Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

                                                                         

Как  нами  уже  было  упомянуто  ранее,  в  настоящее  время  риторика  все

чаще  стала  вводиться  в  программу  не  только  специализированных  школ,

лицеев  и  гимназий,  но  ею  заинтересовались  и  общеобразовательные  школы

(  что,  на  наш  взгляд,  более  важно ).  Возникает вопрос:  может быть,

следует  восстановить  ту  риторику,  которая  существовала  в  XVIII – XIX

вв.,  переиздать  лучшие  учебники,  и  тем  самым  проблема  будет  решена?

Нет.  Это  не  было  бы  удачно  найденным  выходом,  хотя,  безусловно,

переиздать  популярные  в  своё  время  риторики  И. С. РИЖСКОГО,   А. С.

НИКОЛЬСКОГО,  А. Ф. МЕРЗЛЯКОВА,  Н. Ф. КОШАНСКОГО,  М. СПЕРАНСКОГО  было

бы  очень полезно.

Дело  в  том,  что  все  эти  учебники  также  безнадёжно  устарели,  как  и

учебники  грамматики  того  же  периода,  несмотря  на  то,  что  и  в  тех,

и  в  других  есть  много  ценного.

Повышенный  интерес  к  риторике  неминуемо  нашёл  отклик  во  многих

издательствах.  К сожалению,  далеко  не  всю литературу  можно

рекомендовать  в  качестве  обучающей  для школьников.  Всё чаще  она

рассчитана  на  людей,  имеющих за  плечами солидный  багаж знаний  по

этому  предмету.  А  иногда  авторы  пускаются  в  столь туманные

рассуждения,  что  читатель  не  всегда  уверен  в  том,  что  сам  автор  до

конца  понимает,  о  чём  он  говорит.  На  наш  взгляд,  первейшим

критерием  в  подборе  методической  литературы  должна  быть  ясность

изложения  мысли  и  простота  в понимании  не  только  самим  автором,  но

и  аудиторией,  на  которую  и  рассчитано  учебное  пособие.

Из  всех  учебных  пособий  по  риторике  мы  отобрали  следующие:

-          Н. А. Михайличенко.  Риторика.

-          Н. Н. Кохтев.  Риторика.

-          А. А. Мурашов.  Основы  педагогической  риторики.

-          Т. А. Ладыженская.  Школьная  риторика.

-                           Немного  расскажем  о   содержании  этих

учебников,  после  чего  попробуем  оценить  их  с  точки  зрения

пригодности  для  работы  в  школе.

                   2. 1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО.  РИТОРИКА.                  

Это  пособие  представляет  собой  краткий  конспект  лекций  по  основам

риторики,  дополненный  вопросами для самопроверки,  практическими

заданиями  и  упражнениями,  которые,  по  мнению  автора,  должны  помочь

учащимся  выработать  и  закрепить  необходимые  навыки  и  умения.  В

основе  пособия  лежит  опыт  преподавания  составителем  курса  риторики  на

факультетах  Института Молодёжи  и в старших классах гимназий

Петровского  района  города  Москвы.  Пособие  является  учебно –

методическим;  предназначено  для  старших  классов   ( 8 – 11 )  гимназий,

лицеев  и  школ  гуманитарного  профиля.  Оно  состоит  из  следующих

частей:

                              -          Введение;                             

-          VI  разделов;

-          Заключение;

-          Упражнения;

-          Краткий  словарь  трудных   слов;

-          Список  рекомендуемой  литературы;

-          Литература  по  проблемам   риторики;

-          Список  словарей.

Немного  поподробнее  о  каждом  из  пунктов.

                                ВВЕДЕНИЕ.                               

Во  введении  говорится  о  проблемах  правильной  речи  в  современное  время.

Риторика  определяется  как  особая  наука  о  законах  “ изобретения,

расположения  и  выражения  мыслей  в  речи “.

Автор  также  упоминает  определение  риторики,  данное   ПЛАТОНОМ  (

“ Искусство  управлять  умами “  (  44;  4  ) ),  подводя,  таким

образом,  к  другому  названию  риторики  -  ораторское  искусство

.  Судя  по  всему,  данное  учебное  пособие   только  с  этой  точки   зрения  и

будет  рассматривать  риторику.

Далее  автор  ставит  ряд  вопросов:

·                    Как  достичь  цели,  поставленной  оратором?

·                    Как  завоевать  аудиторию,  привлечь

её  на  свою  сторону?

·                    Какую  речь  считать  наиболее  действенной?

·                    В  чём  секреты  убедительности

устного  публичного  выступления?

·                    Из  чего  слагается  успех  хорошей  ораторской  речи?

·                    Какие  возможные  способы  убеждения

следует  считать  наиболее  эффективными?

По  всей  вероятности,  эти  вопросы  можно  считать  в  данном  пособии

установочными.

                                 РАЗДЕЛЫ.                                

    

РАЗДЕЛ  I.  РИТОРИКА  КАК  НАУКА  И  УЧЕБНЫЙ  ПРЕДМЕТ.

    

В  этом  разделе  идёт  речь  о  мастерстве  оратора,  о  вопросах,

поставленных  перед  ним,  и  о  его  целях.  Немалое место уделено

вопросу  взаимодействия  оратора  и  аудитории.  Автор  классифицирует

ораторское  выступление.  Раздел  снабжён  опорными  схемами:

     Схема  1.  Основные  виды  красноречия;

     Схема  2.  Основные  этапы  работы  перед  речью;

     Схема  3.  Основные  этапы  подготовки  и  проведения  публичной   речи;

и  таблицами.  Определяются  науки,  являющиеся  слагаемыми  речевого

мастерства.

В  конце  раздела  учащимся  предлагается  ряд  вопросов,  направленных  не

только  на  знание  лекции,  но  и  на  её  понимание.  В  завершении  -

предложение  подготовить  учащимися  трёхминутную  речь  на  тему:  «

Зачем  нужна  риторика? «.

                   РАЗДЕЛ  II .  ИЗ  ИСТОРИИ  РИТОРИКИ.                  

В  этом  разделе  говорится  о  возрасте  риторики   (одна  из  древнейших

наук ),  о возрастающем  к ней интересе  в переломные  моменты истории

и  в  современное  время.  Автор  убеждает  учащихся  в  необходимости

последовательного  изучения  риторики  с  античности  по  современное  время.

Отсюда  и  логическое  деление  раздела  на  3  главы:

     1.                 Античная  риторика;

     2.                 Развитие  теории  красноречия   в  средние  века  и   в

новое  время;

     3.                 Ораторское  искусство  России.

В  этих  главах  упоминаются  авторы:  ПЕРИКЛ,  АРИСТОТЕЛЬ,  ДЕМОКРИТ,

ЦИЦЕОН,  КВИНТЛИОН   (даны  разные  понимания  и  трактовки  красноречия

и  риторики  этими  философами ),  ПАСКАЛЬ,  БЭКОН,  ГЁТЕ,  М.

М.СПЕРАНСКИЙ   ( и его  « Правила  высшего  красноречия « ), 

М. В. ЛОМОНОСОВ   (  и  его  структура  публичной речи ).  В  качестве

примеров  приведены  работы  различных  ораторов  от  средневековья  до

современности,  в  числе  которых  КОНИ  и  П. С. ПОРОХОВЩИКОВ. 

Рассмотрены  формы  красноречия  от  элементарных  до  судебного и

политического.

Как  и  прежде,  раздел  завершается  рядом  вопросов  и  заданием  написать

небольшое  выступление  на  тему:  « Великие  ораторы  прошлого «.

                РАЗДЕЛ  III.  ЛОГИКА  В  ОРАТОРСКОЙ  РЕЧИ.               

В  этом  разделе  автор  рассуждает  о  последовательности  в  выступлении

оратора  и  о  роли  аргументов.  Здесь  же  даётся  толкование  логической

культуры,  как  способности  определённо  изложить  содержание  основных

идей;  непротиворечивость  в  рассуждении;  последовательность  перехода  от

одной  мысли  к  другой;  доказательное  изложение  материала.

Вновь  приведён  ряд  схем.

На Схеме 4. показано,  использование  каких  законов  логики

обеспечивает  вышеперечисленные  качества.  Здесь  же  указаны  и  требования

логики  к  различным  этапам  работы  над  речью.

На  Схеме  5. намечены  целевые  установки  каждой  части

работы  оратора  над  речью  и  названы  основные  приёмы,  которые  он

должен  использовать  для  достижения  поставленных   целей.

На  Схеме  6.  -  подчинение  начала  и  конца  речи  тезису,  к

которому  относится все приводимые  аргументы.  Схема

отражает   главное  правило  композиционно  – логического строения  речи,

сформулированное  М. М. СПЕРАНСКИМ: « Обозначить  свой  предмет,

раздробить  его  на  части,  слить  одну  часть  с  другой,  приметить,  какое

положение  для  каждой  выгоднее,  какая  связь  между  ними  естественнее,  в

каком  расстоянии  они более друг  на  друга отливают  света;  приметить

всё  сие  и  установить  их  в  сем  положении,  дать  сию  связь,  поставить

в  сём  расстоянии  «  (  47;  90 – 91  ).

Раздел  несколько  сложнее  предыдущих  не  только  по  своему  содержанию  и

терминологии,  но  и  по  подобранным  к  нему  вопросам.  Много  вопросов

на  понимание  материала  и  его  самостоятельный   разбор  с  указанием

ряда  авторов.

                  РАЗДЕЛ  IV.  КУЛЬТУРА  РЕЧИ  ОРАТОРА.                 

Автор  рассуждает  о  составляющих  речи  оратора,  где  немаловажное  место

занимает  знание  родного   языка  и  личный  стиль  оратора.

Даётся  перечень  частых  ошибок  учащихся.  Например,  тафтология,  слова –

паразиты,  неправильное  и  неуместное  употребление  цитат.

Говоря  о  богатстве  речи,  составителем  упоминаются  литературные

средства  выразительности  речи,  даются  определения  основных  из  них.

Перечислен  ряд  советов  для  будущих  ораторов.

Вновь  приложены  схемы.  Их  3:

       Схема  7.  Стили  русской   речи.

     Схема  8.  Требования  к  языку   публичного  выступления.

     Схема  9.  Языковая  норма.

Кроме  традиционных  вопросов  в  конце  раздела  содержатся  и  вопросы

Информация о работе Эффективность школьной риторики