Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:49, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи детской практической пихологии
Предметом детской практической психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.
Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу.

Вложенные файлы: 1 файл

дпп шпаргалки.docx

— 227.66 Кб (Скачать файл)

1.Предмет  и задачи детской практической  пихологии

Предметом детской практической психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза. 

Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу. Так, за последние десятилетия с появлением новых информационных технологий существенно изменились условия взросления детей и их психология. Вместе с тем онтогенез имеет свои глубоко специфические закономерности, не зависящие от социокультурного развития. 

Качественные изменения в психической жизни (то есть развитие) происходят не только в детстве, а на протяжении всего онтогенеза. 

детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребенком на протяжении детства. 

Детская практическая психология во многом опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ребенка, как деятельность, сознание, самосознание, личность и других, стало возможным благодаря тому, что они были определены и описаны в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без анализа их происхождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней одновременно существуют в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно без обращения к их генезису. Детская практическая психология в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начинается, и все процессы зарождения новых форм деятельности, сознания, мышления можно проследить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить становление сложнейших форм психической жизни взрослого человека

Задачи:

1)максимальное содействие полноценному  психологическому и личностному  развитию каждого ребёнка;

2)создание эмоционального психологического  комфорта, как профилактика психосоматических  заболеваний;

3)работа с воспитателями по  развитию у детей основных  новообразований дошкольного возраста;

4)обучение всех работников полноценному  развивающему общению с детьми;

5)подготовка детей к новой  социальной ситуации развития (готовность  к школе);

6)изучение индивидуальных особенностей  развития детей;

7)оказание помощи детям, нуждающимся  в специальных формах общения  и деятельности;.

 

 

2.Профессия  детский практический психолог. Его права и обязанности

У каждого воспитателя и педагога есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации.

Практический психолог приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психиеского развития ребенка. Работая в детском саду, школе, интернате и пр., имеет дело с детьми самого разного возраста: с дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике — на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу — одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания — психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог — к самоопределению.

План работы (на месяц, четверть, квартал, год, в зависимости от просьбы администрации и своих собственных потребностей) психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.

Работает психолог с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками и пр. При этом главное, чтобы в центре всей его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности. Этот ориентир — интересы ребенка — нельзя терять ни в коем случае.

Единственным серьезным показателем эффективности или неэффективности любых самых современных программ, новых педагогических методов, сроков и форм обучения является психологическое здоровье детей.

Специалисту любого звена психологической службы необходимо знать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, Даже если на этом настаивает администрация.

С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет — это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в детском учреждении.

Образование психолога:

Высшее психологическое образование;

Высшее педагогическое образование с переквалификацией в психолога;

Среднее специальное образование по специальности «Психолог»

Права и обязанности психолога образования

I. В своей профессиональной деятельности психолог обязан.

1.  Руководствоваться  Законом Российской Федерации  «Об образовании», законодательством  Российской Федерации, международными  и российскими актами об обеспечении  защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства  образования РФ и региональных  департаментов образования, Положением  о психологической службе образования.

2.  Рассматривать вопросы  и принимать решения строго  в границах своей профессиональной  компетенции. Не брать на себя  решение вопросов, невыполнимых  с точки зрения современного  состояния психологической науки  и практики, а также находящихся  в компетенции представителей  других специальностей.

3 Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4.  Препятствовать проведению  психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

5.  В решении всех  вопросов исходить из интересов  ребенка, задач его полноценного  психического развития.

6.  Оказывать необходимую  и возможную помощь работникам  образования региона, администрации  и педагогическим коллективам  учебно-воспитательных учреждений  в решении основных проблем, связанных  с обеспечением полноценного  психического развития детей, обеспечением  индивидуализированного подхода  к детям. Оказывать необходимую  и возможную помощь детям в  решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или  заменяющим их лицам в решении  их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать  конкретные обстоятельства и  руководствоваться принципом «Не  навреди», т. е. принимать решение  и вести работу в формах, исключающих  возможность нанесения вреда  здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих  лиц.

7.  Хранить профессиональную  тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов  работ, если ознакомление с ними  не является необходимым для  осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта  психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

8.  Информировать работников  отделов образования, администрацию  и педагогические коллективы  учебно-воспитательных учреждений  о задачах, содержании и результатах  проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7 настоящего  документа.

9.  Вести запись и  регистрацию всех видов работ  по установленной форме.

II. Ответственность работника службы социально-психологической, помощи.

1.  Психолог несет персональную  профессиональную ответственность  за правильность психологического  диагноза, адекватность используемых  диагностических, развивающих, коррекционных ц психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

2.  Психолог несет ответственность  за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление  их в установленном порядке.

III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право.

1.  Самостоятельно определять  приоритетные направления работы  с учетом конкретных условий  региона, учебно-воспитательных учреждений  и т.п.

2.  Самостоятельно формулировать  конкретные задачи работы с  детьми и взрослыми, выбирать  формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности  проведения различных видов работ.

3.  Требовать от вышестоящих  инстанций создания условий, необходимых  для успешного выполнения профессиональных  обязанностей.

4.  Отказываться от  выполнения распоряжений руководителей  органов образования, администрации  региона, руководителей учебно-воспитательных  учреждений в тех случаях, когда  эти распоряжения противоречат  профессионально-этическим принципам  или задачам его работы или  не могут быть выполнены на  основании имеющихся у него  профессиональных умений и средств.

5.  Знакомиться с необходимой  документацией.

6.  Обращаться с запросами  в медицинские, правовые и другие  учреждения.

7.  Участвовать с правом  совещательного голоса в работе  различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны  детства в пострадавших регионах, а также тех, которые решают  дальнейшую судьбу детей. В случае  несогласия с решением того  или иного вопроса психолог  имеет право донести свое особое  мнение до сведения соответствующих  инстанций.

8.  Участвовать в разработке  новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.

о Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.

Ю Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.

\ 1 Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.

12.  Иметь учебную и  факультативную нагрузку в соответствии  с базовым образованием и психологической  квалификацией.

13.  Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

14.  Обращаться в соответствующие  учреждения и ведомства но вопросам защиты прав и интересов детей.

Детский психолог — удивительный человек, профессионально его отличают: стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей профессиональной компетенции. Он приветлив, необидчив и обязательно умен, ибо, как сказал Б. Паскаль, чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми.

 

 

2.Профессия  детский практический психолог. Его права и обязанности

У каждого воспитателя и педагога есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации.

Практический психолог приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психиеского развития ребенка. Работая в детском саду, школе, интернате и пр., имеет дело с детьми самого разного возраста: с дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике — на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу — одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания — психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог — к самоопределению.

План работы (на месяц, четверть, квартал, год, в зависимости от просьбы администрации и своих собственных потребностей) психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"