Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

общаться  в  пределах,  обозначенных  в  блоке  « Речевые  жанры «

(оценивается   умение  ориентироваться  в   ситуации,  учитывать  адресата,

аудиторию;  формировать  своё  коммуникативное  намерение ).

Курс  школьной  риторики  должен  вызвать  у  учеников  размышление  о  том,

что  такое  взаимопонимание,  контакт  между  людьми,  как  важно  в

современном  мире  владеть словом,  о том,  какое это бесценное

богатство.  Эти  размышления,  связанные  с  проблемами  эффективности

общения,  составят  основу  для  формирования  у  выпускников  школы

взглядов,  вкусов,  идей,  имеющих  общекультурную  ценность.   Поэтому  в

программу  впервые  включён  такой  компонент,  как  риторические  идеи.

Выбор  риторических  идей  учитель  должен  корректировать  и  дополнять  в

соответствии  с особенностями детского  коллектива  и своими  личными

воззрениями.

Таким  образом,  в  разработанную  программу  включены:

-          риторические  умения  и  навыки;

-          инструментальные  знания;

-          риторические  понятия;

-          риторические  идеи.

При  этом  структура  программы  для  каждого  класса  выглядит  так:

вначале  формулируются  идеи,  затем  основные  умения,  которые  должны

быть  сформулированы  к  концу  обучения  в  данном  классе;

затем  конкретные  умения,  формируемые  на  основе  понятийных  и

инструментальных  знаний.

     Методы  и  приёмы  преподавания.

Курс  риторики  в  школе  -  предмет  сугубо  практический. 

Если  мы  действительно  хотим  научить  эффективному  общению,  то на  уроках

риторики  дети  должны  как  можно  больше  сами  говорить  и  писать.  При

этом  большая  часть  времени  уделяется  риторическому  анализу  устных  и

письменных  текстов;  риторическим  задачам;  риторическим  играм.

     Риторический  анализ  предполагает  обсуждение  по  крайней мере  трёх

вопросов:

     1.                 Что  сказал  говорящий  ( ритор );

     2.                 Что  он  хотел  сказать;

     3.                 Что  сказал  ненамеренно.

          Риторические  задачи  основываются  на  описаниях  всех

значимых  компонентов  речевой  ситуации:

-          кто  говорит  -  пишет   ( адресант );

-          кому  ( адресат );

-          для  чего  -  зачем  ( задача  высказывания );

-          что  -   о  чём  ( содержание  высказывания );

-          как  ( в  устной  или  письменной  форме,  в  каком

стиле  и т. д.);

-          где  ( место,  где  происходит  общение,  расстояние

между  общающимися,  если  это  важно );

-          когда,  как  долго  ( время,  когда  происходит общение,

-  сейчас,  в  прошлом;  время,  отведённое  а общение,  если  это важно.

Учащимся  предлагают  войти  в  описанные  обстоятельства  и  в  речевую  роль.

     Риторические  игры  в  отличие  от  риторических  задач  содержат

соревновательный  элемент  и  предполагают  определение  победителя:  кто    (

какая  команда )  веселее,  забавнее,  смешнее.  В отличие от словесных

речевых  игр  риторические  игры  строятся  на  материале  программы  о

риторике  и  служат  решению  задач  этого  учебного  предмета.  Поэтому  так

важно  при  их организации  и  определении  победителя  осуществлять

риторический  подход:  чётко  описывать  ситуацию,  точно  обозначать

критерии  оценки  победителей.

Для  проведения  риторических  игр  может  выбираться   (  назначаться )  жюри.

При  определении  победителя  могут  использоваться  карточки  разных  цветов,

хлопки    (  « Кому  больше  похлопаем? « )  и  т. п.

     Вопросы   организации.

     Урок.  Начиная  курс  риторики  с   первого  года  обучения  в

школе,  составители  учитывали  благоприятный  для развития  дара  слова

возраст,  когда  дети  легко  впитывают  образцы  речи,  когда  они

эмоциональны,  любят  играть  и  легко  входят  в  различные  речевые  роли.

Но  чтобы  уроки  состоялись,  учитель  должен  создать  в  классе

доброжелательную  обстановку,  где  дети  чувствовали  бы  себя  свободно,

раскованно,  спокойно.  Учителю  на  этих  уроках  надо  превратиться  в

ритора,  то  есть  в  человека,  владеющего  словом.

Урок  риторики  имеет  свою  организационную  специфику.  Кроме

запланированного  программного  материала  в  него  включаются  сквозные,

необязательные  на  каждом  уроке:

-          речевые  разминки,  пятиминутки   речевой  гимнастики:

упражнения  типа  « Произнесём  шёпотом,  но  отчётливо.»,  « Задуем

свечу «  ( для  развития  дыхания );  « Пусть  сейчас  прожужжит

жук,  комар  «,  « Вспомним  грустные  стихи.  Кто  начнёт? «  и  т. д,;

-          ортологические  разминки:  упражнения  на  усвоение

произносительных,  словообразовательных  и  т. п.  Норм  литературного  языка;

-          импровизационные  задачи,  т.  е.  Неподготовленные

диалоги  и  монологи,  развивающие  спонтанную   (  неподготовленную )  речь.

Эти  сквозные  виды  работ,  по  мнению  составителей  (  30;  40  ),

обеспечивают  формирование  определённых  умений  и  навыков  и  в  то  же

время  позволяют  переключить  учащихся  с  одного  вида  деятельности  на

другой,  снимают усталость.  Поэтому эти виды  работ проводятся  живо,

легко,  на  интересных  примерах,  с  использованием  различных

мнемонических  приёмов,  стихотворений,  песенок  и  музыкального

сопровождения.

Уроки  риторики  требуют  особого  оснащения,  чтобы  было  легче  вводить

детей  в  предлагаемые  обстоятельства.  Но  и  в  обычном  классе  можно

сделать  многое:  посадить  учащихся  так,  чтобы  они  могли  видеть  друг

друга.  Безусловно,  в  классе  должен  быть  магнитофон  для  записи

высказываний  детей  и  создания  собственной  фонотеки  к  предмету.  И,

конечно,  очень  результативно  было  бы  использовать  видеомагнитофон  -

ведь  с  его  помощью  можно  увидеть  и  услышать,  как  происходит

общение,  тщательно  проанализировать  все  промахи  общающихся  и

самостоятельно  сделать  выводы.

          Учебный  комплект.  В  идеале  учебный  комплект  по

риторике  должен  включать:

     1.  Учебник  для  учащихся;

     1.                 Хрестоматию  для  самостоятельного  чтения  любознательным

школьникам;

     2.                 Сборник  риторических  задач;

     3.                 Сценарий  и  сборник  риторических  задач  для  компьютера;

     4.                 Магнитофонные  записи  живой   речи;

     5.                 Фонограммы,  транспоранты  или графопроекты;

     6.                 Видеоматериалы  и  др.  средства  общения;

     7.                 Книгу  для  учителя    (  методические  рекомендации ). 

Важное  место  в  этом  комплекте  должны  занимать  видеоматериалы,  т. к.

учить  деятельности  на  показе  этой  деятельности,  её  анализе  весьма

результативно.

В  настоящее  время  выпущены  и  удачно  применяются  на  практике  учебники 

« Школьная  риторика «  с  I  по  VII  класс.

     Учебное   время.  На  изучение  риторики,  как  показывает

школьная  практика,  отводится  в  I – XI  классах  от  одного  до

трёх  часов  в  неделю  -  в  зависимости  от  типа  школ,  уровня  подготовки

учеников  и  ориентации  школы.  Усвоение  риторики  предполагает,  что  на

этих  уроках  не  бывает  молчащих,  поэтому  в  группе  должно  быть  не

более  12 – 13  учеников.  Это  важное  условие  обучения  речи,  общению.

И  последнее:  начатая  в  начальных  классах  работа  должна  иметь

естественное  продолжение  в  старших  классах.  Основы  этой  программы

разработаны,  что делает  возможным представить этот  предмет в

целостной  форме.

    2.4.1. Т.  А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ.  « ШКОЛЬНАЯ  РИТОРИКА «  ДЛЯ  V  КЛАССА.   

Учебник  создан  в  том  же  концептуальном  лингвистическом  ключе,  что  и

весь  курс  под  редакцией  Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.

В  соответствии  с  программой  здесь  также  выделяются  две  части:  «  

Общение «,  «  Речевые  жанры «,  но  естественно,  что  в  учебнике,

заключающем  курс  риторики  в начальной школе,  необходимо  выделить  ещё

одну  часть  -  «  Обобщаем  изученное   (  в  I – IV  классах  )».

В  этом  разделе  внимание  четвероклассников  привлекается  « Ориентация

в  ситуации «,  «  Главные  признаки  текста «,  «  Тексты  и  жанры «,  «

      Этикетный  репертуар «   к  таким  обобщённым  темам,  как  и  др.     

Начинается  учебник  с  главы  «  Проверь  себя «,   цель  которой

вспомнить  изученное:  о  том,  что  изучает  риторика,  что  такое  общение,

речевая  ситуация,  её  компоненты.  В  главах  «  Особенности  говорения

«,  « Какой  я  слушатель «,  « Я  читатель «  дети  не  только  повторяют

виды  речевой  деятельности,  но  и  узнают,  что  представляют  собой

различные  паузы  в  устной  речи,  как  важно  собирать  свою  домашнюю

библиотеку,  как  можно  оценить  себя  как  слушателя  и  как  читателя,  и

т. д.  В  V  классе  продолжается  работа  над  речевыми  жанрами.  В  главе

«  Знаки  вокруг  нас «  учащиеся  знакомятся  с  опорными

конспектами   (  первое  знакомство!  ),  занимаются  описанием   ( 

растений  ),  невыдуманными и выдуманными рассказами  (  глава «

Скажи  мне  почему  «  ).  Здесь новым является  понятие о типах

аргументов  и  фактах,  о вступлении  и заключении  в выступлении и

рассуждении.  Также совершенно  новым является  понятие о газетных  жанрах

-  хронике,  информационной  заметке,  подписи   под  фотографией.  Линия

речевого  этикета  продолжается,  но  вводятся  новые  по  смыслу  этикетные

Информация о работе Эффективность школьной риторики