Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

     Культура  общения  -  фундамент  организованного   речевого  воздействия

на  личность.

       ГЛАВА   IV.  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ   КУЛЬТУРА  И  ЕЁ  ФОРМИРОВАНИЕ.      

По  мнению  автора,  учитель  обязан  работать  над  своей  дикцией  и

правильной  организацией  темпа  своей  речи.  Исходный  момент  -  верное

фонационное   ( речевое )  дыхание.

Даны  рекомендации  -  упражнения  с  дыханием  и  тому  подобные.

Приводится  описание  занятий  над  голосом  ДЕМОСФЕНА   ( по  ПЛУТАРХУ ).

Даны  следующие  упражнения  для  работы  с  заикающимися  детьми:

·                    « Горное  эхо «,

·                    « Разговор  в  лесу «,

·                    « Иностранец «.

Автор  подчёркивает  взаимосвязь  риторики  с  логопедией.

В  конце  главы  даны  упражнения  на  правильное  произношение  некоторых

звуков  и  интонаций.

            ГЛАВА  V.  ПАМЯТЬ  И  АССОЦИИРОВАНИЕ  В  РИТОРИКЕ.           

Мнемотехника  и  её  приметы.  Автор  уверен,  что,  развивая  память,  нужно

начинать  с  асоциирования.  Он  считает,  что в риторике  встал вопрос

самоповторения,  призванный  развивать память.  Сюда  же  следует отнести и

« вторичное  конспектирование «.

Приводятся  советы  Е. ТАРАСОВА  по  развитию  запоминания,  где

перечислены  как  вербальные,  так  и  невербальные  приёмы.

В  конце  главы  -  вопросы  по  прочитанному  и упражнения  на  создание

ассоциативного  текста.

      ГЛАВА  VI.  ЧТО  НАДО  ПОМНИТЬ   ПЕРЕД  ВЫХОДОМ  К  АУДИТОРИИ.     

     Изложены  следующие  советы:

·                    Нужно  составить  план  лекции  и

саму  лекцию,  естественно.

·                    Выучить  начало  и  конец  лекции.

·                    Нужно  учесть  возможное  поведение  учеников.

Прилагается  список  из  12  правил  риторики,  которые  необходимо  помнить,

готовясь  к  уроку.

Задания  -  упражнения  на  составление  различных  планов.

Выведено  несколько  АКТУАЛЬНЫХ  « НЕ «   ( о

поведении  на  уроках ),  последнее из  которых -  НЕ  СТРЕМИТЕСЬ

ПРИВОДИТЬ  ПРИМЕРЫ  ИЗ  СОБСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ!

 ГЛАВА  VII.  ОРАТОР  ПЕРЕД  АУДИТОРИЕЙ.  ВОЗДЕЙСТВИЕ  И  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

     Основные  положения  главы:

·                    Педагогу  никогда  не  стоит

пускать  в  ход  все  имеющиеся  риторические  резервы  одновременно.

·                    Нет  для  учителя  признания

поражения  более  яркого,  чем  крик,  который  он  не  в  силах

контролировать.

·                    Эмоциональность  и  экспрессивность

должны  сопутствовать  учителю,  но  только  в  присущих  его личности

характеристиках.

·                    Каждый  учащийся должен  чувствовать

себя  в  фокусе  учительского  внимания.

·                    Важно  показать  учащимся,  что  их  внимание  необходимо.

·                    Нужно  помнить,  что  молчание  может  быть  различным.

·                    Начало  всякого  познания  в

удивлении   ( что  было  замечено  ещё  АРИСТОТЕЛЕМ ).

Ниже  автор  даёт  перечень  риторических  приёмов,  помогающих  педагогу

импульсировать  процент общения,  значительно снизить фактор  усталости

аудитории.  Вот  это  перечень:

     1.                 Активное  введение  риторического   вопроса.

     2.                 Выдвижение  полемичных,  дискуссионных   точек  зрения.

     3.                 Педагог  подчёркнуто  обращается  к  уровню  личностной

самооценки  школьников,  чтобы  вызвать  в  них  попытку  самоутвердиться.

     4.                 Переход  на  иной  род   риторического  воздействия,  смена

частного  коммуникативного  намерения,  формы  и  характеристики  общения.

     5.                 Регулирование  самого  времени   урока,  его  риторического

самопроявления  в речи  учителя и ученика.

В  конце  главы  делаются  выводы.

        ГЛАВА  VIII.   РИТОРИКА  -  ТВОРЧЕСКАЯ  МОТИВАЦИЯ  УЧЕНИЯ.       

Вся  глава  построена  на  мысли,  что  урок  должен  быть  интересен  не

только  учителю,  но  и  ученику.

Интерес  к  предмету  и  теме  формируется  и  такими  риторическими

приёмами,  как:

-          запланированная  неожиданность,

-          нестандартность  ситуации  постановки  проблемы,

-          умение  диалогически  потенцировать   монолог,  вводя  в

него  риторические  вопросы  и  обращения  к  аудитории.

После  лекции  даны  вопросы  по  ней.  Ниже  -  упражнения  на  самооценку  и

анализ  учителей,  на  выявление  « + «  и  « - «.  Ещё

автор  задаёт  учащимся  вопрос  о  влиянии  музыкального  сопровождения  на

коммуникативные  способности  и  риторическую  манеру  говорящих.

      ГЛАВА  IX.  РИТОРИКА  ВЫСШЕЙ  ШКОЛЫ.  ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МОНОЛОГ.     

Глава  посвящена  преподаванию  в  XIX  веке.  Выведены  личности  знаменитых

преподавателей,  таких,  как  ГРАНОВСКИЙ,  КЛЮЧЕВСКИЙ,  ГРИГОРОВИЧ. 

Автор  указывает  на  их  заслуги  и  упоминает  об  оплошностях  и

заблуждениях.

       2.4.  ПРОГРАММА  Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ   «  ШКОЛЬНАЯ  РИТОРИКА «.      

Прежде,  чем  проанализировать  учебник  Т. А  ЛАДЫЖЕНСКОЙ,  нам  бы

хотелось  поподробнее  остановиться  на  самой  программе  этого  курса.  Это

речевой  курс  современной  риторики  -  со  своим  содержанием,  логикой

построения,  методами  и  средствами  обучения.  В  центре  его  внимания  -

  человек,  который  общается,  -  общение  -  обучение  эффективному  общению. 

     Содержание  предмета,  характеристика  программы.

В  разработанной  Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ  программе  школьной  риторики  ( I – XI

классы )  можно выделить  два смысловых блока:

1)                 « Общение «,  соотносящееся   в  определённой  мере  с

тем,  что  в  классической  риторике  называлось  ОБЩЕЙ  РИТОРИКОЙ;

     2)                 « Речевые  жанры «,  соотносящиеся   с  так

называемой  ЧАСТНОЙ  РИТОРИКОЙ.  (  30;  36  )

Блок  « ОБЩЕНИЕ  «  ( I – V  кл. )  даёт  представление о том,  что

такое  риторика,  как  люди  общаются,  какие  виды  общения  существуют.  В

этот  блок  входят  и  вопросы,  связанные  и  с  культурой  речевого

поведения   ( речевого  этикета ).

На  основе  этих  элементарных  сведений  у  детей  формируются  важнейшие

умения  -  ориентироваться  в  ситуации  общения,  определять

коммуникативные  намерения,  оценивать  его  реакции  в  общении.

Таким  образом,  основные  понятия  первого  блока:  общение,  виды  общения,

речевая  ситуация,  речевой  этикет.

Блок  » РЕЧЕВЫЕ  ЖАНРЫ «  даёт  представление  о  тексте,  о  таких

речевых  жанрах,  как личное  письмо,  поздравление,  объявление  и т. д.

Таким  образом,  основные  понятия  второго  блока:  текст,  стили  речи,

речевые  жанры.

В  программу  каждого  класса  включены  компоненты  и  первого,  и  второго

блоков,  при  этом  учитывается  органическая   взаимосвязь  как  самих

блоков,  так  и  их  отдельных  компонентов.  Так,  речевой  жанр  « 

Вывески «  рассматривает  в связи  с  темой  первого  блока  « Для

чего  нужна  речь «  как  пример,  иллюстрирующий  мысль  о  сообщающей,

информативной  функции  речи.  А  речевой  жанр  « Скороговорки

«  -  в  связи  с  таким  видом  общения,  как  устное  и таким свойством

речи,  как  темп.

Многие  риторические  понятия раскрываются  от  класса  к  классу  в

динамике,  по  ступенчатому  признаку.  Эта  форма  программы  даёт

возможность  судить  об  общем  объёме  и  содержании  предмета  для  каждого

класса,  о  соотношении  частей  того  целого   ( риторики ),  которое

изучается  на  протяжении  ряда  лет.  Осознавая  эти  соотношения,  их

преемственность  и  перспективу,  любой  практик  легко  внесёт  коррективы

в  предлагаемую  программу,  сокращая,  дополняя  или  передвигая  части

материала  с  одной  ступени  обучения  на  другу.

Проиллюстрируем  высказанную  мысль  примером.

                                                             Таблица  № 1

     Понятийный  компонент  программы

    

I класс 

II класс 

III класс 

IV класс 
 

     В  И Д Ы    О Б Щ Е Н И Я

    

С помощью слов (словесное ) и жестов ( несловес - ное ). Общение устное и письмен - ное. 

Общение в быту (обыденное, быто- вое, повседневное ) 

и общение в  офи- циальной обстанов- ке ( в канцелярии школы, в классе) - 

( официальное) Общение один - на один ( личное ), ), один - много ( (группповое, мас- ас- совое ). 

Общение для 

контакта и  об- 

мена мыслями, 

информацией 

( фактическое  - нефактическое ). 
 

(  30;  37  )

     Понятийный  компонент  занимает  в  программе   ограниченное

место,  т. к.  курс  риторики  имеет  практическую  направленность.

Теоретические  сведения  включаются  в  той  мере,  в  какой  это  необходимо

для  формирования  соответствующих  умений  и  навыков   ( дети  не  должны

заучивать  определения  понятий ).  Значительно большее место занимают  так

называемые  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ  ЗНАНИЯ  -  типа  правил,  конкретных

рекомендаций    (  « Как  слушать  собеседника «,  « Правила  для

говорящего «  и  т. д. ).

Главное  же  внимание  уделяется  формированию  коммуникативных, 

риторических  умений  и  навыков.  Одни  из  них  связаны  с  умением

анализировать  и  оценивать  общение ( степень  его  эффективности,

корректность  поведения,  уровень  владения  языком );  другие  -  с умением

Информация о работе Эффективность школьной риторики