Типы школьного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:38, реферат

Краткое описание

Возросший динамизм социальных процессов в мире, а также изменение в стране социально-экономических отношений выявили множество субъективных и объективных проблем, в том числе и в образовании. Ведущим фактором, обусловливающим их возникновение и определенный застой, является недостаточное осознание того, что смена названных отношений произошла на базовом уровне - произошел принципиальный переход в другую систему координат, который в основе своей имеет:

Вложенные файлы: 1 файл

реферат айсылу.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

Введение

     Возросший динамизм социальных процессов в  мире, а также изменение в стране социально-экономических отношений выявили множество субъективных и объективных проблем, в том числе и в образовании. Ведущим фактором, обусловливающим их возникновение и определенный застой, является недостаточное осознание того, что смена названных отношений произошла на базовом уровне - произошел принципиальный переход в другую систему координат, который в основе своей имеет:

     а) иные критерии оценки целесообразности вариантов действий;

    б) более  короткие пути и иные (чем все  еще существующие в массовой практике) методы и технологии принятия решений на разных уровнях;

     в) новые способы финансового обеспечения и другое.

     При этом на пути совершенствования управленческой деятельности в практическом образовании по мнению А.М. Моисеева (1998) следует устранить ряд типичных для ОУ страны недостатков: низкую целенаправленность управления; низкую эффективность контроля исполнения решений; устройство действующих механизмов управления таково что они способны реагировать лишь с запозданием;

неотлаженность горизонтальных связей между подразделениями. [5,С.331]

     Основные  направления реформирования государственной  системы образования (децентрализация управления, демонополизация и др.) в целом обеспечивают разнообразие образовательных услуг населению. Но при этом темпы реформирования деятельности на уровне ОУ неодинаковы как в пределах одного города и района, так и в разных регионах страны.

     Факторы же времени и ускорения темпов развития ОУ необходимо учитывать поскольку их эффективная деятельность ограничена длительностью сенсетивных (чувствительных) периодов восходящего этапа онтогенеза (индивидуального развития), когда возможны максимальные темпы развития детей, особенно дошкольного периода (последний повышает значимость профессиональной компетентности кадров дошкольного звена в образовании страны).[3,С.24-34]

     В настоящее время социально-образовательная  сфера во многих ОУ

характеризуется самостоятельным поиском пути и  механизмов управления развитием. Это порождает параллелизм, часто мало эффективное использование средств и потерю времени - важнейшего ресурса развития детей. Эти издержки, которые терпит образование в период своего преобразования, связаны с тем, что образуется временной разрыв между  “сломом” старой системы управления и созданием новой на основе технологических отношений. При этом анализ условий и проблем на уровне ОУ зачастую базируется на разрозненных сведениях, полученных как и в практике прошлого, без системного подхода.

     В связи с выше изложенным требуется серьезная ревизия отношений между всеми субъектами ОУ, проведение реструктуризации данной системы для создания оптимальной модели практического образования (ОУ как элемента государственной системы образования) на основе применения системообразующего фактора – новых информационных технологий. При этом следует отметить положение, сформулированное акад. Р.Ф. Абдеевым (1994): когда управление осуществляется по результатам предшествовавших шагов, происходит самообучение управлению и самосовершенствование системы. [1,С.62-68]

     Таким образом, решение сложных образовательных  проблем (в числе которых и управление процессами - учебным, оздоровительным и др.) - это комплексная задача, требующая серьезного изучения и научно обоснованной тактики действий.

     При этом обеспечение качественного  скачка возможно, и на основе нового технологического уровня развития, связанного с переустройством образовательной системы на информационной основе.  
 

Глава I. Школьное самоуправление и его основные проблемы

1.1. Совершенствование управления в сфере школьного образования

     Процессы  реформирования базового образования  поставили ряд новых задач  перед работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности. Огромное внимание оказывалось проблемам стратегического менеджмента, развитию и укреплению возможностей в области планирования и управления на региональном и местном уровнях при более четком разделении обязанностей.

     В последнее время производится работа по децентрализации управления базовым образованием и упрощение структуры управления. Серьезной реконструкции подвергнут центральный уровень управления. Сокращена численность управленческого аппарата на 30%, произведено устранение дублирования в проведении контроля за деятельностью школ. В ряде регионов упразднены районные отделы образования. Полномочия в таких вопросах как финансирование школ, их материально-техническое обеспечение, комплектование учительскими кадрами переданы от центральных органов местным. [6,С.36-41]

     За  центральными органами остались проблемы стратегии содержания образования, обеспечения учебными планами, программами и учебниками, а также оценивание деятельности школ. Происходит активизация родительского участия в решении проблем школьного образования. Во-первых, оно выражается в возможности выбора школы, оказания влияния на содержание обучения и преподавания, ответственности за материальное оснащение и финансирование школы. Во-вторых, оно сказывается на опосредствованном влиянии родительской общественности на государственную образовательную политику.

     Усилились права родителей в управлении школой. Сегодня более 400 школ имеют Попечительские Советы, в состав которых входят представители местной общественности, родители, спонсоры и т.п. Данные попечительские советы полномочны в решениях финансовых вопросов, материально-технического оснащения школы, организации детского питания, медицинской помощи, а также проблем оказания дополнительных образовательных услуг. Большую помощь оказывают Советы детям из малообеспеченных семей. Все чаще можно видеть родителей, представителей местной общественности на различных школьных праздниках не только, как гостей, но и как непосредственных устроителей.

     Достижения:

       демократизация управления образованием;

       поиск конструктивных подходов к децентрализации управления, передачи значительной части управленческих полномочий на низовые звенья; увеличение доли участия родителей и общественности в управлении школой;

       изучение порядка распределения функциональных обязанностей как внутри организационных образовательных структур, так и на разных уровнях управления с целью устранения дублирования

     Проблемы:

     отсутствие  оптимальной структуры распределения  полномочий между различными уровнями управления;

     недостаточный профессионализм управленческих кадров в решении новых задач;

     сокращение  численности управленческого аппарата производилось без должной оценки и коррекции.

     Во  многом обозначенные по всем позициям проблемы реализации политики в области развития сектора образования лежат в плоскости рационального распределения полномочий между всеми уровнями управления. В связи с этим рабочей группой на основе проведенного выше анализа государственной политики в области образования и путей ее реализации, выработан ряд предложений по реконструкции системы управления образованием.

     Основные  направления предлагаемых изменений заключаются в следующем:

Расширение  прав администрации школы, родительской и ученической общественности в управлении школой путем создания общественных органов управления школой (попечительские советы и общественные фонды поддержки). Сокращение количества районных и городских органов управления путем их преобразования в межрайонные ресурсные центры образования. Количество ресурсных центров определяется областным уровнем управления на основании демографических и географических факторов и финансовых возможностей по согласованию с центральным органом управления образованием (МОНК). Усиление властных полномочий областного уровня управления в решении следующих задач: реализация государственных образовательных стандартов; 

     Установление регионального компонента учебного плана; проведение текущего оценивания и инспектирования качества преподавания и обучения;

организация и проведение обязательной аттестации школ области раз в 5 лет; организация переподготовки и повышения квалификации учителей; материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса. [4,С.331]

     Усилить стратегические функции центрального органа управления образованием (МОНК) по следующим позициям:

-формирование стратегических планов реализации государственной политики в области образования;

-создание нормативно-правовой базы функционирования системы школьного образования;

-формирование государственных образовательных стандартов (национального базисного учебного плана, перечня действующих программ и учебников);

-организация разработки учебников, учебно-методической литературы и их издания;

-организация работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей;

-создание системы гарантии качества образования через институты

лицензирования, аккредитации и аттестации и инспектирования; обеспечение системы тестирования выпускников школ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Ключевые задачи  правления школьным  образованием.

     Ключевые  задачи правления школьным образованием можно разбить на три основные группы и реализовывать их через названный департамент, который можно будет разделить на четыре подразделения:

-инспектирование, лицензирование, аккредитация и аттестация, развитие человеческих ресурсов;

-координации деятельности по разработке государственных образовательных стандартов;

-обеспечение реализации принципа доступа к образованию, в том числе через работу дошкольных и внешкольных учреждений.

     Подразделение “Инспектирование, лицензирование аккредитация и аттестация” будет выполнять следующие обязанности: осуществление лицензирования, аккредитации и аттестации всех школ. РУО будут иметь право давать рекомендации МОНК о представлении лицензии образовательному учреждению или ее отзыве в случае, если учреждение не подтвердит свой статус при аккредитации;

координация работы Национальной системы инспектирования, которая будет осуществляться через РУО. Политика инспектирования и критерии проведения инспекции будут разрабатываться в Подразделении;

установление  критериев для изменения типа и статуса школы, и гарантии качества образования согласно стандартам.

     Подразделение “Развитие человеческих ресурсов”  будет выполнять следующие обязанности: разработка политика развития штата, с учетом проведения подготовки и переподготовки учителей и директоров школ, в тесном взаимодействии с институтом образования. Подразделение “Государственные образовательные стандарты” будет выполнять следующие обязанности:

     координация разработки национальных стандартов образования и системы тестирования для выпускников школ;

     развитие инновационных процессов в образовании, установление международных контактов и связей по проблемам международным образовательных стандартов;

     определение основных принципов разработки базисного учебного плана, выработка рекомендаций по разработке регионального и школьного компонентов;

     установление  политики производства учебников и  графиков опубликования учебников и другой учебной литературой для школ.

     Подразделение “Доступ к образованию”:

     внедрение политики Правительства по вопросу доступа к образованию, обеспечения равных возможностей в получении базового образования для всех детей школьного возраста;

     предоставление возможностей для получения образования специальным группам детей;

взаимодействие  с правительственными органами по решению  проблем равенства и доступности образования;

     развитие  партнерских связей с дошкольными, внешкольными образовательными учреждениями, а также НПО по решению проблем образования.

     Задачами  школьных структур управления будут:

-определение миссии школы по согласованию с РУО. Разработка и внедрение -планов развития школы;

-подбор и распределение учителей и другого персонала;

-проведение самооценки своей деятельности;

-обеспечение доступа к образованию для всех учащихся;

Информация о работе Типы школьного самоуправления