Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия
на личность.
ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.
По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и
правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное
фонационное ( речевое ) дыхание.
Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные.
Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по ПЛУТАРХУ ).
Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми:
· « Горное эхо «,
· « Разговор в лесу «,
· « Иностранец «.
Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.
В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых
звуков и интонаций.
ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.
Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно
начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос
самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и
« вторичное конспектирование «.
Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где
перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.
В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание
ассоциативного текста.
ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ
ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.
Изложены следующие советы:
· Нужно составить план лекции и
саму лекцию, естественно.
· Выучить начало и конец лекции.
· Нужно учесть возможное поведение учеников.
Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить,
готовясь к уроку.
Задания - упражнения на составление различных планов.
Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о
поведении на уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ
ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!
ГЛАВА VII.
ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ.
ВОЗДЕЙСТВИЕ И
Основные положения главы:
· Педагогу никогда не стоит
пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно.
· Нет для учителя признания
поражения более яркого, чем крик, который он не в силах
контролировать.
· Эмоциональность и экспрессивность
должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности
характеристиках.
· Каждый учащийся должен чувствовать
себя в фокусе учительского внимания.
· Важно показать учащимся, что их внимание необходимо.
· Нужно помнить, что молчание может быть различным.
· Начало всякого познания в
удивлении ( что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ ).
Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу
импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости
аудитории. Вот это перечень:
1. Активное введение риторического вопроса.
2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения.
3.
Педагог подчёркнуто
самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.
4. Переход на иной род риторического воздействия, смена
частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения.
5. Регулирование самого времени урока, его риторического
самопроявления в речи учителя и ученика.
В конце главы делаются выводы.
ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.
Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не
только учителю, но и ученику.
Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими
приёмами, как:
-
запланированная
- нестандартность ситуации постановки проблемы,
- умение диалогически потенцировать монолог, вводя в
него риторические вопросы и обращения к аудитории.
После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и
анализ учителей, на выявление « + « и « - «. Ещё
автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на
коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих.
ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.
Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых
преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ.
Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и
заблуждениях.
2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.
Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы
хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это
речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой
построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания -
человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению.
Содержание предмета, характеристика программы.
В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики ( I – XI
классы ) можно выделить два смысловых блока:
1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с
тем, что в классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ;
2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так
называемой ЧАСТНОЙ РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 )
Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о том, что
такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В
этот блок входят и вопросы, связанные и с культурой речевого
поведения ( речевого этикета ).
На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие
умения - ориентироваться в ситуации общения, определять
коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении.
Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения,
речевая ситуация, речевой этикет.
Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о таких
речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т. д.
Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи,
речевые жанры.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго
блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих
блоков, так и их отдельных компонентов. Так, речевой жанр «
Вывески « рассматривает в связи с темой первого блока « Для
чего нужна речь « как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей,
информативной функции речи. А речевой жанр « Скороговорки
« - в связи с таким видом общения, как устное и таким свойством
речи, как темп.
Многие риторические понятия раскрываются от класса к классу в
динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт
возможность судить об общем объёме и содержании предмета для каждого
класса, о соотношении частей того целого ( риторики ), которое
изучается на протяжении ряда лет. Осознавая эти соотношения, их
преемственность и перспективу, любой практик легко внесёт коррективы
в предлагаемую программу, сокращая, дополняя или передвигая части
материала с одной ступени обучения на другу.
Проиллюстрируем высказанную мысль примером.
Понятийный компонент программы
I класс
II класс
III класс
IV класс
В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
С помощью слов
(словесное ) и жестов ( несловес - ное ).
Общение устное и письмен - ное.
Общение в быту
(обыденное, быто- вое, повседневное )
и общение в
офи- циальной обстанов- ке ( в канцелярии
школы, в классе) -
( официальное) Общение один - на один ( личное ), ), один - много ( (группповое, мас- ас- совое ).
Общение для
контакта и
об-
мена мыслями,
информацией
( фактическое
- нефактическое ).
( 30; 37 )
Понятийный компонент занимает в программе ограниченное
место, т. к. курс риторики имеет практическую направленность.
Теоретические сведения включаются в той мере, в какой это необходимо
для формирования соответствующих умений и навыков ( дети не должны
заучивать определения понятий ). Значительно большее место занимают так
называемые ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных
рекомендаций ( « Как слушать собеседника «, « Правила для
говорящего « и т. д. ).
Главное же внимание уделяется формированию коммуникативных,
риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением
анализировать и оценивать общение ( степень его эффективности,
корректность поведения, уровень владения языком ); другие - с умением