Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

     тысяча  извинений                                         прошу  прощения 

     очень   извиняюсь                                           позвольте..

     Не  будет  ли  наглостью  с   моей  стороны.

Попробуйте  составить  и  проиграть  ситуации,  где  можно  было  бы

воспользоваться  этими  конструкциями.

Хочу  обратить  ваше  внимание  ещё  раз  к  словам  на  доске.  С  какой

ещё  целью  их  можно  произнести?  Правильно,  с  целью  привлечения

внимания  к  себе.  (  Например,  в магазине  или в другом  общественном

месте,  где интересующий  вас незнакомый  или малознакомый  человек чем –

то  занят.  )  Не  забывайте,  что к взрослому человеку  как нужно

обращаться?  Молодцы,  на  « Вы «.

В  оставшееся  время  давайте  сочиним  сказку  о  Незнайке,  который  ищет

своих  друзей.

Сегодня  мы  с  вами  замечательно  поработали  и  научились  привлекать

внимание  занятых,  но  нужных  нам  людей  и  познакомились  с  различными

«  извинительными  «  фразами.  Мне  вы  сегодня  все  понравились.  Спасибо.

     Д/з:   приготовить  карточки  с   цифрами  1,   2,    3,  со

знаком  « - «   и  со  словами  ЛИСА  и  ЖУРАВЛЬ.  Повторите

всё,  что  мы  с  вами  проходили  на  предыдущих  занятиях.  У  нас  будут

гости.

     Пятый   урок.  УРОК – ИГРА  «   СКАЗКИ  И  РЕЧЕВОЙ  ЭТИКЕТ  «.  (  23;  31 – 33  )

     Цели  урока: 1)  формирование  и  закрепление   навыков  внутригрупповой

коммуникации  с  акцентом  на  позитивную  мотивацию  поведения;   2)

продолжение  ознакомления  и  усвоения  основ  речевого  этикета.

     Ход   урока:

Сегодня  мы  поучимся  у  любимых  сказочных  героев  общаться,  говорить

друг  другу  приятные  слова;  доброжелательно  высказывать  не  совсем

положительное  мнение  о  человеке,  его  поступках,  если  нас  что – то  не

удовлетворяет  в  его  поведении;  вежливо  отказать  в  просьбе,  если  не

хотим  или  не  можем  её  выполнить;  научимся  утешать  товарища,  когда

ему  приходится  трудно,  а  также  попробуем  научиться  правильно

поздравлять  друг  друга  с  праздником.

Главная  задача  нашего  сегодняшнего  урока  -  научиться  по – доброму

относиться  друг  к  другу.  И  пусть  эпиграфом  к  нему  станут  слова :

«  ЕСЛИ  КТО  – ТО  ЗАГРУСТИТ,

     ТЫ  ЕГО  НЕ  ОСТАВЛЯЙ,

     ДОБРЫМ   СЛОВОМ,  ДОБРЫМ  ДЕЛОМ

     УТЕШАЙ  И  ПОМОГАЙ!  «

Урок  проходит  в  виде  соревнования  двух  команд.

     Конкурс   первый.  «  Давайте  говорить  друг  другу  комплименты   «

Ребята,  вам  приятно  слышать,  когда  вас  за  что – то  хвалят?  А  сами  вы

умеете  говорить  людям  приветливые  и  добрые  слова?  Вот  сейчас  мы  и

попробуем  это  сделать.  Представьте,  что  мы  находимся  в  сказочной

стране  и  участвуем  в  конкурсе  похвал.  Жюри  состоит  из  сказочных

героев  (  члены  жюри  сидят  в  костюмах  Кощея,  Бабы  Яги  и  Золушки  ).

Наверное,  не  все  они  вам  нравятся,  но  ваша  задача  -  выбрать  из

предложенных  комплиментов  для  каждого  из  них  такой,  чтобы сказать ему

(  или  ей  )  приятные,  но  в  то  же  время   правдивые  слова.  (

Отвечают  карточками:  1  -  для  Кощея,  2  -  для  Бабы

Яги,  3  -  для  Золушки.  Знак  « – «,  если  комплимент  никому  не

подходит.  )  (  Сперва  читаются  все комплименты,  затем -  по  одному,  а

учащиеся  сигнализируют  карточками  ответы.  Группа  оценивается  по

количеству  правильных  ответов  в  ней.  )

     «   Ты  очень  ловкий,  быстрая   и  всегда  всюду  успеваешь  «  ( 2 )

     «   Наверное,  ты  всегда  будешь  счастлива,  ведь  ты  такая   ловкая  и

трудолюбивая  «  ( 3 )

     «   Как  хорошо  иметь  такого  друга,  на  тебя  всегда  можно   положиться

«  ( - )

     «   Ты  так  долго  живёшь  на  свете,  и  ты  наверняка   много  видел «  ( 1 )

Надеемся,  что  теперь  вы  поняли,  как  можно  говорить  людям  приятные

и,  что  очень  важно,  правдивые  слова.  Попробуйте  сегодня  дома  сказать

похвальные  слова  родным,  друзьям,  знакомым   и  делайте  это  как  можно

чаще!

     Конкурс   второй.  «  Вежливая  критика   «.

Вам,  наверное,  не  раз  приходилось  высказывать  своё  мнение  о  человеке,

его  поступках,  и оно не  всегда  было  положительным.  Давайте попробуем

это  сделать  вежливо  и  доброжелательно.  Представьте  себе,  что  героев

сказки  «  Лиса  и  журавль  «   пригласил  к  себе  в  гости  Ёжик.

Во  время  обеда  они  высказывают  своё  мнение  о  том,  как  их  принимали

в  гостях  друг  у  друга.  Вам  нужно  обсудить,  кому  принадлежит  какое

высказывание.  (  Игроки  поднимают карточки  с надписями « ЛИСА  «

или  «  ЖУРАВЛЬ  «.  )

     «   Всё  хорошо  было  на  званом  обеде.  И  вежливое  обращение,  и

хорошее  угощение.  Жаль  только  попробовать  ничего  не удалось.  Не

подумала  хозяйка  о  подходящей  посуде.  «  (  Журавль  )

          «  Уж  не  знаю,  зачем   пригласили  меня  на  обед.  Ни  крошечки

нельзя  съесть  из  этой  посуды.  Больше  не  просите,  не  приду.  «  (

Лиса  )

Как  вы  думаете,  что  мог  сказать  Ёжик  на  это?  Выберите  и  покажите

номер  наиболее  вежливой  реплики.

     1)                 Журавль  был  добрее  и   вежливее,  Лисонька,  он  тебя

не  обидел  ни  одним словом.

     2)                 Лисонька,  ты,  мне  кажется,  не  совсем  права.  Ведь

ты  первая  пригласила  Журавля  к  себе  в  гости.

     3)                 Ну,  ребята,  вы  оба  не  правы,  и  мирить  я  вас

не  буду.  ( - )

Ну  вот,  надеемся,  что  вы  поняли,  что  критика  тоже  может  быть  и

должна  быть  доброжелательной.

     Конкурс   третий.  «  Утешители  «.

Дорогие  команды,  к  вам  попала  записка  для  ослика  Иа – иа,  который

потерял  свой  хвост  и  очень  огорчился.  Его  надо  утешить,  но  вот

беда  -  записка  порвалась,  вам  нужно  её  собрать.  Для  этого  на

листочках  у   себя  запишите  через запятую номера  предложений

утешительной  записки.   (  Предложения  записаны  на  доске.  )

     1)                 Не  огорчайся,  дорогой  Иа – иа!

     2)                 Полно  печалиться,  дело  поправится.

     3)                 Стоит  ли  переживать  из  – за  таких пустяков!

     4)                 Я  обязательно  помогу  тебе.  И  все  наши  друзья

помогут.  Мы  найдём  твою  потерю.

     5)                 Нечего  искать  иголку  в   стоге  сена.

Правильный  ответ  -  1,  2,  4.  Мы  уверены,  что  ослик  успокоится  после

таких  слов,  а  вы,  конечно,  выполните  обещание  помочь  ему.

     Конкурс   четвёртый.  «  В  гостях  хорошо,  а  дома  лучше.  «

Сейчас  вам  предстоит  вежливо  отказать  в  просьбе,  которую  вы  не

можете  выполнить.  Представьте,  что  вы  -  Садко.  Вы  попали  в

подводное  царство  и  морской  царь  предлагает  вам  сундук  с

сокровищами,  чтобы  вы  остались  у  него  навсегда  развлекать  его  своей

игрой  на  гуслях  и  пением.  Но  вы  не  хотите  оставаться.  Какой  из

вариантов  отказа  вы  выберите?  Объясните,  почему?

     1)                 О,  подводный  царь!  Я   бы  с  удовольствием  взял

любое  из  твоих  бесценных  сокровищ,  но  никак  не  могу  остаться  в

твоём  царстве.

     2)                 Не  нужны  мне  твои  сокровища,  я  хочу  домой!

     3)                 Благодарю  тебя,  о  великий   царь,  за  прекрасные

подарки!  Но  не  могу  взять  их  и  остаться  в  твоём  царстве,  т. к.

ждут  меня  на  земле  друзья  и  невеста.

(  (1)  Ты  не  убедишь  царя, он  не  понял,  почему  ты  не  можешь

остаться.  (2)  Царь  рассердится  на  тебя  и  бросит  в  темницу.  Подумай,

как  ответить  ему  в  следующий  раз.  (3)  Ты  убедил  царя,  он  отпустит

тебя  домой  и  даст  в   подарок  невесте  жемчужное  ожерелье.  )

     Конкурс   пятый.  «  Поздравления   «.

Папа  Карло  решил  написать  поздравительные  письма  к  женскому  празднику

героиням  сказки  «  Золотой  ключик  «.  Но  по  рассеянности  он  забыл

написать  имена  адресатов.  (  На  доске  записано  слово  и  объяснено.  )

Помогите  ему  разобраться.  Сигнализируем  карточками:

     1)                 Мальвина

     2)                 Лиса  Алиса

     3)                 Черепаха  Тортила

     «   Достопочтенная.!  Поздравляю  Вас с праздником!  Желаю Вам быть  по

– прежнему  доброй,  мудрой  и щедрой,   как   и 300  лет назад.  Вы  по –

прежнему  обаятельны.  Так  держать!  Ваш  преданный  друг  Карло.  «  ( 3 )

     «   Изобретательная.!  Поздравляю  Вас с женским днём!  Желаю Вам

оставаться  такой  же  умной,  лукавой  и  привлекательной!  Пусть  Вам

повезёт  с  честным  и  предприимчивым  другом  и Вы  сможете заработать

миллион.  Поклонник  Ваших  талантов  Карло.  «  ( 2 )

     «   Милая.!  Поздравляю  тебя,  дорогая   девочка,  с  праздником  больших

и  маленьких  женщин!  Желаю  тебе  счастливой  и  безоблачной  жизни,  стать

звездой  театра  и  кино,  а  ещё  -  сохранить  дружбу  со  старыми  друзьями

-  Буратино  и  Пьеро.  Целую  тебя.  Папа  Карло.  «  ( 1 )

Можно  устроить  ещё  несколько  внеконкурсных  заданий,  пока  жюри

подсчитывает  баллы.

Ребятам  предлагается  представить  себя  Красной  Шапочкой,  пишущей  своей

бабушке  открытку  ко  Дню  Рождения.

Ещё  один  конкурс  -  кто  больше  вежливых  слов  назовёт.

В  конце  урока  учитель  подводит  итоги:

     Итак,  сегодня  мы  с  вами  поиграли,  вспомнили  любимых  сказочных

героев,  поучились  вежливо общаться  друг  с  другом.  Убедились  в  том,

что  можно  думать,  фантазировать,  помогать  друг  другу  в  общем  деле,  а

Информация о работе Эффективность школьной риторики