Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

Как  и  указано  самим  автором,  этот  курс  можно  ввести  лишь  в

специализированных  учебных  заведениях:  гимназиях,  лицеях,  школах  с

гуманитарным  профилем  ),  т. к.  для других  он  будет сложен.  И в

этом  мы  видим большой " - "  составителя,  потому,  что уметь убеждающе

говорить  и  просто  уверенно  выражать  свои  мысли  должны  все.

     Н.  Н. КОХТЕВ.  РИТОРИКА.

" Риторика "  Кохтева,  как  и  " Риторика "  Михайличенко,  направлена  на

развитие  ораторского  мастерства  учащихся,  при  чём  учащихся

специализированных  школ,  гимназий  и  лицеев.  Но  это  более  обстоятельное

пособие,  чем  предыдущее.  Теория  здесь  достаточно  основательно

подкреплена  примерами -  блестящими  образцами красноречия.  Опорные схемы

-   не  новый,  но  очень  помогающий  приём.  Обилие  разнообразных

упражнений  -  тоже  " + "  пособию.

Язык  " Риторики "   Кохтева  будет  понятен  учащимся,  а  возможная

разбивка  преподавателем  одной  главы  на  уроки  по  количеству  вопросов

в  ней  поможет  лучше  разобраться  в  материале.

Учебник  удобен  тем,  что  позволяет  изучать  ораторское  искусство  и

самостоятельно.  На  это  же  рассчитаны  и  возможные  ответы  на  вопросы

в  конце  пособия.

Обилие  разнообразных  вопросов  и  заданий  направлено  на  формирование  у

учащихся  навыков  анализа  и  самоанализа.

" Минус "  -  узконаправленность  понимания риторики  и круга учебных

заведений,  где  она  может  преподаваться.

     А.  А. МУРАШОВ.  ОСНОВЫ  ПЕДАОГИЧЕСКОЙ   РИТОРИКИ.

Это  учебное  пособие  полностью  оправдывает  своё  предназначение  - 

помощь  в  коммуникативной  лингвистике  и  риторике  учителям  и  студентам

вузов  (  готовящимся  в  учителя  ).  Все  задания,  весь  материал

посвящён  лишь  указанной выше  цели.

Пособие  очень  ценно,  тем  более,  что педагог - риторик может

воспользоваться  им  как  дополнительным  (  в  некоторых  темах  ),  и  для

работы  в  школе,  т. к.  в  нём  немного  раскрыты  и  такие  важные  темы,

как  диалог  и  речевой  этикет.   (  В предыдущих

учебниках  этого  не  было .)

Пособие  может  стать  настольной  книгой  молодого  учителя  любого

предмета  (  к  чему  и  стремился  автор  книги  ).

Один  из  " минусов "  пособия  -  недостаток  примеров  и  средств

наглядности.

     Т.  А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. " ШКОЛЬНАЯ  РИТОРИКА ".  V  КЛАСС.

Учебник  Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ,  на  наш  взгляд,  на  сегодняшний  день

является  самым  лучшим  из  всех  имеющихся.  Он  разнопланов  и

разнонаправлен.  Задумка  авторов  -  серия  учебников  с  I – по  XI  класс

-  позволяет   вырастить  грамотное  поколение,  умеющее  общаться  и  вести

себя,  избавленное  от  косноязычия  и  слов – паразитов.

Учебник  Ладыженской  лёгок в усвоении.  Учащиеся  посредством обилия

разноплановых  заданий  учатся  размышлять,  анализировать,  делать  выводы,

и  самое  главное  -  они  учатся  говорить.

Курс  Ладыженской  призван воспитать в учащихся  раскованность и

лёгкость  в  общении,  научить  умению  говорить  не  только  убедительно  (

что  тоже  немаловажно  ),  но  и просто  говорить  красиво.

Компьютерные  игры,  входящие  в  курс  Риторики,  как  показывает  опыт,

очень  нравятся  учащимся.  Не  только те,  которые  умеют  обращаться  с

компьютером,  но  и  те,  которые  в  первый  раз  пришли  в  компьютерный

класс,  быстро  и  легко  включаются  в  работу,  выполняют  её  с

интересом.

Экспериментальная  проверка  использования  компьютерных  программ  на

уроках  риторики  показала  их  преимущества:  усиливается  интерес  к

предмету,  облегчается  запоминание  этикетных  формул,  формируется

устойчивый  навык,  т. к.  ребёнок  может  многократно  повторить  работу  с

программой.

И  в  завершении  хотим  отметить,  что  учебник  Ладыженской  приятнее

остальных  уже  и  в  оформлении.  Такую  красочную  книгу  с  обилием

иллюстраций  приятно  взять  в  руки  даже  взрослому.  Этот  учебник

заинтересует  учащихся  быстрее,  чем  все  остальные,  выше  отмеченные,  а

это  тоже  немаловажно.

Чтобы  картина  пригодности  этих  учебных  пособий  была  окончательно

ясна,  мы  ниже  приведём  график  некоторых  характеристик.

      
 
 
 

    

    

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ:                              

Анализ  содержания  учебников  позволил  нам  предположить,  что  наиболее

перспективным  для  использования  в  средней  школе  будет  являться  учебник

Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ,  поскольку  он  представляет  собой   СИСТЕМУ 

теоретических  и  практических  материалов,  направленных  на  формирование

риторических  умений  и  навыков.  Использование  его  в  школьном 

обучении   позволит  сформировать  коммуникативную компетенцию

говорящего.  Данное  предположение  осознаётся  нами  как  гипотеза

исследования.

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

     ГЛАВА  3.

МЕТОДИКА

    ПРОВЕДЕНИЯ  УРОКА  РИТОРИКИ  В  5 – 7  КЛАССАХ   СРЕДНЕЙ   ШКОЛЫ   

    

                                                                                                                                                                                       

Сделанный  анализ  учебников  позволил  нам  предположить,  что  наиболее

эффективным  для развития  красноречия и вообще  риторических  умений  и

навыков  учащихся  будет  учебник  Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.  А  чтобы  эту  гипотезу

проверить  нами  был  проведён  обучающий  эксперимент  в  гимназии  № 2

города  Великий  Новгород.  Эксперимент  проводился  в  течении   3 – х лет

среди  учащихся  5 – ых  -  8 – ых  классов в соавторстве с действующими

учителями  АВТОНОМОВОЙ  СВЕТЛАНОЙ  ИВАНОВНОЙ  и  МАТВЕЕВОЙ  ЛЮДМИЛОЙ

НИКОЛАЕВНОЙ.

Начинать  работу  по  формированию  высокого  уровня  речевой  культуры  у

школьников  надо  с  самых  первых  шагов  обучения,  включая  в  процесс

обучения  те  элементы,  которые,  на  наш  взгляд,  доступны

соответствующему  возрасту.

Одним  из  важнейших  аспектов  работы  учителя  – словесника  является

воспитание  культуры  речи  учащихся,  в  том  числе  и  обучение  вежливой

речи.

Люди  небезразличны  к  тому,  как  и  кто  их  приветствует,  благодарит  за

услугу  или  отказывает  в  помощи.  А  если  человеческие  отношения

нарушаются,  например  с нами  перестают здороваться близкие нам люди,

то  мы  испытываем  настоящее  потрясение.

Приведённому  ниже  эксперименту  мы  подвергли  учащихся  6 – го

негуманитарного  класса,  где  никогда  ранее  риторика  не  преподавалась.

Нами  были  проведены  5  уроков,  последний  из  которых  проводился  в

форме  урока  – игры.  Как  было  уже  упомянуто  выше,  немаловажное  место  в

развитии  учащихся  имеет  речевая  культура,  поэтому  разработанные  и

опробованные  нами  на  практике  уроки  касались  области   РЕЧЕВОГО

ЭТИКЕТА.

               Пятиурочный  курс  речевого  этикета.              

     Урок  первый.   ЭТИКЕТ.

Каждый  из  нас  пользуется  такими  прекрасными  “  волшебными  “  словами

русской  речи,   как  “  здравствуйте “,  “  спасибо “,  “ извините “,

“ пожалуйста “  и  др.  Но  в  чём  их  волшебная  сила?  Почему  они

так  необходимы?  И  только  ли  “ волшебные  “  слова  позволяют  людям

правильно  выражать  отношение  друг  к  другу,  делают  общение  вежливым,

доброжелательным?  Обо  всём  этом  мы  поговорим  сегодня  на  уроке.

(  Запись  на  доске:  ЭТИКЕТ  - от  французского 

etiquette  -  это установленный порядок поведения,  форм  обхождения.

)

В  наш  словарный  запас  входит  новое  слово,  постарайтесь  его

запомнить,  как  оно  пишется,  что  обозначает.  Повторим  вслух  его  по

слогам.

То,  что  понимают  под  речевым  этикетом,   используется  в  речи  каждого

из  нас  ежедневно  и  многократно.  Пожалуй,  это  самые  употребительные

слова  и выражения:  мы  по - многу  раз  в  день  обращаемся  к  кому – то,

приветствуем  своих  знакомых,  а  иногда  и  незнакомых,  прощаемся  с

людьми,  кого – то  благодарим,  перед  кем  – то  извиняемся,  кого – то

поздравляем,  кому – то  желаем  удачи,  кому – то  соболезнуем;  мы

советуем,  просим,  предлагаем  и  приглашаем.  Т. о.,  речевой  этикет

представляет  собой  совокупность  словесных  (  только  ли?  )  форм

Информация о работе Эффективность школьной риторики