Статистический анализ развития отраслей сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:22, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа на тему «Статистический анализ развития отраслей сферы услуг». Курсовая работа содержит следующие разделы:
- титульный лист;
- задание;
- аннотацию;
- содержание;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы.

Содержание

Введение...................................................................................................................5
1 СФЕРА УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...............................................7
1.1 Сущность, роль и предпосылки развития сервисной деятельности в России.......................................................................................................................7
1.2 Развитие сервисной деятельности в России на современном этапе...........10
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ РФ............................................................................................................................15
2.1 Статистический анализ народного образования..........................................15
2.2 Статистический анализ культуры и искусства.............................................25
2.3 Статистический анализ здравоохранения.....................................................41
2.4 Статистический анализ туризма....................................................................54
Заключение.............................................................................................................63
Список литературы................................................................................................65

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 170.78 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра экономики  предпринимательства

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на тему «Статистический анализ развития отраслей сферы услуг»

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы Э-212

Л.Р. Аскина

Проверил:

Кандидат экономических  наук

З.И. Фагамов

 

 

 

 

Уфа 2012

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

УИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономики предпринимательства

 

Задание на курсовую работу

Статистический  анализ развития отраслей сферы услуг

 

Исходные  данные: Данные статистической отчетности РФ, отражающие состояние, движение, эффективность развития отраслей сферы услуг за 2002-2010 гг.

Перечень  подлежащих разработке вопросов:

а) раскрыть сущность понятия сферы услуг;

б) определить роли сферы услуг в общественном воспроизводстве;

в) проанализировать статистические данные отдельных отраслей непроизводственной сферы;

г) выявить причины динамики показателей отраслей.

Перечень графического материала:

Диаграммы: объемные гистограммы и графики, отражающие структуру и динамику развития сферы услуг в РФ.

 

Дата выдачи задания  «__»__________2012 г.

Руководитель: Фагамов Зульфир  Исламович

Исполнитель: студент группы ЭУП-212 Аскина Лиана Радиковна

Срок защиты работы  «__»__________2012 г.

 

АННОТАЦИЯ

 

Данная курсовая работа на тему «Статистический анализ развития отраслей сферы услуг». Курсовая работа содержит следующие разделы:

- титульный лист;

- задание;

- аннотацию;

- содержание;

- основную часть;

- заключение;

- список литературы.

В первом разделе рассмотрела  сущность, роль и предпосылки развития сервисной деятельности в России, а также развитие сервисной деятельности в России на современном этапе.

Во втором разделе провела  анализ отдельных отраслей непроизводственной сферы.

Объем работы составляет 66 страниц. Количество использованных источников – 11.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...................................................................................................................5 
1 СФЕРА УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...............................................7 
1.1 Сущность, роль и предпосылки развития сервисной деятельности в России.......................................................................................................................7 
1.2 Развитие сервисной деятельности в России на современном этапе...........10 
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ РФ............................................................................................................................15 
2.1 Статистический анализ народного образования..........................................15 
2.2 Статистический анализ культуры и искусства.............................................25 
2.3 Статистический анализ здравоохранения.....................................................41 
2.4 Статистический анализ туризма....................................................................54 
Заключение.............................................................................................................63 
Список литературы................................................................................................65

 

Введение

За последние годы сфера  услуг в России заметно возросла, что объясняется как усложнением  производства, так и насыщением рынка  товарами повседневного спроса.

Одним из условий развития различного рода услуг является экономический  рост государства и его развитие. Однако экономический рост государства  не позволяет в полном объеме удовлетворить  растущие материальные потребности  населения. В настоящее время  сформированы новые подходы к  созданию новых видов услуг. Зарубежный опыт подтверждает, что рост сферы  услуг — одно из важных направлений  развития современной экономики. Доля услуг в валовом национальном продукте развитых стран составляет от 2/3 до 3/4.

Что касается развития сферы  услуг в России, то можно отметить, что в период плановой экономики  сфера услуг была развита достаточно слабо. В настоящее время образовались новые современные сервисные  организации, оказывающие услуги, соответствующие  международным стандартам. Основой  работы современных конкурентоспособных  сервисных организаций являются эффективные технологии обслуживания, современное оборудование, качественное сырье, высококвалифицированный персонал.

Рост экономического благосостояния России и развитие деловой экономической  жизни сформировали спрос на новые  виды услуг, повысили требования к качеству обслуживания потребителей.

Целью курсовой работы является статистическое изучение сферы услуг. В сферу услуг входят отрасли: образование, здравоохранение, культура и искусство, фундаментальная наука  и научное обслуживание, физкультура  и спорт, социальное обеспечение, включая  различного рода социальные службы, управление и т. д.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих  задач:

- определение понятия сферы услуг;

- определение роли сферы в общественном воспроизводстве;

- анализ статистических данных отдельных отраслей непроизводственной сферы;

- изучение причин динамики показателей отраслей.

Объектом исследования являются отрасли сферы услуг.

Предметом – статистические данные для каждой отрасли.

Статистические данные взяты за 2006-2010 гг. По некоторым отраслям данные имеются только за последние 3 года (2008-2010гг). Также нет некоторых данных за определенные года.

Географические рамки  определены всей территорией Российской федерации, так как можно более  подробно рассмотреть динамику и  выявить наиболее значительные скачки показателей.

В ходе статистического изучения отраслей был использован анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей.

Структура работы построена  на анализе статистических таблиц, относящихся к каждой отдельной  отрасли.

 

  1. Сфера услуг Российской Федерации
    1. Сущность, роль и предпосылки развития сервисной деятельности в России

 

Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство  трудоспособного населения. Они  производят заметную часть валового национального дохода.

Развитие непроизводственной сферы отражает развитие общественных потребностей, изменение их структуры  по мере повышения уровня жизни населения. Во всех индустриально развитых странах  в связи с развертыванием НТР  с середины XX в. четко выделился  и стал динамично развиваться  блок отраслей нематериальной сферы, продукция  которых была направлена на развитие человеческого фактора: образование, здравоохранение, услуги социального  характера и др.

Многообразие условий  их функционирования и организации  труда делает ее гарантом практически  всеобщей занятости. При этом люди не просто находят место работы, но, имея возможность выбора профессии  и сферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологические  и социальные особенности, структура  личностной мотивации, культурные и  этнические стереотипы), в идеале достигают  преодоления отчуждения труда, превращения  его из обязанности в условие  самореализации.

Следует отметить, что непроизводственная сфера удовлетворяет лишь вторичные  потребности и менее важна, по сравнению с производственной, которая  удовлетворяет первичные потребности  человека. Однако по мере развития общества их диапазон становится все шире, а  необходимость удовлетворения –  все насущнее. Жизнь современного человека невозможна без предприятий здравоохранения, образования, правопорядка. Даже организация досуга и развлечений как условие снятия стрессов и перегрузок, свойственных современному производству, представляются социально значимыми.

Непроизводственная сфера  взаимосвязана с материальным производством. Работники материального производства в обмен на услуги, создаваемые  в непроизводственной сфере, представляют продукты своего труда для обеспечения  жизненных средств работникам непроизводственной сферы и материальных условий  их трудовой деятельности (основные непроизводственные фонды).

Услуги работников непроизводственной сферы входят в личное потребление  работников материального производства. С точки зрения воспроизводственного процесса, включения услуг в сферу  личного потребления не означает их абсолютного исчезновения. В противном  случае не могло бы быть и речи об экономических отношениях в непроизводственной сфере. Своеобразный характер воспроизводимости  услуг, включаемых в личное потребление, состоит в том, что непроизводственная сфера создает объективные предпосылки  для возобновления воспроизводственного процесса. Во-первых, услуги некоторых  отраслей непроизводственной сферы  входят в издержки производства рабочей  силы и воспроизводятся работниками  в процессе производства. Во-вторых, сфера личного потребления, взятая в совокупности всего общественного  воспроизводства, представляет собой  общественный процесс.

Потребление материальных благ непроизводственной сферой вытекает из общественной необходимости существования  труда работников непроизводственной сферы и порождает экономические  отношения присвоения материальных благ работниками непроизводственных отраслей. В свою очередь, это требует постоянно возобновляемых затрат труда на производство материальных благ для непроизводственной сферы.

Развитие непроизводственной сферы зависит от уровня производительности труда работников материального  производства. Чем он выше, тем большими возможностями располагает общество в выделении трудовых и материальных ресурсов в непроизводственной сферы.

В России в непроизводственной сфере занято не многим более 30%. Большой  удельный вес по числу занятых  в непроизводственной сфере занимают такие отрасли, как просвещение, культура, здравоохранение, производящие специфические предметы потребления, которые К. Маркс назвал услугами. Эти предметы потребления, не имеющие  вещной формы, используются в процессе их производства. Поскольку они не принимают вещной формы, то не могут  накапливаться и тем самым  участвовать в образовании национального  дохода, но входят в фонд личного  потребления общества.

Итак, непроизводственная сфера  характеризуется:

1) вещным и не вещным  характером производимого продукта;

2) индивидуальным способом  воспроизводства;

3) особенностью коммуникации  производителя и потребителя,  определяемой как обслуживание;

4) низкой степенью организованности  производства;

5) минимальной механизацией;

6) отсутствием разделения  труда и кооперации работников.

 

    1.  Развитие сервисной деятельности в России

на современном  этапе

 

Основным фактором роста  сферы услуг является состояние  и уровень развития научно-технического прогресса (НТП). От этого в значительной мере зависит обслуживание высокотехнологичных  товаров и оборудования, включая  транспортировку и хранение, установку  и монтаж оборудования, заправку энергоносителями, обслуживание в процессе эксплуатации и др.

В последнее время значительное развитие получили традиционные услуги в банковской деятельности (банкоматы, пластиковые карты, электронные  базы данных) при создании новых  областей сервиса, базирующихся на интеграции компьютерной техники и средств  телекоммуникаций, и новых возможностей ведения бизнеса в сетях Интернета.

В результате роста благосостояния отдельных групп населения увеличивается  спрос на комплекс услуг, связанных  с проведением отдыха, туризмом, спортом и др.

Постоянное увеличение возрастного  состава населения вызывает развитие сферы услуг в области здравоохранения  и страхования, поддержания физической активности, образовательных программ, доставки товаров, уборки помещений  и др.

В условиях кризисного состояния  экономики страны наблюдается опережающее  развитие маркетинговой среды в  сфере услуг. Это вызывает обострение конкурентной борьбы между сервисными организациями. Вводится понятие «виртуальное рыночное пространство» (ВРП) — новый  тип рыночной среды, где покупатели и продавцы осуществляют операции по купле и продаже, расчетные операции по заключенным сделкам. ВРП имеет  значительные преимущества перед существующими  видами услуг.

В настоящее время множество  услуг, оказываемых сервисными организациями, связаны с информацией и технологией. Вместе с тем существенно расширяются возможности совершенствования и повышения эффективности работы сервисных организаций.

Благодаря широкому доступу  к базам данных о потребителях значительно изменились процессы обслуживания. Возросшие объемы инноваций в  сфере услуг способны в корне  изменить представление о природе  услуг. Например, использование ВРП  в сфере услуг и установление контактов с сервисными организациями  позволяют увеличить производительность последних, осуществлять покупку (продажу) различных услуг в любом месте  и в любое время. Это позволяет  также осуществлять систему электронных  платежей, существенно упростить  и снизить трудоемкость при формировании баз данных, обеспечить систему автоматизированного  обслуживания клиентов, создать необходимые  дополнительные удобства и обеспечить экономию времени и материальных затрат.

Информация о работе Статистический анализ развития отраслей сферы услуг