Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

диалоги:  утешение,  вежливая  оценка,  запрет,  улыбка.

В  этом  учебнике  большое  место  занимают  задания,  требующие  активного

речевого  поведения,  разыгрывания  речевой  ситуации,  создания  речевых

жанров  на  основе  описанной  ситуации  или  рисунка,  помещённого  в

учебнике.   Дети  любят  риторические  игры,  и  хочется,  чтобы  учитель  (

или  жюри  )  называл победителя,  а также те  критерии,  с помощью

которых  он  определил чемпиона.  И наконец,  в учебнике  есть 

компьютерные  задачи  и  отдельно  компьютерные  программы,  правда,  только

по   речевому  этикету.  Эта  программа  может  использоваться  для

объяснения,  закрепления  и  повторения  материала.  Кадры  программы

содержат  яркие,  красочные  рисунки,  на  них  изображены  знакомые  детям

по  книгам  и  мультфильмам  персонажи  (  Карлсон,  кот Леопольд,  Знайка  и

т. д. ).  Задания сформулированы  кратко  (  например,  «   Как  Карлсон

здоровается  с  Малышом?  Выбери  подходящие  приветствия «  ,  что

облегчает  их  восприятие.

В  компьютерной  программе  можно  выделить  три  серии  заданий:

     а)  приветствия  разным  адресатам;

     б)  приветствия  в  разное  время   дня;

     в)  приветствия  разной  степени   вежливости  (  с  обращением,  с

личностным  оттенком ). 

Ученик  получает  эмоциональную  оценку  свой  работы  по  каждому  кадру,  так

как  на  экране  появляется  лицо  Риторика  с  выражением  улыбки,  удивления

или  грусти.  Кроме  того,  в  программе  предусмотрена  оценка  в  виде 

цветовой  рамки  на  пиктограмме  с  номером  задания.  (  Зелёный

означает,  что  задание  выполнено  правильно,  жёлтый  -  что

допущена  одна  ошибка,  красный  -  что  допущены  две  или  более

ошибки.  )   Итоговый  результат работы  с компьютерной  программой

выдаётся  в  виде  словесного  описания  (  « Удачно «,  « не  совсем

удачно «,  « неудачно « ).  Кроме того,   ребёнок   услышит весёлую  или

грустную  мелодию.

В  программу  каждого  года  обучения  входить  учебник,  состоящий  из  двух

частей.

Каждый  учебник  начинается  с  предисловия,  обращённого  к  читателям,  где

перечисляются  положительные  стороны  риторики.

На  второй  странице  нарисованы  условные  обозначения,  с  которыми  ребята

постоянно  будут  сталкиваться  во  время  обучения.  Это:

-          постановка  проблемы,  введение  в  теорию;

-          задание  после  текста;

-          сюжет  видео - ,  кинофрагмента;

-          задания,  связанные  с  прослушиванием  музыки;

-          задания  по  дыхательной   и  речевой  гимнастике;

-          работа  в  парах;

-          риторические игры.

Немного  дальше  -  приветствие  постоянных  спутников  учащихся,  героев

учебника  -  ОЛИ,  КОЛИ,  ГРАММАТИКА,  РИТОРИКА  и  позже  появляется

ЭТИКЕША.

Очень  красочные  учебники  с  изобилием  иллюстраций.

Каждая  глава  начинается  с  небольшой  постановки  проблемы,  после

которой  следуют  всевозможные  задания  и  риторические  игры.

Почти  все  задания  ориентируют  учащихся  на  деятельность,  т. к.  начинаются

с  глаголов  в  повелительной  форме  (  представьте,  подумайте,

ответьте,  приготовьте,  вспомните,  посмотрите,  рассмотрите,  попробуйте  и

т. д.  )  или   с союзного  слова (  какого,  как,  почему,  с кем

и  др.  )

Приведено  много  стихов,  песен  (  порой  с  нотами  ),  отрывков  из

художественных  произведений.  Обилие  схем.

     ИДЕИ  КУРСА:

Суть  учтивости  состоит  в  стремлении  говорить  и  вести  себя  так,  чтобы

наши  ближние  были  довольны  и  нами,  и  самими  собою.  (  Ш.  де

ЛАБРЮЙЕР.  )  (  30;  57  )

     ОСНОВНЫЕ  риторические  УМЕНИЯ:

     Первый  тип  ( У – 1 ).   Умение  анализировать  и  оценивать  общение  и

речь,  а  именно:

     -  взаимодействие  с  партнёром   общения,  понимание  его   мыслей

и

чувств,   уместность  своего  речевого  поведения;

-          точность  речи  (  наличие  фактических  ошибок  ),

разнообразие  языковых  средств,  выразительность  речи  (  речевые  находки

);

-          особенности  речевых  жанров.

     Второй  тип  (  У – 2 ).  Умение  общаться,  создавать  тексты,  речевые

жанры  в  пределах,  обозначенных  в  программе,  а  именно:

-          умение  использовать  адекватные  приёмы  подготовки  и

средства  общения,  позволяющие  автору  успешно  решать  основную  речевую

задачу;

-          умение  создавать  ориентированные  на  адресата  и на

решение  речевой  задачи  речевые  жанры:  этикетные  диалоги,

газетно-информационные  жанры и т. д.

                                                             Таблица  № 2

                              О Б Щ Е Н И Е                             

      У – 1. Анализировать и оце- нивать свою общительность: я очень общительный, малооб-щительный, необщительный человек.  Общение - общительный чело- век. Твоя общительность.  
 

                         В И Д Ы   О Б Щ Е Н И Я                        

    

 У – 1. Определить  вид обще- ния по его основной цели ( сообщить, запросить инфор- мацию, обменяться информа- цией и т. д. - поддержать контакт, общение ) 

 У – 2. Вступать  в этикетный диалог и поддерживать  его ( в пределах, обозначенных  в разделе « Речевой этикет  « ( I – III )   Общение для контакта и об- щение для сообщения нфор- мации 
 

                       Р Е Ч Е В О Й   Э Т И К Е Т                      

    

        У – 1. Различать истинную ве-жливость от показной  Что такое вежливость. Вежли- вая речь ( словесная вежлиость) и воспитанность. Вежливо – не- вежливо - грубо  

 Р Е Ч Е В А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь 

      У—1. Определять вид речевой деятельности; его этапы Говорить — писать; слушать — читать. (Что общего в указан- ных парах ? ) 

      У—2. Продумывать, что нужно сделать  до говорения, чтения и т. д.( на этапе ориентировки ), что - в процессе говорения, чтения и т. д. ( на этапе реализации ), что по- сле говорения, чтения и т. п. ( на этапе контроля ) Основные этапы речевой деяте- льности: до — в процессе – пос- ле того, как сказал, написал, прочитал, услышал. ( Этап ориентировки и планирования, этап реализации, этап контроля ).  

      У—2. Составлять опорный кон- спект услышанного в форме таблицы, схемы с использова- нием принятых и продуманных символов, рисунков Опорный конспект как коди- рование услышанного в форме таблицы, схемы с использова- нием рисунков, символов 

      У—2. Воспроизводить по опор- ному конспекту услышанное  

        У—1. Анализировать живую устную  речь, определять её осо- бенности Говорение. Особенности неподготовленной ( спонтан- ной ) речи 
 

 У—1. Определять, в какой мере устная речь  подготовлена, в чём от- 

ражается её подготовленность  

        У—2. Составлять опорный кон- спект (как при слушании ) Опорный конспект ( как при слушании ) 
 

Р Е Ч Ь П Р А В И Л Ь Н А Я И Х О Р О Ш А Я (успешная, эффективная) 

      У—2. Пользоваться толковым словарём синонимов Толковый словарь. Словарь си- нонимов. Словарь языка писа- телей. Словарь эпитетов . 

      Р Е Ч Е В Ы Е Ж А Н Р Ы 

      У—1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического  и смы- слового единства текста 

Тексты. Начальное  и конечное (последнее) предложения  тек- ста как яркие признаки смыс- ловой цельности текста 

      У—2. Подбирать конечное (завершающее ) предложение к незавершённому тексту   

      У—2. Создавать сжатый текст, пользуясь  способом исключения подробностей и  способом обоб- -щения Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсу- ждения ( темы, проблемы ) 

      У—1. Анализировать вывод (в рассуждении ), его целесообраз- -ность Вывод в рассуждении 

      У—2. Создавать к «новым» сло- вам словарные статьи Словарные статьи в толковом словаре 

      У—2. Рассказывать весело (с юмором ) о забавных, смешных случаях из своей жизни 

Речь разговорная  с элементами художественной речи. Весёлый рассказ.  

      У—2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных собы- тиях своей жизни Рассказ о памятных событиях своей жизни 

      У - 1. Определять особенности содержания и речевого офор- мления писем в газету 

Газетный (публицистический) стиль 

      У—1. Анализировать нформа- ционную заметку в газету, её соответствие речевой задаче и жанровым особенностям Информационная заметка в газе- ту. Хроника 

      У—2. Создавать текст — под- пись под фотографией в газете Подпись под фотографией в газе- те 

      У—2. Написать информацион- ную заметку в газету типа - что, где, когда и как произошло  
 
 

(  30;  57 –  58   )

     2. 5.  ВОЗМОЖНОСТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   УЧЕБНИКОВ  РИТОРИКИ  В  РАЗНЫХ  КАТЕГОРИЯХ

                                    ШКОЛ.                                   

Теперь  мы  попробуем  дать  краткую  характеристику  описанным  выше

учебным  пособиям.

                  Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО.  РИТОРИКА.                 

Это  довольно  неплохой  учебник  с  хорошими  заданиями,  но,  на  наш

взгляд,  он  написан  языком,  который  скорее  будет  понятен

преподавателю,  нежели  учащимся.  Изобилие  сложных  фраз  ещё  не  является

показателем  педагогической  грамотности  составителя  учебника.

Нам  не  понравилось,  что  автор  взял  за  определение  риторики  лишь  одну

её  сторону  -  ораторское  искусство ,  т е.  учебник призван

готовить  ораторов.   Поэтому  мы  считаем,  что  курс  Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО

правильнее  было  бы  назвать  "  МАСТЕРСТВОМ  ПУБЛИЧНОГО  ВЫСТУПЛЕНИЯ  "

.  В  таком   случае,  его  не  имеет   смысла  разбивать  на  несколько   лет,  а

в  целях  лучшего  усвоения  включить  в  программу  одного  года  (  какого

-  зависит   от  развития  и  успеваемости  коллектива  ).

Информация о работе Эффективность школьной риторики