Для этого вычислим значение парного линейного коэффициента корреляции.

 

36,391

740,874

 

Значение коэффициента корреляции равное 1,111 указывает на прямую корреляционную зависимость объёма платных услуг, на душу населения от среднедушевых денежных доходов.

Для характеристики доли вариации признака , обусловленной влиянием фактора , вычислим коэффициент детерминации:

 или 123,475%

На 123,48% вариации размера платных услуг на душу населения обусловлена размером среднедушевых денежных доходов и на 0% влиянием всех остальных факторов.

Однофакторный корреляционно-регрессионный  анализ.

Взаимосвязь между парой признаков  и . Построим уравнение линейной зависимости. Линейное уравнение зависимости имеет вид:

Для нахождения его параметров решим  систему нормальных уравнений:

Найденное уравнение показывает, что при увеличении размера среднедушевого денежного дохода на 1рубль объём  платных услуг на душу населения увеличится на 0,043 тыс. руб.

При увеличении размера среднедушевого денежного дохода на 1% значение объёма платных услуг на душу населения увеличится в среднем на 0,884%

 

По таблице Стьюдента  найдём критическое значение t для и

, (0,054<2,306)значит а0статистически не значимо;

,(2,53>2,306) значит а1статистически значимо;

, (6,489>2,306)значит r статистически значимо;

Так как  , то на 5%-ом уровне значимости можно утверждать, что между размером среднедушевого денежного дохода и объёмом платных услуг наблюдается статистически значимая корреляционная зависимость.

По найденному уравнению  регрессии можно осуществить  прогноз среднего значения признака y , если выполняются следующие условия:

 

Коэффициент колеблемости Vỹх=1,53%<15%,значит уравнение пригодно к прогнозированию.

 

Определим прогнозное значение размера платных услуг  на душу населения:

  • при минимальном среднедушевом денежном доходе

min=1,482+0,043*8,04 =1,828

  • при максимальном среднедушевом денежном доходе

max = 1,482+0,043*18,88 =2,294

  • при оптимальном среднедушевом денежном доходе

опт = 1,482 +0,043*260,318 =12,676

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что размер платных услуг на душу населения  при минимальном среднедушевом денежном доходе (8,04 тыс. руб.) составит 1,828 тыс. рублей; при максимальном среднедушевом денежном доходе (18,88 тыс. руб.) – 2,294 тыс. рублей и при оптимальном среднедушевом денежном доходе (260,318 тыс. руб.) – 12,676 тыс. рублей.

Точечная оценка среднего значения объема платных услуг на душу населения с размером среднедушевого дохода 260,318 тыс. руб.:

Вычислим интервальную оценку среднего значения объема платных услуг на душу населения с размером среднедушевого дохода 260,318 тыс. руб.

х - Δỹх ≤ ȳ ≤ ỹхỹх

Δỹх = tSỹх

ν=n-2=10-2=8

tα;ν= t0,05;8=2,306

Δỹх =2,306* 39,818=42,124

260,318–42,124≤ ȳ ≤ 260,318 +42,124

218,194≤ ȳ ≤ 302,442

Таким образом, с вероятностью 0,95 можно утверждать, что средний  объем платных услуг на душу населения  с размером среднедушевого дохода 260,318 тыс. руб. составит от 218,194 до 302,442 тыс. руб.

Проверим правильность выбора линейной формы связи, вычислив показатель теоретического корреляционного отношения, показывающего степень близости выбранной теоретической линии регрессии к фактическим уровням и проверив выполняемость условия .

= ,

 

Так как разница  по абсолютной величине 0<0,01, то можно  утверждать, что линейная форма связи  между признаками выбрана верно.

 

 

  Выводы

 

Подведём итоги:

1. Платными услугами называют труд, воплощающийся в той или иной потребительной стоимости, которая способна удовлетворять определенные личные потребности.

При этом статьей 346.27 НК РФ определено понятие платных услуг - это бытовые услуг и, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

Бытовое обслуживание населения  – часть сферы обслуживания, где  населению оказываются непроизводственные и производственные услуг и.

В современных условиях бытовое  обслуживание стало отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной материально-технической базой. Оно приобретает всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания. 

В настоящее время российский рынок платных услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше людей и организаций отказываются от решения платных проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов.

2. Потребление платных услуг по Уральский региону растет.

По России в общем объеме оказания платных услуг всё большую роль играют предприятия негосударственной формы собственности.

Объемы потребления платных услуг на душу населения в Уральском регионе за период с 2001 г. по 2010 г. возросли с 5254,00 руб. до 419906,00 руб. на 414652,00рублей..

3. За период с 2006 по 2010 гг. в Уральский регион наблюдается относительно равномерный рост величины платных услуг на душу населения. В 2010 г. по сравнению с 2006 г. наблюдается рост показателя на 19,42 %, что в абсолютном выражении составило 68283,14руб. По сравнению с 2009 г. в 2010 г. наблюдается увеличение на 3546,90 руб. или на 0,13%. При этом одному проценту соответствует 4163,59 руб.

Средняя стоимость платных  услуг за 5 лет составила 397358,98 руб.

Так как стоимость платных услуг на душу населения сильно зависит от среднедушевого дохода, то для развития рынка платных услуг в первую очередь необходимо увеличивать доходы населения.

4. В ходе проведения  дисперсионного анализа удалось  установить, что:

а) В результате применения данного метода получили ряд динамики скользящей средней объема платных услуг на душу населения, в котором выявлена тенденция повышения значения показателя.

б) Изменение объема платных услуг на душу населения в Уральский регион за исследуемый период (2001-2010гг.) на 84,56% было вызвано влиянием направленных факторов и на 14,44% - влиянием случайных факторов.

5. Осуществляя качественный  экономический анализ данных  во время проведения корреляционно-регрессионного  анализа, в качестве факторного  признака Xбыл выбран среднедушевой денежный доход в рублях; в качестве результативного признака У - величина платных услуг на душу населения в рублях.

Зависимость между X и У описывалась уравнением прямой, т. е. находились параметры уравнения парной линейной регрессии:

В результате группировки  установлена прямая весьма тесная корреляционная зависимость величины платных услуг на душу населения от величины среднедушевого денежного дохода. С увеличением среднедушевого дохода населения размер платных услуг на душу населения в среднем увеличивается.

6. Исследования основной тенденции розничной торговли методом скользящей средней и методом аналитического выравнивания показали, что в целом объём платных услуг на душу населения в Уральский регион (в период с 2001г. по 2010г.) с каждым годом увеличивался.

Различия между средним  объемом платных услуг на душу населения существенны, а значит, влияние размера среднедушевого дохода на объем платных услуг существеннее, чем влияние всех остальных факторов.

По сделанному мною прогнозу можно предположить, что и в 2011 г. объём платных услуг на душу населения так же увеличится.

В данной работе были выявлены закономерности и тенденции развития рынка платных услуг в Уральский регион, была дана характеристика ее структуры и региональных особенностей. Все статистические методы анализа, указанные во введении, были использованы. Были составлены прогнозы дальнейшего развития рынка платных услуг.

Поставленные перед нами задачи выполнены, а значит цель данной работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Антон Монин. Ритейл в России. Особенности национальной розницы. Спб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 204с.
  2. Большев Л. Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983. Головач А. В., Ерина А. М., Трофимов В. П.
  3. Венецкий И. Г., Кильдишев Г. С. Основы теории вероятностей и математической статистики. М.: Статистика, 1968
  4. Венецкий И. Г., Кильдишев Г. С. Основы теории вероятностей и математической статистики. М.: Статистика, 1968.
  5. Гатаулин А. М. Система прикладных статистик – математических методов обработки экспериментальных данных в сельском хозяйстве. М.: Издательство МСХА, 1992.
  6. Герасимов Б. И., Гурова Л. Г. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона / Б. И. Герасимов, Л. Г. Гурова. – ТГТУ. – Тамбов, 2004. – 116 с.
  7. Д.В. Проскура, Н.В. Проскура, Н.А. Мурашова; НГТУ. – Н. Новгород, 2011. – 124 с.
  8. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг России как основа построения сервисной экономики // Вестник ДГТУ, 2010. Т.10. №6(49)
  9. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 416 с.
  10. Карачаровский В./ Cnews Analytics. Развитие торговли в России. – www.soft-sib.ru/articles/analitic/razv-torg-inrussia.html
  11. Критерии математической статистики в экономических исследованиях. М.: Статистика, 1973
  12. Маркетинговые каналы. Луис В. Штерн, Адель И. Эль-Ансари, Энн Т. Кофлан Пер. с англ. - М.: «Вильямс», 2002. – 624 с.
  13. Митропольский А. К. Техника статистических вычислений. М.: Наука, 1971.
  14. Проскура, Д.В. Региональный маркетинг в инновационной среде / 
  15. Проскура, Д.В. Управление конкурентоспособностью региона / Д.В. Проскура. – СПб.: ГУАП, 2008. – 198 с.
  16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб. / Росстат. - М., 2005.-999 с.
  17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.-999 с.
  18. Российский статистический ежегодник 2001:Стат. сб. / Росстат. – М., 2002. – 814 с.
  19. Российский статистический ежегодник 2005:Стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – 814 с
  20. Российский статистический ежегодник 2008: Стат. Сб./Росстат. – М., 2009. – 826 с.
  21. Российский статистический ежегодник 2009:Стат. сб. / Росстат. – М., 2010. – 819 с.
  22. Российский статистический ежегодник 2010:Стат. сб. / Росстат. – М., 2010. – 819 с.
  23. Социально-экономическая статистика: Учебник/А. В. Головач, В. И. Товнук, Г. Г, Ткаченко и др., Под ред. А. В. Головача. – К.: Высшая школа, 1992. – 398 с.
  24. Социально-экономическое положение России - 2010 год.
  25. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.
  26. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.
  27. Филип Котлер. Маркетинг. Менеджмент Спб.: Питер, 2004. – 800с.
  28. Филип Котлер. Основы маркетинга. Краткий курс. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2008. – 656с.
  29. Экономика предприятия/ ред. В.М. Семёнов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007
  30. Экономика предприятия/ ред. В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001
  31. http:// www. leasingworld.ru/kurs soc econom stat/779-statistika-rynka-uslug.html/
  32. http://bi.gks.ru
  33. http://www.csrs.ru/
  34. http://www.gks.ru/

Информация о работе Статистический анализ потребительского рынка платных услуг на примере уральского региона