Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

вторую  реплику:  «  Это  всё  брехня.  Кто Вам сказал?  «

.  Но  точнее  всё  же  справился  гуманитарный  класс,  где  количество

правильно  ответивших  было  равно практически 100 %.

При  подборе  синонимов  в  физкультурном  классе  вызвало затруднение  слово 

круг.  Оно   почти  не  породило  никаких  ассоциаций.  Синоним  смог

подобрать  лишь  1  человек  -  шар,  окружность.  К

остальным  словам  здесь  смогли  подобрать  по  2,  реже  по  3  синонима: 

красивый  -  приятный,  симпатичный, 

                          прекрасный,  неотразимый,  прелестный,

                         привлекательный ;

     говорить  -  базарить,  общаться,  болтать,

                          разговаривать

Учащиеся  же  математического  и  гуманитарного  классов  выстраивали

цепочки  синонимов,  доходящие  до  9 – 10  слов,  хотя  некоторые  из  них

синонимами  уже  было  сложно  назвать.

     «  Г «  класс: 

     круг  -  шар,  диск,  обруч,  солнце,  глаз,  колесо,  глобус,

                 окружность,  пуговица

     красивый  -  привлекательный,  симпатичный,  чудесный,

                           прелестный,  прекрасный,  симпатичный,

                           замечательный,  изумительный,  милый

                           превосходный,  приятный

     говорить  -  разговаривать,  тараторить,  болтать,

                           выкрикивать,  чесать  языком,  общаться,

                           беседовать,  объяснять,  шпарить,

                           открывать  варежку,  переговариваться,

                           открывать  рот,  трезвонить

     «  М «  класс:

     круг  -  шар,  окружность,  мяч,  ноль,

                 бублик,  колесо

     красивый  -  очаровательный,  прекрасный,  милый,

                           милый,  неплохой,  симпатичный,

                           обаятельный,  приятный,  яркий,      

                           хороший,  великолепный,  замечательный,

                           неординарный,  необыкновенный,  превосходный,

                           чудесный,  прелестный

     говорить  -  болтать,  речь  толкать,  лясы  точить,

                           базарить,  трепаться,  орать.

                           Кричать,  калякать,  шептаться

На  последний  общий  вопрос  тоже  не  все  правильно ответили.  Различие  в

семантике  слов  «  невежливо  «  и  «  грубо  « 

нашли  и  объяснили  опять  же  в  основном  учащиеся  гуманитарного  класса.

При  анализе  этих  общих  вопросов  мы  увидели,  что,  несмотря  на  неплохой

уровень  подготовки  учащихся  во  всех  трёх  классах  (  что,  на  наш

взгляд,  обусловлено  высоким  уровнем  учебного  заведения,  в  стенах

которого  и  учатся  опрошенные  дети  ),  всё же  учащиеся,   ранее

занимавшиеся  предметом « Школьная  риторика  « показали

результаты  более  высокие,  чем  остальные,  у  которых  не  было  этого

предмета.

Мы  считаем,  что  на  примере  проведённого  исследования  можно  сказать,  что

есть  некоторые  основания,  полагающие,  что  предмет  « Школьная

риторика  «  имеет  полное  право  на  существование  в  школьной

программе.

Сами  же  учащиеся  считают,  что  риторика  помогла  им  в  развитии  речи,

необходима  для становления языка и раскрепощения в различных

ситуациях  (  от  бытовых  до  экстремальных  ).  Ещё  была  отмечена

важность  знания  основ  этикета.  Учащиеся  упоминали,  что  на  уроках

риторики  они  много  и  увлекательно  инсценировали,  учились  правильно

произносить  звуки,  ставить  ударение,  правильно  говорить.  Им

понравилось  и петь  песни,  и разучивать  пословицы.  Благодаря риторике

они  учатся  говорить  (  в  смысле  «  излагать  свои  мысли  правильно  «

),  а  не  этого  ли  и  добиваются  наши  учителя?

Но  на  отношение  к  предмету,  как  известно,  влияет  и  личность  самого

учителя  (  что  тоже  было  отмечено  учащимися  ).  Некоторые  подчеркнули,

что  при  прежнем  учителе  риторика  нравилась  им,  а  при  нынешнем  -

нет.  Риторику,  прежде,  чем вводить как учебную дисциплину,  нужно

разработать  как  дисциплину  в  университетском  обучении.  Мы  считаем,

что  должна  существовать  некая  методика  преподавания  риторики  в  школе.

Не  должно  быть  «  кустарных  «  учителей – риториков,  которые где – то

что – то  почитали,  посмотрели  -  и  к  детям.  Ведь  не  нам  на  детях,

а  им  на  нас,  на  нашем  примере  и  воодушевлении  учиться  следует.  На

наш  взгляд  это  пока  ещё  пробел  в  нашей  системе  образования.

Давайте  рассмотрим  вторую  фазу  эксперимента.

                         ЧАСТЬ  II.  Аудирование.                        

Для  аудирования,  проводившегося  в тех же  классах того  же  учебного

заведения,  нами  были  предложены  следующие  темы,  которые  учащиеся  по

своему  усмотрению  могли  представить  как  объявление  по  радио  или  как

собственные  размышления:

             1.                 Пропала  белая  мышь.            

     2.                 Пропала  совесть.

     3.                 Меняю  двух  колорадских   жуков  на  одного  майского.

     4.                 Я  люблю. ,  я не  люблю.

     5.                 Своя  тема.

Во  всех  трёх  классах  активность  была  высокой,  идти  к  диктофону  не

заставляли  никого,  учащиеся  сами  выстраивались  в  очередь,  хотя,

конечно,  не  все  стремились  подойти.  А  некоторые  выходили  со  своими

текстами  и  по  несколько  раз.  Наименьшей  популярностью  пользовалась

тема,  предполагавшая  размышления  -  № 4  (  Я   люблю.

,   я   не  люблю.  ).  Но  она была  в

активном   употреблении  в гуманитарном  классе.  Это говорит о том,  что

аналитическое  мышление  у  них  более  развито,  нежели  в  классах,  где

риторика  не  изучалась.

     «  Г «  класс:  «  Больше  всего  я  люблю  животных:  маленьких  и

больших.  Ещё  я  люблю  ездить  с  мамой  на  Чёрное  море.  Мы  ездим  туда

каждый  год.  Люблю,  когда  морские  волны  поднимаются  до  двух  метров  и

в  этот  момент  на  них  так  приятно  смотреть.  А  особенно  люблю  вдыхать

морской  воздух.

          Я  не  люблю  слякоть,  когда  на  улице  лужи  и   моросит  дождь.  «

                             «  Я  люблю,  когда   учитель  ставит  пятёрку   или

четвёрку,  но  не  люблю,  когда  получаю  тройку.  Люблю  ловить  лягушек,

ящериц  и  медуз.  Люблю  из  рогатки  стрелять  в  яблоко  на  яблоне,  а

потом  его  есть;  но  не  люблю  стрелять  в  птиц  и  животных.  Я  люблю

замораживать  воду,  а  потом  выбрасывать  её  с  пятого  этажа  и  смотреть,

как  разбивается  лёд.  Я  люблю  стоять  на  голове  и  смотреть  телевизор

-  так  интересно!  «

                             Объявления.

                             «  Внимание!  В  нашу  студию  только  что

поступило  экстренное  сообщение:  вчера  у  одной  девочки,  когда  она

возвращалась  домой,  на  автобусной  остановке  пропала  совесть.  Особые

приметы  совести:  нечистая,  краденая.  «

                             «  Внимание!  На  улице   Большая  Санкт –

Петербургская  10  двадцатого  марта открывается музей Домашней  Колбасы.

Только  в  день  открытия,  только  двадцатого  марта,  только  на  Большой

Санкт – Петербургской  10  вы  сможете бесплатно попробовать домашней

колбасы.  Колбаса  великолепная:  чесночная,  кровяная,  ливерная.  Только

двадцатого  марта,  только  на  Большой  Санкт – Петербургской  10,  только  в

9  утра.  Спешите!  Колбаса  -  оближешь  пальчики!

          Вниманию  фермеров!  Музей   скупает  свинину,  говядину  и  курятину.

Меньше  пятидесяти  кг  просьба  не  приносить.  Контактный  телефон:  11 – 12

– 13.  «

                             Монолог  директора  школы.

                             «  Я  директор  сотой   школы,

                                Многим  даже  не  знакомой,

                                Делаю  всё  для  удовольствия  ребят  -

                                В  жизни  они  интересное  хотят:

                                Походы,  кружки  -  все  полезные,

                                Очень  даже  интересные.

                                Один  ходит  в  бассейн   купаться,

                                Другого  увлекли танцы,

                                Третий  любит  рисование,

                                Четвёртый  -  знаток  естествознания.

                                Ещё  ходим  мы  в  кино  -

                                Увлекательно  оно. 

                                Как  же  школе -  то  со  мной?  -

                                Это  скажет  вам  любой.

                                На  окошках  шторы  и   цветы,

                                На  полу  у  нас  ковры,

                                А  на  стенах  всё  обои  -

                                Это  год  уже который

                                Так  уютно  всё  вокруг.

                                Ты  доволен,  милый  друг?  «

     «  М «  класс:   Объявления.

                             «  Пропал  хозяин.  Просьба   вернуть.

     P. S:  Сложно  жить  без  пищи.

                                                                         Барбос.  «

Информация о работе Эффективность школьной риторики