Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

учтивости,  вежливости,  т. е.  То,  без  чего  нам  с  вами  просто  нельзя

обойтись,  в  каком  бы  уголке  земли  мы  не находились.

Назовите  мне  разные  вежливые  слова,  какими  вы  пользуетесь.

Теперь  попробуйте  с  разной  интонацией  произнести  следующие  слова  и

фразы:

     “   Здравствуй  “

     “   С  Днём  Рождения  !  “

     “   Рад  тебя  видеть  “

     “   До  свидания  “

А  теперь  скажите,  важно  знать  только  то,  что  нужно

сказать?  Правильно,  ещё  нужно  подобрать  и  правильную  интонацию.

А  мимика,  движения,  -  они  важны?  Попробуйте  с  помощью  мимики  и

движений  поздороваться  так,  чтобы:

     1.                          обидеть  человека;

     2.                          выказать  своё  уважение  к   его  возрасту;

     3.                          показать,  что  ты  соскучился;

     4.                          выказать  пренебрежение;

     5.                          показать  своё  расположение.

Молодцы!  Правильно.  Всё,  что  вы  только  что  продемонстрировали,

доказывает,  что  речевой  этикет  тесно  связан  с  неречевыми

особенностями  поведения.  Так,  приветствуя  друг  друга,  мы  не  только

говорим  “  Здравствуй  “,  но  и  обмениваемся  рукопожатиями.

Продемонстрируйте.  А  какие  ещё  жесты  мы  используем?  Молодцы!

Правильно,  машем  рукой.  А  как  приветствуют  друг  друга  военные?

Правильно,  они  отдают  честь.

Все  действия  людей,  выполняемые  при  произнесении  слов,  необходимых  по

этикету   ( и,  естественно,  интонация  ),  значимы,  они  в  себе  несут

информацию,  выражают  отношение  к  тем  людям,  кому  они  адресованы.

Так,  кивок  свидетельствует  о  желании  остаться  знакомыми;  поднявшись

навстречу  девочке,  мальчик  выражает  уважение  к  ней;  похлопывание  по

плечу  -  знак  фамильярного  отношения.

Вновь,  обращаясь  к  вашим  примерам,  можно  заметить,  что  одни  и  те

же  слова могут звучать вежливо,  доброжелательно,  ласково или

подчёркнуто  сухо,  дерзко,  высокомерно  -  в  зависимости  от  их  общей

звуковой  окраски.

Попробуйте  ещё  раз  сказать  слово  “  Здравствуй  “  с  оттенком:

-          равнодушия;

-          радости;

-          злости;

-          ехидства;

-          уважения.

С  какой  интонацией  приятнее  здороваться  и  как  бы  вам  хотелось,

чтобы  поздоровались  с  вами?  Конечно,  с  интонацией  радости  и

уважения.

Итак,  сегодня  мы  познакомились  с  понятием  этикета,  узнали  о  разных

сторонах  его проявления.  Мы  убедились,  что этикет  -  это не  только

правила  говорения,  но  и  правила  поведения  в  повседневной  жизни.  Вы

хорошо  поработали,  молодцы,  у  вас  были  очень  хорошие  примеры.

Особенно  хорошо  говорили  у  нас  сегодня ...,  можно  отметить  ещё  и

....

     Урок  второй.  ВЫ   СКАЗАЛИ   “   ЗДРАВСТВУЙТЕ  “.

Здравствуйте,  мои  юные  знатоки  этикета!  А  вы  знаете,  что  означает

моё  приветствие?  Правильно,  говоря  “  здравствуйте  “  при  встрече  с

кем – либо,  люди  отмечают  самое  простое  и  самое  частое  событие  в

своей  жизни  -  встречу  с  другим  человеком.  В  этом  (  или  схожем  с

этим  )  слове (  или в поклоне,  означающем  то  же  самое )  заключено

очень  большое  и  важное  содержание:  “  Я  тебя  вижу,  человек.  Ты  мне

приятен.  Я  желаю  тебе  всего  самого  доброго:  здоровья,  мира,  веселья,

счастья.”

Скажите  друг  другу  слово  приветствия.

Но  вы  знаете,  что  форма  приветствия,  употреблённая  мною,  не

единственная.  Какие  ещё  слова  приветствия  вы  знаете?  Молодцы!

-          Привет!

-          Чао!

-          Как  дела!

-          Рад  видеть!

-          Сколько  лет,  сколько  зим!

-          Добрый  день  (  утро,  вечер  )!

-          Здорово! 

-          И  др.

(  Можно   провести  это  в  форме   соревнования  по  рядам  -  кто   больше

назовёт  ).

Видите,  как  много  слов  приветствия  мы  знаем.  Но  ведь  не  все  они

означают  одно  и  то  же  и  не  все  можно  применить  в  одной  ситуации.

Давайте  попробуем  поделить  названные  нами  приветствия  на  те,  которые

можно  сказать:

-          знакомому;

-          незнакомому;

-          ровеснику;

-          человеку  старшего  возраста;

-          в  зависимости  от  времени   суток;

-          близкому  другу

-          и  др.

Заметили  разницу?  Молодцы!  Но,  как  мы  с  вами  выяснили  на  предыдущем

уроке,  составляющей  частью  этикета являются  и жесты,  и мимика.

Так,  здороваясь  с  другом,  можно  похлопать  его  по  плечу,  ударить

ладонью  об  ладонь  или  махнуть  рукой.  Здороваясь  с  просто  знакомым

человеком,  можно  кивнуть  головой.  При  деловой  встрече  здороваются,

пожимая  друг  другу  руки  (  так  же  делают  и   мальчики,  здороваясь

друг  с  другом  ).  Здороваясь  с коронованной  особой,  девочки припадают

в  книксене  -  приседают  (  Запишите  это  слово  себе  в  тетрадь

).

Продемонстрируйте  по  парам  различные   ситуации  приветствия  на  ваш  выбор.

(  В  это   время  класс  внимательно   наблюдает  и  делает  замечания   или

хвалит  выступающих,  подчёркивая,  что  именно  у  них  хорошо  получилось.

)

Молодцы!  Сегодня  на  уроке  мы  научились  здороваться  с  разными  людьми

в  разных  ситуациях.  Вы  все  хорошие  актёры,  а  особенно  ..Много

говорил  сегодня..  И ...

     Урок  третий.  БУДЕМ  ЗНАКОМЫ.

У  каждого  из  вас,  бесспорно,  много  друзей  и  знакомых.  И  вы,

вероятно,  помните  момент,  когда  и  как  вы  с  ними  познакомились:

ребята  во  дворе,  в  классе,  новые  учителя,  знакомые  друзей,  родителей

и  т. д.

Расскажите  об  одном  из  ваших  знакомств.  Сложно  ли  это  было  для  вас?

Только  что  приведённые  вами  примеры   показывают,  что  уже  инстинктивно

(  хотя  и   не  всегда  )  вы  говорили  именно  то,  что нужно.  Но  как

часто  приходилось  ошибаться.

По  правилам  этикета  взрослый  человек  (  если  он  один  )  сам

представляет  себя  (  как  учитель  ).  Давайте  разыграем  эту  ситуацию.

Если  в классе  новый  ученик,  то  его  представляют  после  огласки  списка

учащихся.

В  ситуации,  где  один  человек  знаком  со  всеми  присутствующими,  а  все

остальные  -  только  с  ним,  то  сперва  представляют  младшего  старшему.

Потом  наоборот.  Первенство  старших  перед   младшими  и  женщин  (

девочек  )  перед мужчинами принято у очень многих  народов.

В  компании  ровесников  как  поступают,  знаете?  Да,  сперва  знакомят  с

новеньким,  а  только  потом  всех  представляют  ему.

Давайте  проинсценируем  эти ситуации,  включив сюда  и разные  формы

приветствия.  Но  в  начале  давайте спишем  с доски принятые  в этикете

формы  знакомства:

-          РАЗРЕШИТЕ  ПРЕДСТАВИТЬСЯ.

-          ПОЗВОЛЬ(  ТЕ  )   ПРЕДСТАВИТЬ ТЕБЕ(  ВАМ ).

-          ЗНАКОМЬСЯ(  ТЕСЬ  ).

-          ПОЗНАКОМЬСЯ(  ТЕСЬ  ),  ПОЖАЛУЙСТА.

-          ВЫ  НЕ  ЗНАКОМЫ?  ЭТО.

-          ДАВАЙТЕ  ПОЗНАКОМИМСЯ.

-          БУДЕМ  ЗНАКОМЫ.

-          МОЖНО  С  ТОБОЙ(  ВАМИ  )  ПОЗНАКОМИТЬСЯ ?  МЕНЯ  ЗОВУТ.

На  сегодняшнем  занятии  мы  усвоили  правила  и  способы  знакомства  с

различными  категориями  людей,  вспомнили  как и с кем мы  когда – то

знакомились,  разыграли  много  интересных  сценок.  Особенно  мы  с  вами

отметили.   и  ...  Мне  очень  понравились  высказывания....  Молодцы!

     Д/з:  подумайте,  в  каких  случаях   при  знакомстве  называют  имя,

отчество  и  фамилию  человека;  имя  и  отчество;  только  имя;  только

фамилию?  В  каких  ситуациях  сообщают  краткие  сведения  о  человеке,

которого  представляют?  Если  вы  не  сможете придумать сами,  то

поинтересуйтесь  у  родителей.

     Урок  четвёртый.  НЕ   БУДЕТ   ЛИ   ДОСТОПОЧТИМЫЙ   ДЖИН   ТАК   ЛЮБЕЗЕН.

Здравствуйте,  ребята!  Извините,  что  отвлекаю  вас  от  урока,  но

мне  бы  очень  хотелось,  с  вашего  позволения,  ещё  раз  извините

,  вас  поотвлекать.

Какую  странную  фразу  я  вам  сейчас  произнесла,  да?  Какими  словами

сейчас  изобиловала  моя  речь?  (  простительными  и  извинительными  )  Но

нет  ли  тут  перебора  с  извинительными  словами?  Да,  их  слишком  много,

но  я  их  включила  в  свою  речь  умышленно,   так  как  они  являются

темой  нашего  сегодняшнего  занятия.

Умеем  ли  мы  извиняться,  не  обидев  людей?  Умеем  ли  мы  прерывать

друг  друга  и  делать  это  тонко  и  аккуратно?  Давайте  попробуем

сегодня  научиться  делать  это  правильно,  ведь  бывают  моменты,  когда

просто  необходимо  вмешаться  в  разговор.  Например,  когда  мама

разговаривает  с  подругой,  а  в  это  время  ей  звонят  по  телефону.  Что

нужно  сказать,   чтобы   твоё  вмешательство  в  разговор  не  выглядело

некорректным?  Правильно,  сперва  нужно извиниться,  а потом маму

позвать  к  телефону.

Другая  ситуация.  Вы  опоздали  на урок.  Как  нужно  себя  повести?  Молодцы!

Давайте  спишем  с  доски  следующие этикетные фразы:

     будьте  любезны                                              извините,

пожалуйста

     с   вашего  позволения                                    простите

Информация о работе Эффективность школьной риторики