Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

     Врач,  ветеринар,  учитель,  военный

Ряд  ситуаций  был  направлен  на  выяснение  знаний  этикета  и  умения

строить  фразы.  Учащиеся  особенно  не  отличались,  хотя  гуманитарный

класс,  как  и  прежде,  объяснил  всё  более  обстоятельно  и

аргументировано.  Вновь  хочется  обратить  внимание  на  количество  слов  в

высказываниях.

     Вопрос  5.  Представь  себе  ситуацию:  ты  в  незнакомом  городе.

Тебе  нужно  попасть  на  вокзал.  Как  ты  обратишься  к  прохожему?

     «  Г «  класс:   «  Извините,  пожалуйста,  вы  не  подскажете,  как

мне  добраться  до  вокзала?  «

                             «  Здравствуйте!  Извините,  пожалуйста.  Я  тут

недавно,  Вы  не  могли  бы  мне  сказать,  где  находится  вокзал?  Спасибо!

«

     «  М «  класс:  «  Простите,  вы  не  объясните,  где  находится   вокзал?  «

     «  Ф «  класс:  «  Извините,  Вы  не  знаете,  где  здесь   вокзал?  «

                             «  Извините.  Я  из  Новгорода,  я  заблудился.

Отведите  меня,  пожалуйста,  на  вокзал.  «         

     Вопрос  7:  Другая  ситуация.  Ты  открыл  своё  кафе.  Предложи

гостям  отведать  твоё  фирменное  блюдо.

     «  Г «  класс:  «  Здравствуйте!   У  нас,  как  и  у   любого  кафе,

есть  своё  фирменное  блюдо.  Вы  бы  не  хотели  его  попробовать?  «

                            «  А  теперь  наше  самое   изысканное  блюдо!

Пальчики  оближешь!  «

                            «  Мадмуазель,  не  хотите  попробовать  наше

фирменное  блюдо  «  ЛЯ  ФРАНЦЕЗ  «?  У  этого  блюда  незабываемый   вкус,

удивительная  нежность  и  его  одобряют  все  гурманы.  «

     «  М «  класс: «  Дамы  и  господа!  Я  хочу  предложить  вам

наше  фирменное  блюдо  «  Судак  в  собственном  соку  «.  Надеюсь,  вам

понравится.  «

     «  Ф «  класс:   «  О,  какие  люди,  здравствуйте!  Присаживайтесь

сюда,  пожалуйста.  Не  хотите  ли  отведать  наше  суперфирменное  блюдо?  «

                            «   Не  хотите  отведать  изюминку  нашего  кафе?  «  

     Вопрос  8:  Другая  ситуация.  Ты  встретил  своего  лучшего  друга  (

подругу  )  и вспомнил,  что вчера был его День  Рождения,  а поздравить

его  ты  забыл.  Что  ты  скажешь?

     «  Г «  класс:  «  Извини,  пожалуйста.  Я  так  давно   тебя  не

видела  и  совсем  забыла  поздравить  тебя  с  Днём  твоего  Рождения.  Давай

сходим  в  кафе  и я заглажу свою  вину.  «

                           «  Привет!  Поздравляю  тебя  с  твоим  прошедшим

Днём  Рождения!  Желаю  счастья,  здоровья  и  всего  самого  наилучшего!  Как

провёл  праздник?  « 

                           «  Ой,  извини,  пожалуйста,  надо  же,  совсем

забыла  тебя  поздравить  с  Днём  Рождения.  Поздравляю!  «

     «  М «  класс:  «  Привет!  С  прошедшим  тебя.  Прости,  что  вчера

не  позвонила.  «

                             «  Извини,  я  забыл,  но  я  исправлю  свою

ошибку.  Поздравляю  с  Днём  Рождения!  «

                             «  Прости,  с  Днём  Рождения!  «

     «  Ф «  класс:  «  Извини,  пожалуйста,  я  был  занят.  Извини.  «

                             «  Извини,  но  у  меня  были  дела.  «

В  задании,  где  нужно  было  поставить  ударения,  меня  интересовали  слова 

«  звонит  «  и   «  ложить  «.  Отметили,  что слова «

ложить  « в русском языке нет учащиеся  в гуманитарном  классе  -

90 % и   5 %  в  математическом.  Со  словом  «  звонит  «  ситуация

иная:  в  гуманитарном  и  математическом  классах  правильно  ответили  60 %,

а  в  физкультурном  -  25 %.

На  вопрос  «  Что  можно  узнать  о  человеке  по  его  голосу?  « 

,  ответили  опять  же  примерно  одинаково.  Но  учащиеся

гуманитарного  класса  сделали  это  более  обстоятельно  и  охарактеризовали

свой  голос, избежав  слова  «  нормальный  «,  которое  сплошь  и  рядом

встречалось  у  ребят  физкультурного  класса.

     «  Г «   класс: «  Вежлив  ли,  возраст,  образование.  «

                              «  Курит,  пьёт,  характер,  где  тусуется,

возраст  и  ещё  какие – нибудь  мелкие  детали.  «

                             «  Здоровый  ли  образ   жизни  он  ведёт,  как

следит  за  своей  речью  и  какой  он  по  натуре.  «

     «  М «  класс:  «  Добрый  или  злой,  умный  ил  тупой.  «

                              «  Пол, возраст,  характер,  трезвость,

заикается  ли.  «

                              «  Образованность,  в  деревне   или  в  городе

ли  он  живёт.  Характер,  о  чём  думает.  «

     «  Ф «  класс:  «  Грубый  ли  он,  пьёт  ли;  женщина   ил  мужчина.  «

                              «  Настроение.  «

                              «  Характер,  пол,  ум.  «

                              «  Плохой  ил  хороший.  «

Что  такое  диалог,  знали  40 %  физкультурного  класса,  85 %  математического

и  95 %  гуманитарного,  а что такое монолог -  0 %

физкультурного,  60 %  математического  и  100 % 

гуманитарного  класса.  У  учащихся  часто  моно  ассоциировалось  со

словом  «  много «.

На  вопрос  «  Что  такое  рифма  «   ответили  50 %

физкультурного  класса,  95 %  математического  и  100 % 

гуманитарного.  Проиллюстрировать  смогли  многие,  но  точнее  это  сделали  в

гуманитарном  классе:

     «  Г «  класс:  суровых  -  сосновых;

                            солнце  -  донце;

                            дрова  -  трава;

           «   Буря  мглою  небо  кроет,

               Вихри  снежные  крутя,

               То  как  зверь  она   завоет,

               То  заплачет,  как  дитя..»

     «  М «  класс:  палка  -  галка;

                             краб  -  раб;

                            кровь  -  морковь.

     «  Ф «  класс:  Антошка  -  картошка;

                             жучка  -  кучка.

А  вот  на  вопрос  о  несловесном  общении   лучше  ответили  негуманитарные

классы  80 %,  а  гуманитарный  класс  (  почему - то  )  наполовину  меньше

-  40 %.

Дать  описание  фломастера  вновь  лучше  удалось  учащимся  гуманитарного

класса  -  это  получилось  у  них  более  ярко,  красочно  и  многословно (

! ).

     «  Г «  класс:  «  Это   пишущий  предмет.  Он  может   быть  любого

цвета  и  любой  формы.  У  него  всегда  есть  колпачок,  иначе  он  может

высохнуть.  «

                           «  Мой  фломастер  с   белым  колпачком,  а  стержень

у  него  красный.  Фломастер  толстый,  и  стержень  у  него  поэтому

широкий,  а  пахнет  он  красной  душистой  розой.  «

     «   Это  яркая  ручка,  заправленная  спиртом  и  тушью,  с  широким

мягким  ворсистым  грифелем.  «

                            «  Это  пишущий  предмет.  Он  может  быть  любого

цвета  -  от  самого  светлого  до  чёрного.  «

     «  Ф «  класс:  «  Это   большой  карандаш,  который   ярко  рисует.  «

     «  М «  класс:  «  Это   цветная  ручка  с  сильным   запахом.  «

Девятнадцатый  вопрос  «  Закончи  предложение:  Я  очень  люблю  лето

потому,  что.» был  предназначен  выявить  умение  учащихся

красиво  и  полно  выражать  свою  мысль.  Мы  надеялись  увидеть  нечто,

похожее  на  минисочинение.  Учащиеся  нас несколько разочаровали.  В

основном  объяснение  превратилось  в ряд однородных  предложений,  а порой

ограничивались  и  одним  простым  предложением,  а  то  и  словом  ( 

каникулы  ).  Но,  опять  таки,  отличились  в лучшую  сторону

учащиеся  гуманитарного  класса.

     «  Г «  класс:  «  Потому  что  я  езжу  в  деревню,  могу  делать

всё,  что  хочу.  Я  дышу  свежим  воздухом.  Летом  тепло,  каникулы.  «

                            «  У  меня  летом  День  Рождения  и  я  могу

отдыхать  и  наслаждаться  свежим  воздухом  у  бабушки  в  деревне.  «

                             «  Потому  что  деревня,  молоко,  корова,  в

школу  не  ходишь,  смотришь  телевизор,  слушаешь  музыку,  гуляешь  до

скольки  угодно.  «                 

                             «  Потому  что  я  могу  плавать  в  речке,

каникулы  в  школе,  могу  встретиться  с  сестрой  и  поехать  в  деревню.  Я

люблю  ходить  в  лес.  «

                             «  Я  очень  люблю   зиму,  потому  что  в  это

время  года  много  праздников.  Падает  снег,  который  накрывает  деревья  и

кажется,  что  ты  в  сказке.  В  снегу  можно  поваляться  и  понырять.  «

     «  М «  класс:   «  Очень   тепло.  «

                              «  Потому  что  можно   гулять  сколько  хочешь.«

                              «  Нет  уроков  и  можно   купаться.  «

                              «  Оно  тёплое,  красивое,  пахнет  цветами.  «

                              «  Потому  что  очень   жарко,  можно  купаться,

есть  мороженное,  есть  сладости,  бегать  в  шортах,  кататься  на  лодке,

загорать.  «

     «  Ф «  класс:  «  Светит  солнце  и  птички  поют.  «

                             «  Тепло  и  можно   купаться.  «

                             «  Потому  что  летом   жарко  и  можно  купаться,

ходить  на  рыбалку,  играть  в  футбол.  «

                             «  Потому  что  люблю   купаться,  загорать,

развлекаться,  не  надо  ходить  в  шапках  и  шубах.  «

                             «  Каникулы.  «

На  вопрос,  требующий  работы  логики  «  Выпиши  реплики,

неуместные  для  официального  общения..»,  учащиеся  всех

классов  ответили  без  особых  отклонений  одинаково  правильно,  выбрав

Информация о работе Эффективность школьной риторики