Статистический анализ потребительского рынка платных услуг на примере уральского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является комплексный анализ рынка платных услуг, изучение причин, повлиявших на изменение его объёма.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
Характеристика рынка платны услуг;
Анализ структуры платных услуг по формам собственности и на душу населения;
Анализ динамики потребительского рынка платных услуг за 5 лет;
Определение основной тенденции платных услуг на душу населения за 10 лет;
Выявление взаимосвязи между размером платных услуг на душу населения и индекса потребительских цен на бытовые услуг, и;

Содержание

Введение. 3
1 Понятие рынка платных услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года 6
2 Структура платных услуг Уральского региона. 19
2.1. По формам собственности 19
2.2. На душу населения 20
3 Анализ динамики потребительского рынка платных услуг (5 лет) 23
4 Методы определения основной тенденции платных услуг на душу населения (10 лет) 25
4.1. Метод скользящей средней 25
4.2. Метод аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя 25
5 Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером услуг и на душу населения и среднедушевым денежным доходом 32
6 Дисперсионный анализ выявленной в группировке взаимосвязи 34
7 Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий взаимосвязь между размером платных услуг на душу населения и среднедушевым доходом 37
Выводы 42
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

стат рынка-2.docx

— 541.76 Кб (Скачать файл)

Динамика потребления  платных услуг и структура их потребления в регионах зависит от определенных факторов:

  1. Различие природной среды и ресурсного потенциала.
  2. Степень развитости материального производства и инфраструктуры;
  3. Наличие ускорителей экономического развития.
  4. Политическая обстановка и административно-правовое регулирование.
  5. Социально-демографическое положение.
  6. Уровень жизни в регионе.
  7. Культурные ценности и потребительское поведение.10

Одним из важнейших критериев  классификации потребностей в конкретных услуг ах является степень их первоочередности. Этот вопрос исследован недостаточно, поэтому разграничить потребности в услугах по степени их важности можно только весьма условно. Однако существуют услуг и, которые потребляются всеми категориями населения, и их оплата составляет основную часть расходов на услуги. На практике к первоочередным потребностям относят, как правило, потребности в услугах, сопряженных с удовлетворением изначальных физиологических потребностей человека.

На Рисунке 3 представлена структура потребления платных  услуг населению по регионам России в 2010 году.

Рис. 3 – Структура  потребления платных услуг населению по регионам РФ в 2010 г., %

Первые три места во всех регионах занимают такие виды услуг, как бытовые и жилищно-коммунальные, пассажирского транспорта и связи.

Данное распределение  нельзя рассматривать как постоянное и неизменное. На смещение акцентов в необходимости оказания услуг влияет многообразие социально-экономических факторов и условий жизни. На структуру потребления услуг наряду с экономическими условиями жизни, влияние оказывают такие факторы, как обычаи и традиции, социальное положение граждан, их профессия, род занятий, место жительства, наличие свободного времени, приверженность к любительским увлечениям и т.д. 11[2]

Необходимо учитывать  сложившуюся дифференциацию территорий по уровню доходов, что связано с  их отраслевой структурой. Так, регионы  с сельскохозяйственной направленностью, занимающиеся выпуском продукции легкой промышленности, машиностроения, имеют  в настоящее время более низкий уровень доходов, что особо остро  проявляется в регионах с городами, имеющими узкоспециализированную экономику. В более выгодном положении оказались территории с наличием городов – центров финансовой и посреднической деятельности, с большим числом предприятий и организаций, с разносторонней направленностью экономической деятельности. Наиболее высокий уровень доходов присущ также сырьевым регионам с экспортной направленностью, что сказывается на объёмах потреблении услуг.

Рассмотрим более подробно влияние региональной составляющей на уровень потребления наиболее востребованных услуг – услуг транспорта и связи.

На Рисунке 3 наглядно представлено, что доля услуг транспорта в различных федеральных округах находится в интервале от 15 % в Приволжском ФО до 32,3 % в Дальневосточном ФО. Высокая доля услуг транспорта в общем объёме оказанных услуг в Дальневосточном ФО связана с большой удалённостью данного региона от центра страны, большой площадью региона, большими расстояниями между населёнными пунктами, высокой стоимостью транспортных услуг.

Доля услуг связи в структуре потребления услуг колеблется от 15,5 % в Дальневосточном ФО до 23,5 % в Северо-Кавказском ФО. Высокую долю услуг связи в данном регионе можно объяснить специфическим распределение долей остальных отраслей сферы услуг, в частности гораздо ниже среднероссийского находятся уровни потребления таких услуг как жилищно-коммунальные, услуг и культурного направления, медицины и образования.

Таким образом, можно сделать  вывод, что развитие сферы услуг как никакой другой сферы российской экономики определяется специфическими особенностями развития конкретного региона. И поскольку уровень развития и качественные характеристики сферы услуг становятся определяющими факторами конкурентоспособности национальной и как следствие региональной экономики на глобальных рынках, повышение данного уровня должно стать первоочередной задачей региональных властей.

Был проведён анализ влияния  региональной составляющей на следующие  основные показатели развития сферы  услуг:

  1. На долю сферы услуг в формировании валового регионального продукта.
  2. На объём потребления населением регионов платных услуг.
  3. На структуру потребления населением различных отраслей сферы услуг.

Кроме этого, выявлены основные характеристика развития экономики  и социальной сферы региона, которые  оказывают влияние на уровень  развития рынка услуг.

Итак, в связи с современной  тенденцией увеличения конкуренции  между регионами России, проблема развития сферы услуг регионов, построения инфраструктуры рынка услуг приобретает все большую актуальность, оказывая непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность конкретного региона России, характеризуя общий уровень его экономического развития.

 

  1. Структура платных услуг Уральского региона.

      1. По формам собственности

В новых условиях структура  отраслей бытового обслуживания претерпела значительные изменения. Существенно  расширился ассортимент услуг, развиваются новые технологии работы с клиентами. Структура потребностей населения, факторов, формирующих спрос на услуг и, также качественно изменились. Все это требует научного анализа и совершенствования понятийного аппарата, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, формализации процесса управления развитием рынка платных услуг.12

 

Таблица 5- Структура платных услуг населению в России (в процентах к итогу)

 

2002

2005

2006

2007

2008

2009

2010

В процентах  
к итогу

Млн. руб.

В процентах  
к итогу

Млн. руб.

Все оказанные  услуг и

100

100

100

100

100

100

4504455

100

4851018

в том числе:

                 

Бытовые

11,7

10,1

9,9

9,7

9,9

9,9

446728

9,7

470990

Транспортные

24,2

21,5

21,2

20,9

21,6

20,3

916106

20,0

969778

Связи

14,8

18,5

18,6

19,9

19,7

19,5

877293

19,2

929786

Жилищные

4,3

5,3

5,6

5,4

5,2

5,5

249685

5,5

265357

коммунальные

16,1

18,3

18,0

17,6

17,6

19,3

871160

21,2

1027002

гостиниц и аналогичных  средств размещения

3,0

2,6

2,7

2,7

2,6

2,4

105904

2,3

111737

культуры

2,0

2,3

2,2

1,7

1,6

1,7

75494

1,7

84744

туристские

1,4

1,5

1,6

1,6

1,8

1,7

78228

1,7

82246

физической культуры и  спорта

0,4

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

28170

0,6

27857

медицинские

4,9

4,8

4,9

4,7

4,8

4,9

222950

5,0

244440

санаторно-оздоровительные

2,1

1,6

1,5

1,4

1,4

1,4

61090

1,2

60523

ветеринарные

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

8121

0,2

8780

правового характера

3,9

2,3

2,5

2,6

2,5

1,9

87375

1,8

88393

системы образования

6,7

6,7

6,9

7,1

7,0

6,9

310213

6,7

326619

другие услуг и

4,2

3,6

3,6

3,9

3,5

3,8

165940

3,2

152765


 

При анализе структуры  платных услуг по формам собственности используем деление последней на государственную и негосударственную.

 

Таблица 6 – Структура услуг по формам собственности в России13

 

Всего российской собственности

в % к общ.

государственная и муниципальная  собственность

в % к общ.

частная собственность

в % к общ.

Другие формы собственности

в % к общ.

Российская Федерация

100,00

-

1,30

0,01

84,40

0,84

14,30

0,14

Центральный федеральный  округ

100,00

1,00

1,00

0,01

78,30

0,78

20,70

0,21

Северо-Западный федеральный  округ

100,00

1,00

1,50

0,02

70,30

0,70

28,20

0,28

Южный федеральный округ

100,00

1,00

1,20

0,01

87,60

0,88

11,20

0,11

Северо-Кавказский федеральный  округ

100,00

1,00

0,60

0,01

97,90

0,98

1,50

0,02

Приволжский федеральный  округ

100,00

1,00

1,30

0,01

88,80

0,89

9,90

0,10

Уральский федеральный округ

100,00

1,00

1,40

0,01

92,40

0,92

6,20

0,06

Сибирский федеральный округ

100,00

1,00

1,60

0,02

90,00

0,90

8,40

0,08

Дальневосточный федеральный  округ

100,00

1,00

3,80

0,04

91,80

0,92

4,40

0,04



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Объем платных услуг в России по формам собственности

Исходя из данных таблицы  5, общий объем платных услуг с каждым годом увеличивается: с 2009 по 2010 гг. он увеличился на 346563 млн. руб. Особенно заметно увеличение доли оказания коммунальных услуг – на 155842 млн. руб., услуг транспорта – на 53672 млн. руб., услуг связи – на 52493 млн. руб., а медицинские услуг и уменьшились на 567 млн. руб.

      1.  На душу населения

Разнообразие платных услуг очень велико. К их числу можно отнести:

1. Услуг и по ремонту, окраске, пошиву обуви, в том числе: ремонт обуви, окраска обуви, пошив обуви, прочие услуг и (чистка обуви, консультации художника-модельера и другие услуг и). 
2. Услуг и по ремонту и пошиву изделий из меха и кожи, головных уборов, текстильных и трикотажных изделий, в том числе:  
- ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; 
– ремонт трикотажных изделий; 
– пошив и вязание трикотажных изделий; 
– прочие услуг и (изготовление выкроек, раскрой ткани и другие услуг и). 
3. Услуг и по ремонту и техобслуживанию аппаратуры, машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий: 
– ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры; 
– ремонт платных машин; 
– ремонт платных приборов; 
– ремонт и изготовление металлоизделий; 
– ремонт компьютерной техники; 
– установка кондиционеров. 
4. Услуг и по ремонту мебели. 
5. Услуг и по химической чистке и окраске, услуг и прачечных: 
– химическая чистка; 
– крашение; 
– услуг и прачечных; 
– прочие услуг и (антистатическая обработка и другие услуг и). 
6. Услуг и по строительству и ремонту построек: 
– ремонт жилья и других построек; 
– строительство жилья и других построек (за исключением индивидуальных домов); 
– прочие услуг и (благоустройство придомовых территорий, смена врезных замков и другие услуг и). 
7. Услуг и производственного характера, в том числе фото - и кинолабораторий: 
– услуг и фотоателье, фото - и кинолабораторий; 
– прочие услуг и производственного характера (ремонт игрушек, ремонт снаряжения и другие услуг и). 
8. Услуг и бань, парикмахерских, предприятий по прокату, ритуальные и обрядовые услуг и: 
– услуг и бань и душевых; 
– услуг и саун; 
– услуг и парикмахерских; 
– услуг и по проведению татуажа, пирсинга, эпиляции; 
– массаж; 
– водолечебные процедуры; 
– услуг и предприятий по прокату; 
– ритуальные услуг и, при условии их оплаты гражданами; 
– обрядовые услуг и; 
– прочие услуг и непроизводственного характера (уход за детьми и больными и другие услуги).14

Информация о работе Статистический анализ потребительского рынка платных услуг на примере уральского региона