Статистический анализ потребительского рынка платных услуг на примере уральского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является комплексный анализ рынка платных услуг, изучение причин, повлиявших на изменение его объёма.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
Характеристика рынка платны услуг;
Анализ структуры платных услуг по формам собственности и на душу населения;
Анализ динамики потребительского рынка платных услуг за 5 лет;
Определение основной тенденции платных услуг на душу населения за 10 лет;
Выявление взаимосвязи между размером платных услуг на душу населения и индекса потребительских цен на бытовые услуг, и;

Содержание

Введение. 3
1 Понятие рынка платных услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года 6
2 Структура платных услуг Уральского региона. 19
2.1. По формам собственности 19
2.2. На душу населения 20
3 Анализ динамики потребительского рынка платных услуг (5 лет) 23
4 Методы определения основной тенденции платных услуг на душу населения (10 лет) 25
4.1. Метод скользящей средней 25
4.2. Метод аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя 25
5 Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером услуг и на душу населения и среднедушевым денежным доходом 32
6 Дисперсионный анализ выявленной в группировке взаимосвязи 34
7 Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий взаимосвязь между размером платных услуг на душу населения и среднедушевым доходом 37
Выводы 42
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

стат рынка-2.docx

— 541.76 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших показателей  рынка ПУ является конкуренция.

Она возникает:

а) между предприятиями, оказывающими услуг и, - их производителями;

б) конкуренция между производителями  и потребителями;

в) конкуренция между потребителями  услуг.

Конкуренция между производителями услуг обычно проявляется либо в снижении цены на эту услуг у, либо в расширении качества предоставляемых услуг и их ассортимента. Конкуренция между производителями услуг в нормальных условиях проявляется в снижении цен на услуг и, в сокращении производства услуг и производственного аппарата сферы услуг. Однако в кризисной ситуации этот механизм не действует, особенно в том случае, если речь идет о необходимых для населения услуг ах (например, услуг ах городского транспорта, на которые могут устанавливаться монопольно высокие цены).

В России в условиях инфляции цены на услуг и не снижаются, а результатом обострения конкуренции между производителями является снижение физического объема ПУ населению; уменьшение числа предприятий и организаций, оказывающих услуг и; падение численности работников сферы услуг и объема основных производственных фондов.

Конкуренция между  продавцом и покупателем всегда имеет место на рынке. И продавец, и покупатель имеют свое мнение о цене услуг и (о субъективной стоимости). На рынке в результате столкновения субъективной стоимости продавца и покупателя возникает рыночная цена.

Конкуренция между потребителями услуг проявляется, прежде всего, в существовании определенной очереди на эту услуг у. Ее наличие свидетельствует о не насыщенности рынка услугами, ведет к снижению их качества и росту цен. Однако на современном этапе рынок ПУ в России является рынком покупателя (предложение превышает спрос), поэтому, как правило, конкуренция между потребителями ПУ отсутствует.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру, можно разделить на две группы:

  1. Постоянно действующие (уровень доходов на душу населения, безработица, научно-технический прогресс, инфляция, конкуренция, сезонность);
  2. Факторы единовременного действия (политическая ситуация, законодательные акты, стихийные бедствия и катастрофы).

При помощи математико-статистических методов в отношении постоянно  действующих факторов имеется возможность  выявлять тенденции развития и с  определенной степенью вероятности  их прогнозировать.

Гораздо сложнее обстоит  дело с единовременными факторами: прогнозировать их возникновение, влияние  на рынок ПУ, последствия их развития для экономики весьма затруднительно, хотя именно эти факторы оказывают  глобальное воздействие на рынок  ПУ (достаточно вспомнить либерализацию  цен 1991 г., решение о приватизации предприятий сферы услуг, ряд решений о либерализации внешнеэкономических связей и частичной конвертируемости рубля).

В настоящее время основными  факторами, определяющими конъюнктуру  на рынке услуг, являются:

а) инфляция;

б) резкое падение реальных доходов населения и как следствие - сокращение расходов на платные услуг и, падение спроса на них;

в) быстрый рост цен на услуги, причем цены на услуги растут несколько  быстрее, чем цены на товары;

г) снижение спроса на ПУ как  следствие инсоляции и снижения доходов;

д) появление новых видов  ПУ (например, обмен валюты, которым  занимаются коммерческие банки, платное оформление загран-документов, и прежде всего паспортов и виз, а также страховых полисов);

е) обострение криминогенной  обстановки в стране привело к  возникновению и развитию новой  отрасли услуг, связанной с безопасностью личности и бизнеса, - охранных и сыскных организаций; изготовление и установка охранной сигнализации; укрепление окон и дверей и т.д.;

ж) бурный рост ПУ, связанных  с информационным и научным обеспечением деятельности участников рынка. Качественно  новый характер приобрела рекламная  деятельность; возникли и быстро развиваются  маркетинговые службы; резко возрос объем правовых услуг (арбитража, адвокатуры, нотариата, юридических консультаций).

Особенностью современного этапа развития системы ПУ населению  в России является появление и  развитие ряда услуг, запрещенных законом. Возникла громадная сеть полулегальных и нелегальных организаций и учреждений в области проституции, азартных игр, наркобизнеса и даже криминальных услуг (рэкет, киллерство и т.п.). Отсутствие четкой законодательной базы стимулирует криминализацию. Кроме того, государство недополучает налоги с разрешенных видов деятельности (ночные клубы, казино, предприятия досуга). Поэтому задачей статистики является, разработка методологии определения объема услуг и чистых доходов этих видов деятельности и способов получения информации. (1)

 За последние три года ситуация на рынке платных услуг улучшается, как в целом по России, так и по Уральскому региону. Данные о возрастании объемов потребления платных услуг населением представлены в таблице 1.

 

Состояние платных услуг по России

В современных развитых экономиках именно в секторе услуг создается до двух третей и более совокупного ВВП и сосредоточивается подавляющая доля занятых. В процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг постоянно растёт. Однако, зачастую, рост доли услуг в российской экономике связан с резким сокращением производства в промышленности и сельском хозяйстве с одной стороны и за счет роста услуг, связанных с товарно-денежным обращением, финансированием и посредническими операциями, в том числе со спекулятивными сделками с другой.

Отрасли сферы услуг, определяющие переход к постиндустриальному обществу и оказывающие решающее влияние на конкурентоспособность страны на мировом рынке — наука и научное обслуживание, образование и здравоохранение долгое время находились в тяжелом кризисном состоянии.

В настоящее время доля услуг в ВВП России, по официальным данным, составляет в последние годы около 60%; это ниже, чем в большинстве развитых стран, где она варьирует в пределах 70-75%.2

Уровень развития и качественные характеристики сферы услуг становятся определяющим фактором конкурентоспособности национальной экономики на глобальных рынках. Повышение научно-технологического уровня услуг привело к росту производительности в рассматриваемой сфере и ее вклада в общехозяйственную эффективность.

Рынок платных услуг, как и любой другой рынок, функционирует в соответствии с общими закономерностями развития рыночной экономики и выполняет функции по согласованию спроса и предложения, эффективному использованию ресурсов, удовлетворению потребностей общества. Этим определяется ее значение как полноправного сектора экономики, вносящего вклад в экономический рост.

 

Таблица 1 – Динамика ключевых экономических индикаторов

 

При анализе основных экономических  показателей за последние 10 лет фиксируем  увеличение объёма ВВП в 6,2 раза. Этому  способствовало укрепление материального  базиса экономики в целом. К тому же, отмечается следующее позитивное обстоятельство: превышение темпа роста  инвестиций над темпами роста  ВВП. 3

Анализ статистических данных свидетельствует о более быстром  развитии сферы услуг по сравнению с экономикой страны в целом. Рост активности в сфере платных услуг населению страны носит стабильный характер. Такому положению способствовала активизация инвестиционной деятельности в сфере услуг в 2000-2008 гг. Значительную долю в структуре инвестиций в основной капитал в последние годы занимают такие отрасли сферы услуг как транспорт и связь - 26,7 % всех инвестиций или 2 440,8 млрд. руб. в 2010 году. 4

Рынок платных услуг представляет собой наиболее активно развивающуюся часть потребительского рынка, как в России, так и в мировой экономике. Суммарная доля услуг в валовом внутреннем продукте ведущих зарубежных стран составляет 70-76%, количество работников отраслей сферы услуг в общей численности занятых 66-76%. В экономике России к настоящему времени доля сферы услуг в ВВП находится в пределах 60%

Таблица 2 – Основные показатели сферы услуг 4

Сервисная сфера охватывает значительное число видов деятельности, объединенных в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Так, в рамках классификации Всемирной торговой организации выделяются более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать секторов: деловые услуг и, услуг и связи, строительные и связанные с ними инженерные услуг и, дистрибьюторские услуг и, образовательные услуг и, услуг и, связанные с защитой окружающей среды, финансовые услуг и, услуг и в области здравоохранения и социального обеспечения, туристические и связанные с ними услуг и, услуг и по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий, транспортные услуг и, прочие услуг и, не вошедшие в перечисленные. 

В Таблице 1 представлена структура  платных услуг населению в России за последние 10 лет.5

Таблица 3 - Структура  платных услуг населению (в процентах к итогу)

При анализе структуры  можно выделить отрасли сферы  услуг, являющиеся лидерами по объёмам потребления. Это коммунальные услуг и – 21,2 %, транспортные услуг и – 20 % и услуг и связи – 19,5 % от общего объёма потребления услуг в 2010 году. Такое распределение объясняется тем, что данные виды услуг относятся к жизненно важным и практически не предоставляются населению на бесплатной основе.

Многие специфические  черты российской экономики обусловлены  особенностями регионального экономического развития. Безусловно, существуют государства, для которых проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию. Для России, напротив, проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом  каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая. 6

В настоящее время уровень  развития российских регионов, и соответственно, уровень стоящих перед ними задач  значительно дифференцирован. Несмотря на принятие и реализацию целевых  программ, направленных на сглаживание  различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно идентифицировать развивающиеся и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать специфику обоснования  инвестиционной привлекательности  территории для каждого конкретного  случая.

Динамика внутреннего  развития регионов может иметь как  положительный, так и отрицательный  тренд. Первый характеризуется размещением  в регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест, привлекательным уровнем жизни  и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и приезжих. Но переизбыток  или несоразмерность этих положительных  явлений может привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальному  недовольству. Повышение налогов  с целью преодолеть недостатки ведет  еще к большей потере привлекательности  территории. Признаками отрицательного развития выступают кризис или стагнация  экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной  политики банков и т.д.7

Одним из важных факторов повышения  региональной инвестиционной привлекательности  и конкурентоспособности является уровень развития сферы услуг конкретного региона.

Как уже отмечалось ранее, в отраслевой структуре ВВП России сфера услуг занимает около 60 %. Важным для исследования представляется сравнение вклада отраслей сферы услуг в ВРП различных субъектов РФ. На Рисунке 1 представлены данные о суммарной доле услуг в ВРП по федеральным округам.8

Рис. 1 – Доля сферы услуг в ВРП по регионам РФ в 2009 г., %

Максимальный вклад сферы  услуг в ВРП в 2009 году наблюдается в Центральном ФО – 70,5 %. Данный процент выше среднероссийского более чем на 10 %. Это объясняется более высоким уровнем экономического развития, инвестиционной привлекательностью, сосредоточением деловой активности в большинстве регионов Центрального федерального округа. Затем с долей 60,2 % следует Северо-кавказский ФО, где наибольшее развитие получили услуг и торговли, общепита и санаторно-курортного хозяйства, что также объясняется отраслевой спецификой данного региона России. Минимальное развитие отраслей сферы услуг в Уральском ФО – 39,8 %. Данный уровень связан с историческим концентрированным размещением в данном регионе отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых, тяжёлой промышленности, металлургии, которые играют превалирующую роль во вкладе в валовый региональный продукт.

Проанализируем динамику потребления платных услуг с 2000 по 2010 годы по федеральным округам.

 

Таблица 4 - Индексы  физического объема платных услуг населению по субъектам РФ (в процентах к предыдущему году)

Рост объёмов потребления  услуг очевиден в большинстве Федеральных округов, что соответствует общемировым тенденциям, за исключением Центрального ФО, где наблюдается даже незначительное снижение объёма оказанных платных услуг в размере 0,4 %. Однако темпы роста за последние 5 лет существенно снизились - не могли не сказаться кризисные явления в экономике в целом. 9

При изучении вклада отдельного региона в общий объём потреблённых населением платных услуг в 2010 году в лидерах оказываются Центральный ФО – 34 %, Приволжский ФО – 18 %, Северо-Западный ФО – 11 %. (Рис. 2)

Рис. 2 – Объём  платных услуг населению по регионам РФ в 2010 г., % к итогу

Показатель объема платных  услуг на душу населения позволяет избежать «привязки» к территории. Данный показатель по федеральным округам РФ в 2009 г. имеет достаточно большую амплитуду: наибольший в Центральном ФО – 42648,2 руб. на человека и наименьший в Северо-Кавказском ФО – 18198,0 руб. на человека, соответственно разрыв более 2,5 раза [5]. Если рассмотреть конкретные регионы в рамках федеральных округов, то максимальное значение данного показателя наблюдается в г. Москва – 88305,7 руб. на человека, а минимальное – в Чеченской республике – 6712,1 руб. на человека. Здесь уже наблюдается разрыв более чем в 13 раз.

Информация о работе Статистический анализ потребительского рынка платных услуг на примере уральского региона