Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

(  44;  42  ) ),  разумно принять положение:  риторики  не  существует  без

речевой  культуры,  но  они  не  равноценны  по  отношению  друг  к  другу.

Колыбелью  риторики  была  софистика,  стремящаяся  убедить  кого  угодно  в

чём  угодно.  А  в  средневековой  культуре  риторикой  было  отсутствие

украшений  на  фоне  всеобщего  увлечения  ею,  т. е.  речь  лаконичная,

точная,  подчёркивающая  нормативную  кодифицированность.

Античная  риторика  занималась  организацией  судебного,  политического  и

эпидейктического  ( оценочного )  красноречия.  Риторика  средних  веков

входила  в  тривиум  наук,  включавший

грамматику,  риторику  и  диалектику.  ПЛАТОН,  подчеркивая

необходимость  высокой  этики  оратора,  замечает: « Искусство

красноречия  не  есть  ли  вообще  умение  увлекать  души  словами,  не

только  в  судах  и  других  общественных  местах,  но  и  в  частном  быту?

« (  51;  182  )   АРИСТОТЕЛЬ,  также неустанно выделяя

нравственную  основу  риторики,  говорит: «  Определим  риторику  как

способность  находить  возможные  способы  убеждения  относительно  каждого

данного  предмета «  (  3;  19  )  Значит,  не  собственно  убеждение в

чем – либо,  а  поиск  способов  убеждения  составит  компетенцию  риторики,

приучающей  человека  прежде  всего к речевому  мышлению  в психологически

             воздействующих  и  эстетически   организованных  формах.            

Человека  встречают  и  провожают  по  речи.  Сократ  был  и  уродливым,  и

даже  злым,  но  его уважали сильные и власть  имущие.  Иван  Грозный

остался  в  памяти  россиян  великим  правителем  потому,  что  являл  везде,

в  том  числе  на  площади  перед  народом,  образцы  убеждающего  монолога.

Риторика  как  наука  и  учебная  дисциплина  существует  тысячи  лет.

Общеизвестно,  что  уже  в  Древней  Греции  в  школах,  наряду  с  чтением,

письмом  и  физическими  упражнениями,  обучали  риторике.

     РИТОРИКА  ( от  греческого  « ритор « -  оратор )  -  одна  из

самых  древних  наук  на  земле.  Ей  примерно  25000  лет,  если  принять  за

точку  отсчета   V – IV в.в.  до  н. э.  -  период  расцвета  риторики  в

Древней  Греции.

Древние  верили  в  силу  слова.  Кроме  того,  слово  было  социально  значимо:

не  случайно  « сама  риторика.  зарождается  в  недрах  различных

цивилизаций «  ( 8;  20  )

Риторика  возникла  как  наука  об  искусной,  умелой,  ясной  речи  -  устной

прежде  всего.  ЦИЦЕРОН  писал: « .сами  правила  явились  как  свод

наблюдений  за  приёмами,  которыми  красноречивые  люди  ранее  пользовались

бессознательно.  Но  красноречие,  стало  быть,  возникло  из  науки,  а

наука  из  красноречия « (  2;  31  )  Из  этого высказывания  ясно  не

только,  как  возникла  риторика,  но  и  то,  что  древние  осознавали  ее

дидактический,  обучающий,  практический  характер.

В  античные  времена  ораторскому  искусству   обучали  прежде  всего как

умению  убеждать  словом,  объяснять  свою  точку  зрения,  опровергать

ложную.  В  разные  времена  в  риторику  вкладывали  разное  содержание.

Она  рассматривалась  и как  особый  жанр  литературы,  и  как  мастерство

любого  вида  речи,  и  как  наука  и  искусство  устной  речи.  В

современных  науках  риторика  рассматривается как комплекс  дисциплин,

включающий  в себя  логический,  лингвистический,  психологический,

физиологический,  художественный  и  др.  аспекты  языкового  общения.

У  этой  науки  есть  и  другие  названия: «  ораторское  искусство «,  «

красноречие «,  « мастерство  устного  публичного  выступления «,  « элоквенция

«.  Они  не  совпадают  полностью  -  есть  тонкие  различия,  о  которых  в

своей  работе  я  упоминать  не  буду.

Главным  понятием  риторики  является  оратор   ( от  латинского

ORARE  -  говорить )  -   человек,  произносящий  публичную речь.  Люди,  к

которым  обращены  его  слова  -  аудитория   ( от  латинского 

AUDIRE  -  слышать ) (  44;  7  ) . Оратор  и аудитория взаимодействуют

друг  с  другом  в  процессе  устного  публичного  выступления,  где

ораторская  речь  возможна  только  при  наличии  обоих  элементов:

говорящего  и  слушающих.

Слагаемыми  мастерства  оратора,  по  мнению  М. А. МИХАЙЛИЧЕНКО  (  44;  15

),   являются:

-          логическая  культура,

-          языковая  культура

-          психолого – педагогическая  культура,

-          культура  общения,

-          техника  речи.

Формирование  этих  качеств  и  составляет  ПРЕДМЕТ  риторики  как

учебной  дисциплины,  поскольку,  по  словам  ДЕМОКРИТА,  « ни

искусство,  ни  мудрость  не  могут  быть  достигнуты,  если  им  не  учиться

«  (  47;  52  ).

     РИТОРИКА  в  настоящее  время  -  это  филологическая  наука,  изучающая

способы  построения  художественно  выразительной,  направленной  и

определённым  образом  воздействующей  речи.  Формы  существования

риторических  структур  -  сверхфразовые  единства:  текст,  сложное

синтаксическое  целое,  диалогическое  единство,  организующее  фразы  в

общее  смысловое,  коммуникативное  и  структурное  целое  (  45;  10  ).

В  средние  века  риторика  вошла  в  число  изучаемых  предметов  в

университеты  и  школы  многих  стран,  в  том  числе  и  в  России.

Знаменательно  появление  в  России  в  XVII – XIX   в.в.  большого

количества  учебников  по  риторике   ( красноречию,  сладкоречию,

витийству,  теории  словесности  и  т.д. ).  В библиографии  учебных книг

по  риторике  около  150  наименований.  При  этом  первая  из  них  -

митрополита  Макария,  датирована  1617 – 1619  гг.,  последняя -  1923  г.

Д. Н. Овсянико-Куликовского.

Первым  учебником  риторики  на  русском  языке  было  « Краткое

руководство  к  риторике  на  пользу  любителей  сладкоречия «   ( 1743 г.

)  М. В. ЛОМОНОСОВА.  До  этого времени риторика  писалась  и

выходила  в  России  на  латыни  и  церковно – славянском  языке.  В этом

труде  говорится,  что « риторика  есть  наука о всякой  предложенной

материи  красно  говорить  и  писать.»  (  47;  71 – 72  ).  Данное

определение  риторики  отражает  сложившийся  к  тому  времени  взгляд  на

риторику  как  на  науку,  которая  учит  искусному  -  не  только  устному,

но  и  письменному  общению.

Все  последующие  российские  риторики  писались  на  основе  риторики

Ломоносова   ( И. С. Рижский,  Н. Ф. Кошанский,  А. С.

     Никольский,  Е. Кари  и  др. ).  Небезынтересно  отметить,  что

в  1877  году  вышла  « Детская  риторика,  или  Благоразумный  вития  к

пользе  и  употреблению  юношества  сочинённый «.  В названии  книги

точно  отражён  её  адресат:  дети,  юношество.  Адресатно – ориентированные

учебники  риторики  получили  широкое  распространение  в  России:  для

дворян ( Феоктист  Мочильский ),  в пользу  молодых девиц (

К. Глинка ),  для учащихся  в российских  духовных  училищах 

( А. Никольский ),  военное красноречие ( Я. В. Толмачёв

)  и  др.

Известно,  что  к  середине  XIX  в.  в  России,  как  и  во  многих  других

европейских  странах,  риторика  подверглась  резкой  критике  за

схоластику,  схематизм,  рецептурность.   Она вытеснялась другими

предметами  -  вначале  теорией  словесности   ( где  предметом  изучения

становятся  главным  образом  художественная  речь,  тропы ),  а  затем   (

конец  XIX –  начало  XX  вв. )  культурой речи   (  где главным предметом

внимания  становятся  нормы  литературного  языка ).  В школе занимаются

развитием  связной  речи  у  детей,  где  основное  внимание уделяется

обучению  с  помощью  изложений  и  сочинений,  умению  создавать  устные  и

письменные  тексты.  При  этом  в  школах  России  развитию  коммуникативных

умений  всегда  уделялось  известное  внимание,  хотя  далеко  не  во  всех

случаях  эта работа  обозначалась  как риторическая.

Возрождение  риторики  началось  в  середине  ХХ  века.  Риторика  настоящего

времени  преодолела  рамки,  изначально  очерченные  её  создателями:  речь,

ею  организованная,  существует  как в устной,  так и в письменной

форме;  она  все  более  вторгается  в  область,  прежде  считавшуюся

исключительной  компетенций  поэтики.

Разрабатываются  критерии  невербальной   ( несловесной )  риторики  -

характеристики  взаимодействия  и  воздействия  мимики,  жеста,  голосовых

модуляций,  цвета.  Современная  риторика  непредставима  вне  лингвистики

текста,  герменевтики   ( науки  о  восприятии ),  семиотики  ( науки  о

способах  означивания  и  характерах  знаков ),  психологии,  физиологии,  а

также  дидактики.

Сейчас  в  активе  риторики  труды  БАРТА  и  в  целом  неориторической

группы  «  Мю «,  опубликованные  на  русском  языке  в

сборнике  «  Общая  риторика «   ( 1986 ),  работы  ЛОТМАНА,  Б.

А. УСПЕНСКОГО,  в  известной  мере  продолженные  коммуникативно –

лингвистические  исследования  БАХТИНА.  В  1958  г.  вышел  сборник

статей  и  фрагментов  « Об  ораторском  искусстве «,  1967  г.  -

сборник  «  Мастерство  устной  речи «,  в  1978  г.  появилось

издание  «  Античные  риторики «,  включившие  работы  

АРИСТОТЕЛЯ,  ДЕМЕТРИЯ,  ДИОНИСИЯ  ГАЛИКАРНАССКОГО  и  др.  В

настоящее  время  объем  литературы  по  проблемам  риторики  исключительно

велик;  полные  библиографические справочники содержатся  в номерах

журнала  «  Риторика «,  издаваемом  с  1995  года  (  45;  12  ).

Появилось  и  большое  количество  учебных  пособий,  но  это  уже  тема

нашей  следующей  главы.

                             ГЛАВА  2.                            

        СОВРЕМЕННЫЕ  ПРОГРАММЫ  И   УЧЕБНИКИ  ПО  РИТОРИКЕ.       

Информация о работе Эффективность школьной риторики