Статистический анализ потребительского рынка платных услуг на примере уральского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является комплексный анализ рынка платных услуг, изучение причин, повлиявших на изменение его объёма.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
Характеристика рынка платны услуг;
Анализ структуры платных услуг по формам собственности и на душу населения;
Анализ динамики потребительского рынка платных услуг за 5 лет;
Определение основной тенденции платных услуг на душу населения за 10 лет;
Выявление взаимосвязи между размером платных услуг на душу населения и индекса потребительских цен на бытовые услуг, и;

Содержание

Введение. 3
1 Понятие рынка платных услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года 6
2 Структура платных услуг Уральского региона. 19
2.1. По формам собственности 19
2.2. На душу населения 20
3 Анализ динамики потребительского рынка платных услуг (5 лет) 23
4 Методы определения основной тенденции платных услуг на душу населения (10 лет) 25
4.1. Метод скользящей средней 25
4.2. Метод аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя 25
5 Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером услуг и на душу населения и среднедушевым денежным доходом 32
6 Дисперсионный анализ выявленной в группировке взаимосвязи 34
7 Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий взаимосвязь между размером платных услуг на душу населения и среднедушевым доходом 37
Выводы 42
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

стат рынка-2.docx

— 541.76 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

  «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия

  им. Н.В. Верещагина»

Экономический факультет

Специальность: Маркетинг

Заочное обучение

Сокращенные сроки

 

Кафедра статистики и

экономического  анализа

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Статистика рынка товаров и услуг

на тему: «Статистический анализ потребительского рынка платных услуг на примере уральского региона»

 

 

 

Руководитель,

доцент:                                           Н.Г. Селина

 

 

Дата защиты “ __ “ ____________ 2012 г.

Оценка ___________________

 

 

 

 

 

Вологда - Молочное

2012

 

 

Содержание

 

Введение. 3

1 Понятие рынка платных услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года 6

2 Структура платных услуг Уральского региона. 19

2.1. По формам собственности 19

2.2. На душу населения 20

3 Анализ динамики потребительского рынка платных услуг (5 лет) 23

4 Методы определения основной тенденции платных услуг на душу населения (10 лет) 25

4.1. Метод скользящей средней 25

4.2. Метод аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя 25

5 Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером услуг и на душу населения и среднедушевым денежным доходом 32

6 Дисперсионный анализ выявленной в группировке взаимосвязи 34

7 Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий взаимосвязь между размером платных услуг на душу населения и среднедушевым доходом 37

Выводы 42

Список литературы 44

 

Введение.

Будущее российской экономики  объективно связано с развитием  и совершенствованием рыночных отношений, эффективными преобразованиями в различных  отраслях экономики. Рынок услуг, являющийся важнейшей составной частью территориальной социально-экономической системы, находится в настоящее время в состоянии противоречивых реорганизаций и поиска наиболее приемлемых форм функционирования и развития. Он представляет собой специфическую, сложную, разнородную, разветвленную социально-экономическую сферу, включающую множество различных видов деятельности, имеющих не только определенные сходства, но и порой весьма существенные отличия.

Трансформационные процессы в экономике России в значительной степени затронули сферу платных  услуг. В частности, это проявилось в падении объемов производства, невыполнении заданий по вводу в действие объектов социальной сферы, резком повышении цен на платные услуг и.

Недостатки прежней командно-административной системы управления продолжают тяжелым бременем ложиться на выбор действенной системы формирования потребительского рынка в экономике региона, который является существенным стабилизирующим фактором экономического роста. Роль рынка услуг проявляется в смягчении проблем безработицы путем организации новых рабочих мест, росте благосостояния народа, обслуживании социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения, привлечении значительных инвестиционных ресурсов для развития предприятий услуг.

Эффективное управление рынком платных услуг предусматривает знание основных механизмов данного процесса, использование современных методов мониторинга, разработку стратегии регулирования рынка платных услуг населению.

Решение данных проблем требует  проведения глубоких научных исследований и разработки практических рекомендаций в области формирования и развития регионального рынка платных услуг населению в современных условиях. Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования.

Исследование теоретических  и практических вопросов формирования потребительского рынка услуг, их государственного регулирования проводилось в научных трудах многих отечественных и зарубежных авторов, таких как: А.М. Бабич, С.В. Браун, П.М. Джексон, Е.В. Егоров,Е.Н. Жильцов, А.В. Шаронов, Л.Н. Якобсон и др. Проблемы формирования регионального рынка услуг в течение длительного периода времени являются одним из основных предметов исследований таких отечественных специалистов, как И.В. Бушуева, Л.Н. Ерохина, Т.Н. Корягина, Н.Н. Кузнецова, В.Ю. Морозов, Н.А. Платонова, В.М. Рутгайзер, Л.Б. Сульповар, Л.С. Ядгаров и др. В этих работах исследуются основные понятия, характеризующие данное направление, дается классификация услуг, изучены особенности рынка платных и в том числе, услуг и условия, формирующие потребительский рынок услуг.

Однако разнообразие и  динамизм протекающих процессов  на фоне трансформации собственности  выдвигают ряд нерешенных проблем, связанных с изменением общей  экономической ситуации. Многие аспекты  формирования потребительского рынка  услуг в регионах, управления бытовым обслуживанием на региональном уровне требуют дальнейшего изучения, поиска и обоснования путей развития, подготовки конкретных рекомендаций для практиков. Разработка новых теоретических подходов к формированию рынка платных услуг как одной из составляющих экономики региона и рекомендаций по совершенствованию его развития обусловлен выбор темы данной монографии и направлений исследования.

 

Цель курсовой работы

Целью написания курсовой работы является комплексный анализ рынка платных услуг, изучение причин, повлиявших на изменение его объёма.

В соответствии с  поставленной целью задачами курсовой работы являются:

  1. Характеристика рынка платны услуг;
  2. Анализ структуры платных услуг по формам собственности и на душу населения;
  3. Анализ динамики потребительского рынка платных услуг за 5 лет;
  4. Определение основной тенденции платных услуг на душу населения за 10 лет;
  5. Выявление взаимосвязи между размером платных услуг на душу населения и индекса потребительских цен на бытовые услуг, и;

Исследование  проводится с помощью статистического  анализа с использованием следующих  методов:

- метод скользящей средней;

- метод аналитического  выравнивания;

- метод аналитической  группировки;

Применён дисперсионный  и корреляционно-регрессионный анализ.

Актуальность исследования проблемы рынка платных услуг обусловлена ростом доли сферы услуг в экономике страны. Сектор услуг в экономике западных стран переживает в настоящее время перерождение, в ходе которого на смену традиционным методам ведения бизнеса приходят новые.

Объектом данной курсовой работы является рынок платных услуг.

Предмет работы - массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке.

Платное обслуживание в силу локальности своей деятельности является приоритетным объектом воздействия в первую очередь для муниципальных органов управления. Оно с одной стороны приносит доходы, с другой - улучшает качество жизни населения муниципального округа. Но на современном этапе еще не существует ни источника информации требуемого уровня, ни четко сформулированных методов и методик, позволяющих направлять развитие данного рынка.

В современных условиях платное бытовое обслуживание, располагавшее в прошлом кустарными мастерскими, стало отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной материально-технической базой – промышленными предприятиями, производственными объединениями и комбинатами бытового обслуживания, имеющими высокопроизводительные машины и механизмы. Оно приобретает всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания.1

 

  1. Понятие рынка платных  услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года

Рынок - это, как известно, прежде всего, совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, определяемым взаимодействием спроса и предложения в результате конкуренции.

К основным категориям рынка  вообще и рынка услуг в частности относятся:

      • предложение;
      • спрос покупателей;
      • конъюнктура рынка;
      • емкость рынка;
      • насыщенность рынка;
      • конкуренция;
      • сбалансированность рынка;
      • мобильность рынка и др.

 

Необходимыми компонентами рынка услуг являются товары-услуг и, т.е. предложение (продавец), и спрос - покупатель. Отсутствие одного из этих двух компонентов или серьезный дисбаланс между ними свидетельствуют о кризисном состоянии всей экономики.

 Платные услуг и населению включают: бытовые, транспортные, услуг и связи, жилищные, коммунальные, услуг и гостиниц и аналогичных средств размещения, услуг и системы образования, культуры, туристские, услуг и физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, услуг и правового характера и другие.

 Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг , оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированными на территории Российской Федерации) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуг и на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.

 Под предложением услуг понимают количество ПУ, которые могут быть поставлены на рынок предприятиями, организациями, юридическими и физическими лицами - производителями услуг в условиях их оптимального функционирования по определенной цене. Предложение на рынке ПУ зависит от экономического потенциала сферы услуг и степени его использования. Оно также связано с ценой, но в отличие от функции спроса функция предложения является возрастающей по отношению к цене. Товарному предложению услуг противостоит на рынке спрос.

Под спросом на платные услуг и понимается потребность общества и отдельных его членов в какой-либо услуг е, обеспеченная необходимыми денежными ресурсами. Это - желание, способность и готовность субъектов приобрести то или иное количество услуг. В литературе часто употребляется понятие «платежеспособный спрос», отражающее то количество услуг , которое может оплатить покупатель. На потребительском рынке услуг спрос определяется платежеспособностью населения. Используются также другие понятия, характеризующие спрос.

Эффективный спрос - спрос на услуг у при условии цены, которую готов заплатить покупатель и которая обеспечит прибыль, оправдывающую издержки производства услуг.

Вторичный спрос - спрос на услуг и, возникающие в связи с уже приобретенными товарами и услугами; типичный вторичный спрос - ремонтные услуг и.

Рыночный спрос - спрос, выражаемый таким количеством услуг, которое будет куплено определенной группой покупателей, в определенном регионе, в определенный период, по определенной цене.

Спрос на услуг и фирмы - доля фирмы в общем рыночном спросе. Его можно представить в виде формулы:

 (1)

где Q- спрос на товары i-й компании;

S- рыночная доля i-й компании;

Q - общий рыночный спрос.

 

Спрос и предложение отражают, как желание экономических субъектов  производить и покупать услуг и, так и их платежеспособность.

Спрос - это важнейший элемент рыночного механизма. Именно спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть предложения услуг, которая может быть реализована в обмен на платежные средства покупателей при данном уровне и соотношении розничных цен и покупательной способности доходов и рубля, а значит, объем, структуру и натурально-вещественный состав производства и потребления услуг в тот или иной период.

Важной характеристикой  рынка платных услуг является его емкость. Необходимо различать потенциальную и реальную емкость рынка. Потенциальная емкость рынка определяется платежеспособным спросом на данный вид услуг, реальная емкость рынка - величиной услуг, реализованных за определенный период. Для расчета реальной емкости рынка можно применить следующую формулу:

 (2)

где R - реальная емкость рынка;

Р - стоимость оказанных услуг;

Е - экспорт услуг;

I - импорт услуг.

Этот расчет осуществляется в денежном выражении, причем экспорт  и импорт услуг пересчитываются в рубли по курсу МВБ на момент оказания услуг.

В настоящее время объем  экспорта и импорта ПУ населению  в России пока незначителен, это  главным образом услуг и туризма, отдыха, развлечений и спорта, а также услуг и международного транспорта и связи. Однако в дальнейшем, по мере вовлечения нашей страны в мировое хозяйство, значение этих показателей, безусловно, будет возрастать.

Насыщенность рынка зависит  от количества платных услуг, которым располагает потребитель.

Соотношение между спросом  и предложением - наиболее существенная пропорция потребительского рынка. Именно эта пропорция, а также  уровень цен на услуг и характеризуют сложившуюся на рынке экономическую ситуацию - конъюнктуру рынка. Рыночная конъюнктура складывается под влиянием большого числа политических, экономических, природных, демографических и социальных факторов, определяющих в каждый данный момент времени положение на рынке и коммерческую ценность услуг. В частности, способ ценообразования является самым ярким внешним критерием, позволяющим относить или не относить тот или иной тип хозяйства к рыночному.

Информация о работе Статистический анализ потребительского рынка платных услуг на примере уральского региона