Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

          ГЛАВА  VI.  КАК  РАБОТАТЬ  НАД  УСТНЫМ  ВЫСТУПЛЕНИЕМ.         

В  этой  главе  повествуется  о  необходимости  хорошей  подготовки  перед

выступлением,  о  том,  зачем  она  нужна  и  по  какому  плану  её  вести.

Вводя  понятие  « рабочий  план «,  автор  рассказывает  и

его  составляющих,  о  способах  нахождения  и  использования  фактов,  о

работе  с  литературой.

Составитель  учебника  выводит  учащимся  важное  правило:

     РЕЧЬ  ДОЛЖНА  БЫТЬ  НАПИСАНА  ОТ  НАЧАЛА  И  ДО  КОНЦА!

В  конце  главы  располагается  схема  подготовки  к  выступлению.  Само  же

выступление  учащиеся  должны  подготовить  самостоятельно,  сделав  план  и

подробно  расписав  своё  выступление.  Для  большей  пользы  свою  работу

они  должны  и  проанализировать,  учтя  все  « + «  и  « - « 

её.

                      ГЛАВА  VII.  КОМПОЗИЦИЯ  РЕЧИ.                     

Автор  раскрывает  само  понятие  « композиция  речи «,

разбивает  речь  на  составляющие  и  подробно  разбирает  каждый  пункт.

Особое  место  уделено  вступлению, основной  задачей  которого  является

привлечь  внимание  и  заинтересовать.  В  качестве  образца  приводится

множество  примеров  из  ПЛЕХАНОВА  и  АНДРЕЕВА..   Не

последнее  место  уделено  и  главной  части  -  основному  содержанию

выступления.  Упомянуто  о  главных  его  приёмах:  изложение,  логические

формы  изложения,  объяснение;  о  различении  аргументов  и  о  сути  самого

понятия  «  аргумент «.

Последнее  по  схеме,  но  не  последнее  по  значимости  в  композиции

место  занимает  завершение  речи   (  и  тоже  приведено  множество

классических  примеров ).

Практикум:  поиск  логических  форм  изложения  и  из  ряда  примеров,

нахождение  известных  элементов  композиции,  выделение  основной  мысли  в

тексте.

И  в  завершении  учащимся  предложено  составить  доклад – размышление  над

прочитанным   и  сделать  собственное  резюме,  отталкиваясь  от  схем,

сравнить  его  с  авторским.

           ГЛАВА  VIII.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ОРАТОРА   И  СЛУШАТЕЛЯ.          

Глава  об  ораторском  диалоге  и  монологе,  о  их  своеобразии,  о

языковых  средствах  создания  эмоциональности и оценочности  в речи.

Практикум  предлагает  сделать  своё  выступление,  учтя  новое  из

прослушанной  главы  и  помня  о  работе  на  слушателя.

Автор  возвращает  учащихся  к  предыдущим  главам  с  разбором  отрывков  из

выступлений  великих  ораторов.  Ещё  здесь  даны  вопросы  на  определение

стиля  в  предложениях,  где  могут  встретиться  ошибки,  предназначенные

для  нахождения  и  исправления  их  учащимися.  Но  свою  правоту  нужно

ещё  и  доказать  словесно.

Читателям  предлагают  поразмыслить  на  заданные  темы,   имея  перед  глазами

пример  выступления  КЛЮЧЕВСКОГО  «  Евгений  Онегин  и  его

предки «.

В  конце  главы  даются  вопросы,  проверяющие  знание  предыдущих  глав,

слегка  усложнённые  новой темой и учащимся  предлагается  озвучить  схему

краткого  содержания  главы.

          ГЛАВА  IX.  ПРАВИЛЬНО  ВЫБИРАЙТЕ   СТИЛЬ  И  ТИП  РЕЧИ.         

Здесь  доказывается  возможность  письменного  стиля  употребляться  в  речах

разного  типа   (  вновь  с  примерами:  КОНИ,  МЕТРОПОЛИТА  КРУТИЦКОГО

И  КОЛОМЕНСКОГО  НИКОЛАЯ,  КЛЮЧЕВСКОГО,  ПАВЛОВА ).  Даны  примеры

использования  разных  типов  речи.

В  практикуме  -  задания  на  определение  стиля.  Автор  задаёт  вопрос: 

« КАКИЕ  ОСОБЕННОСТИ  РАЗГОВОРНОЙ  РЕЧИ  НЕПРИЕМЛЕМЫ  ДЛЯ  ОРАТОРА? «

Учащимся  предложено  на  основании  некоторых  статей  составить  инструкции

по  работе  над  языком  публичного  выступления  и  переделать  газетную

статью  на  разговорный  язык.

Резюме  состоит  из  3 – ёх  пунктов,  на  основании прочитанного  учащимся

предлагают  4 – ый  пункт составить самостоятельно.

           ГЛАВА  Х.  СЛОВЕСНАЯ  НАГЛЯДНОСТЬ:  ЧТО  ЭТО  ТАКОЕ?          

В  главе  идёт  речь  о  том,  что  такое  ассоциации,  как  они  действуют

на  чувства  слушателя.  Перечислены  типы,  передающие  словесную

наглядность.  Много  внимания  уделено  выражению  авторской  оценки,

рассказу  о  том,  что  такое  тропы,  художественные  образы,  что  они

дают  оратору.

Вопросы  этой  главы  направлены  на  определение  учащимися  видов  тропов,

задания  -  на  пропущенные  слова   ( эпитеты )  в  речи  ТУРГЕНЕВА:

необходимо  подобрать  нужные  слова,  а  затем  сравнить  с  подленником.

Резюме  автором  лишь  начато  -  написан  1  пункт,  а  остальные  нужно

додумать.

                    НЕСКОЛЬКО  ЗАДАНИЙ  НА  ПРОЩАНЬЕ.                   

Автор  советует  не  забывать  пройденное  и использовать  приобретённые

навыки  в  любых  видах  деятельности.

В  конце  пособия  даны  ответы  на  вопросы,  которые  отмечены  во  всей

книге  определённым  значком,  также  приведены  вопросы,  которые  можно

поставить  к  каждой  главе  дополнительно.

     СЛОВАРЬ   ПРАВИЛЬНО  ПОСТАНОВКИ  УДАРЕНИЙ  В  ТРУДНЫХ  СЛОВАХ  расположен

на  8, 5  страницах    ( 733  слова ).

         2. 3.  А. А. МУРАШОВ.  ОСНОВЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РИТОРИКИ.        

Книга  состоит  из  конкретных  рекомендаций  по  различным  областям

риторики  и  коммуникативной  лингвистике.  Автор  показывает  все  речевые

условия,  оптимизирующие  правильную  правильную  речь  на  многих  её

уровнях:  проблемы  формирования  дикции,  проблемы  диалога и монолога.

Большое  внимание  уделено  речевому  этикету,   умению  полемизировать,

культуре  высказываний.

               Риторика  Мурашова   состоит   из  IX  глав.              

                               ОТ  АВТОРА.                              

Приведена  замечательная  авторская  аргументация  в  пользу  необходимости

изучения  риторики  учащимися  и   учителями  в  первую  очередь.

             ГЛАВА  I.  РИТОРИКА.  ПРЕМЕТ  И  ЗАДАЧИ  КУРСА.            

     Основные   положения  главы:

Работа  учителя  -  искусство,  и  важно  знать  психологию  восприятия,

чтобы  быть  правильно  понятым.

Дидактическая  риторика  -  дисциплина,  способствующая  организации  и

функционированию  прозаической  устной  речи  в  ходе  учебного  занятия.

В  любом  общении  закономерности  риторики  актуальны  для  наиболее

полного  взаимопонимания,  для  оптимальной  коммуникации.

Автор  знакомит  нас  с  историей  риторики,  упоминает  имена  людей,  на

неё  повлиявших.  Формирует её  задачи.

     ЗАДАЧИ  РИТОРИКИ:

     1.                   Способствовать

формированию  направленной  и  направляющей  речи,  а  также  определённых

реакций  на  неё  со  стороны  слушателей.  ЦЕЛЬ  РИТОРИКИ  -

КОММУНИКАТИВНАЯ  КОМПЕТЕНЦИЯ  ГОВОРЯЩЕГО.

     2.                 Учить:   А)  Аргументированному  доказательству

собственной  точки  зрения,  не  подвергая  даже  частичному,  незаметному на

первый  взгляд  оскорблению  достоинства  собеседника;  Б)  Умению

стоять  на  его  позиции,  чтобы  с  его  точки  зрения  рассмотреть  предмет,

сделав  его  тем  самым  рельефнее,  ярче,  отвергнув  своё  утверждение,

если  оно  неверно.

     3.                 Осуществлять  организованное  словесное   и  невербальное

воздействие,  логически  и  эстетически  оправданное.

     4.                 Формировать  риторические  приёмы  как  средство

отклонения  от  речевой  нормы,  эстетически  допустимые  и  психологически

обусловленные.  При  этом  важно  помнить  положение  академика  Л. В.

ЩЕРБЫ:  “  Когда  чувство  нормы  воспитано  у  человека,  тогда – то  и

начинает  он  осознавать  всю  прелесть  обоснованных  отступлений  от  неё “.

     5.                 Создавать  ситуации  информационной  и  коммуникативной

комфортности,  когда  значительно  улучшаются  условия  восприятия  новой

информации  и  общения.  Способствовать  культуре  монолога  и  диалога.

     6.                 Стремиться  к  формированию  яркой  и  эмоциональной

речи,  регулировать  речевое  поведение  в  соответствии  с  коммуникационными

потребностями  и  психологическими  особенностями  собеседника  или

слушателя.

     7.                 Помогать  формированию  индивидуальной  речевой  манеры

говорящего.  (  45;  15 – 16  )

Даются  рекомендации  к  прочитанному  и упражнения  на  развитие  ритмико –

интонационной  и  стилистической  зоркости.

     ГЛАВА  II.  КОММУНИКАТИВНЫЙ  АКТ.  ПРЕПОДАВАНИЕ  КАК  ТВОРЧЕСКОЕ

                    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  УЧИТЕЛЯ  И   УЧЕНИКА.                   

По  мнению  автора,  РИТОРИКА  -  система  функций

художественного  мышления.  (  45;  28  )  Отсюда  следует,  что каждый  раз

необходимо  свободное  восприятие  информации,  т. е.  творческое.

В  этой  главе  говорится  об  особенностях  общения  ученика  и  учителя.

Приведены  веские  доводы  по  необходимости  привнесения  риторики  во  все

предметы.

Даны  рекомендации  к  прочитанному  и сделаны выводы  из  содержания

главы.  Для  учащихся  предложены  вопросы  и  упражнения  на  оценку

всевозможных  афоризмов  и  формирование  собственных  высказываний.

           ГЛАВА  III.  РЕЧЕВАЯ  КУЛЬТУРА  -  ОСНОВА  РИТОРИКИ.          

     Основная  мысль  главы  -  преподавание  риторики  немыслимо

без  владения  нормами  грамотной  речи.

В  конце  главы  даны  упражнения  на  акцентологические,  лексические,

морфологические  и  синтаксические  нормы.

                          ВЫВОД  ИЗ  III  ГЛАВЫ:                         

Информация о работе Эффективность школьной риторики