Риторика в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человека. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ РУСИ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человека. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

     Слово фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным его  дальнейший прогресс. Оно же служит мощным орудием непосредственного  влияния на разум и волю людей, просвещения их, формирования убеждений, мобилизации граждан на конкретные действия.

     С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли этот дар или  результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ  на эти и другие вопросы дает риторика – особая наука о законах изобретения, расположения и выражения мыслей в речи. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки – «ораторское искусство».

     Риторика, ораторское искусство – одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимало большее или меньшее место  в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, как, пожалуй, ни в какой другой науке, явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, историчности, учет национальных особенностей и одновременно – общегуманистический характер, ориентация на общечеловеческие ценности. В наши дни интерес к риторики сильно вырос и в России и за рубежом.

1. Риторика в Древней Руси

 

     Слово "риторика" ассоциируется с  понятиями "многоречивость", "пустословие", "краснобайство", попытками при помощи красивой речи увести аудиторию от правильного освещения действительности.

     В тоже время у каждого ученого, педагога, пропагандиста, просто учителя  не может быть затаенной симпатии к словам "риторика", "красноречие", потому что именно средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха, вовремя найденным и умело сказанным словом разрешаются жизненные проблемы и противоречия, начинаются и сопровождаются все хорошие дела.

     Значит, чтобы не быть битым, чтобы не попасть  в беду, требуется владение речевым искусством как орудием защиты и достижения определенных интересов. Античные риторы (античное знание было не только основой средневекового знания в Древней Руси, но продолжает оставаться историческим фундаментом для современной науки) ясно понимали эту двойственную природу речи.

     Развитие  теории красноречия связано с  трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотоворцев Киевской Руси, Московского государства.

     В Древней Руси составлялись сборники религиозно-учительского содержания, проповедники несли “слово божие” пастве. В этих текстах и речах, дошедших до нас благодаря тому, что были закреплены в письменности, прослеживается влияние византийских риторов, в частности Иоанна Златоуста (ср. названия древнерусских “изборников” - “Златоструи”, “Златоусты”, “Измарагды”).

     Замечательные образцы риторически изощренной, искусной проповеднической речи являют собой произведения митрополита  Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона  Владимирского. Например, слово на антипасху Кирилла, епископа Туровского, творившего во второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к библии и сочинениям “отцов церкви”. В то же время ему свойствен некоторый лиризм, в нем используются образы родной природы в аллегориях и метафорах: “Ныне зима греховная покаяниемъ престала есть, и лед неверия благоразумьемь растаяся… Днесь весна красуется, оживляющи земное естество… Весна убо есть красная вера Христова, яже крещениемъ поражаетъ человечьское пакыестьство; бурнии же ветры – грехотворнии помысли…” В этом фрагменте воссоздана картина весеннего обновления природы, и в то же время ее образы несут в себе аллегорический смысл: зима – язычество, весна – христианская вера, искореняющая язычество, бурные ветры – грешные помыслы. Изучение и анализ памятников древнерусского литературного языка свидетельствуют об очень высоком уровне художественного использования слова в Древней Руси, в том числе и в практике публичных выступлений.

     Эти традиции укреплялись и обогащались в эпоху Московской Руси (XIV – середине XVII вв.). Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале XVII в.

     В основу первой русской “Риторики” (предполагается, что ее автором  был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), который был написан на латинском языке и издан в 1577 г. во Франкфурте. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Это рукописный учебник - до наших дней дошло 34 его списка. В настоящее время он тщательно изучен и переведен на современный язык В.И.Аннушкиным.

     Автор выделяет в русской речи “три рода глаголания: смиренный, высокий и  мерный”; утверждает, что искусство  “краснословия” требует не только дарования, но и обучения, упражнения. “А существо ритора, - пишет он, - таково есть, чтоб ему о таковых вещах говорить мощно, которые в делах и на градцких судах по обычаю и закону…бывают пригодные и похвалные”.

     В первой части книги дается представление о риторике (“краснословие или сладкогласие”) и о пяти ее частях: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словы” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).

     Рассматриваются четыре вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи).

     Вo второй части говорится об “украшении”  речи и о трех “родах глаголания”: “смиренном”, который относится к разговорной, обиходной речи; “высоком”, представляющим собой образную речь; “мерном”, который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав “смиренного” и “высокого”.

     “Риторика”  Макария переписывалась и изучалась в течение  всего XVII столетия. До петровского времени это – основной учебник риторики в России. Книга получила распространение в Москве, Новгороде, Ярославле, в Соловецком монастыре и др.

     В 1699 г. появляется новая “Риторика”. Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В этой книге каждый из “родов глаголания” наделяется особой функцией (“должностью”). Смиренный род выполняет задачу “научити”, средний (соответствует “мерному” у Макария) – “усладите”, высокий – “возбудити”.

     Хочется отметить произведение переводчика Посольского приказа молдованина Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах”. Она написана в 1672 г. на материале “Сказания о седми мудростях”. Украшенное представление наук лишь в виде “мудрости”, видимо, не удовлетворяло потребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив текст каждой из семи “мудростей”, Спафарий пишет предисловие, в котором кратко представлены девять “мус”, Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis), затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них из античных авторов. Далее повествование о семи художествах полностью сохранило композицию “Сказания”, а прибавления Спафария относительно каждой из наук коснулись их происхождения, определения, цели и причин, ради которых следует им учиться: “Риторика есть искусство, которое научает украшать речь и убеждать. Слово “риторика” происходит от греческого “еро”, то есть говорю, или от “реь”, то есть теку. Цель риторики – учить красиво говорить и убеждать относительно всякого предмета. Учиться риторике следует по пяти причинам:

     1. Ибо риторика – древнее искусство  и еще древнейший мудрец (античный  ученый) Горгий писал о ней.

     2. Ибо риторика украшает речь и создает, а потому достойна изучения и труда.

     3. Ибо риторика имеет определенные  правила в повествовании, содержании, способе обучения.

     4. Ибо риторика сладостна в изучении, украшает речь будто цветами  и бисером.

     5. Ибо риторика полезна во всей нашей жизни, поскольку риторически неискусное сочинение будет тягостным для слушателей”.

     В начале XVIII в. было создано риторическое сочинение “De officium oratore” Феофаном Прокоповичем (1681-1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706 – 1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

     При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам на Украине, в России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.

     В “Риторике” Феофана Прокоповича  рассматривается общая теория словесности, ее ораторские и поэтические жанры, их языковые средства. Он подробно говорит о назначении текста в различных коммуникативных ситуациях, о требованиях, которым должен соответствовать хороший оратор; рассматривает природу и назначение трех стилей литературного языка – высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковом оформлении.

Заключение

 

     В заключении хочется отметить, что  знание истории возникновения и  развития риторики в России безусловно необходима каждому человеку, как учащемуся так и специалисту. История риторики начинается с Древней Руси, но, к сожалению, о ее развитии в этот период времени существует очень мало достоверных сведений. Тем не менее, никто не отрицает значительный вклад в развитие теории красноречия, который внесли русские ученые. Однако эти события больше принято связывать с периодом XVII в.- до сегодняшнего дня. 

      список  используемой литературы

  1. В.И. Аннушкин, Первая русская "риторика",Знание,М.:1989.
  2. В.И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование,М.:1995.
  3. Белинский В. Г. Общая риторика Н. Ф. Кошанского (Рецензия) // Полн.собр.соч.: В 13 т. М.,
  4. Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.
  5. Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.): Сборник / Сост. Черторицкая. – М.,1987.
  6. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры.- М.: Наука, 1994. - 191 с.

Информация о работе Риторика в Древней Руси