Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка

Краткое описание

Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_psikhologii_khudozhestvennogo_tvorchestv.docx

— 603.60 Кб (Скачать файл)

Вопросы по психологии художественного творчества

  1. Генезис психологии художественного творчества
  2. Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
  3. Искусство и жизнь
  4. Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
  5. Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
  6. Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
  7. Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»
  8. Семиотика литературы: психологическое изменение
  9. Понятие о цели и смысле жизни в художественном творчестве
  10. Психология символизма в произведениях христианского ИЗО искусства
  11. Проблема личности в художественном творчестве
  12. Сравнительный анализ аксиологии древнерусской и готической архитектуры
  13. Приемы и средства художественной выразительности
  14. Психология символизма в произведених исламского ИЗО искусства
  15. Нравственность и духовность в художественном творчестве
  16. Интеграция светского и религиозного ИЗО в процессе духовного развития личности
  17. Моральность в художественном творчестве
  18. Особенности художественного изображения внутри мира личности
  19. Психология цвета
  20. Роль художественного творчества в духовном развитии личности
  21. Интегративные подходы к проблеме художественного творчества
  22. Танатология в художественном творчестве
  23. Художественное творчество как средство морального усовершенствования личности
  24. Сказка: семиотическое и психологическое измерение
  25. Проблемы цели и смысла жизни в художественной литературе
  26. Мифы: семиотическое и психологическое измерение
  27. Понятие художественного творчества
  28. Православное зодчество как форма письменности: психология восприятия
  29. Виды художественного творчества
  30. Моральный потенциал произведений художественного творчества
  31. Цвет как средство художественной выразительности
  32. Тема творчества в онтологии и философии жизни
  33. Психологические условия творчества
  34. Каллиграфия: концепция и психология
  35. Образ человека в художественном творчестве
  36. Цветовая символика средневековья
  37. Семиотические аспекты художественного творчества
  38. Исламский средневековый орнамент: психология восприятия
  39. Область применения знаний по «Психологии художественного творчества»
  40. Цветовая символика и народное творчество(на примере памятников декоративно- прикладного искусства)
  41. Мечеть: художественное и семиотическое понимание
  42. Иконопись: семиотика и психология
  43. ИЗО  в системе художественного творчества
  44. Онтологические аспекты художественного творчества
  45. Театр в системе художественного творчества
  46. Иконопись: символика и аксиология
  47. Психологические основы искусства в Древней Греции
  48. Моральный потенциал произведений художественного творчества
  49. Психологические основы понимания искусства в Средневековье
  50. Синтез искусств в православном храме
  51. Сакральная архитектура ислама: семиотика и психология
  52. Моральный потенциал произведений литературы
  53. Готические соборы как работы по психологии
  54. Духовный потенциал произведений художественного творчества
  55. Понятие творческой самодеятельности
  56. Моральный потенциал произведений фольклора
  57. Психология моральной и духовной личности в художественном творчестве
  58. Витражи в средневековом зодчестве: психология восприятия
  59. Личность художника в искусстве
  60. Символическое и психологическое восприятие произведений художественного творчества

//////////////////////////////////////

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Генезис психологии художественного творчества

Начиная с ранних трактатов, посвященных изучению природы художественного творчества, мыслители отмечали иррациональные, непостижимые механизмы этого процесса, невозможность выявления закономерностей, в соответствии с которыми осуществляется творческий акт. Акт творчества демонстрирует умение художника выйти за пределы себя, когда его душа проникает в мир запредельных сущностей.

Фиксация непроговариваемых, нерациональных сторон творческого акта как бы сама собой снимала вопрос о выявлении неких формул и алгоритмов в художественном творчестве. Действительно, по самому своему определению творчество есть создание того, что еще не существовало. В этом смысле любой творческий акт не может быть измерен критериями, сложившимися в культуре .

Явно или неявно, но все формы творческой активности художника в конечном счете подчинены целям одного типа — созданию произведения искусства, предвосхищению возможных действий, которые призваны привести к этому результату. Мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющаяся система. Весь комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими в иерархии побудительных мотивов его личности. Достижению этих целей способствуют, с одной стороны, направленная (осознанная) деятельность художника, в которую включены его волевые усилия, рациональная оценка намеченных целей, т.е. определение того, какого жанра произведение он стремится создать, какого объема, в какой срок, ощущение внутренней ответственности за результаты и т.д.

Мотивы творчества, которые так или иначе провоцируют действие интенции художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия, как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда следует, что творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника. 

Внутренняя потребность творчества, художественное чутье оказываются гораздо сильнее многих внешних факторов, оказывающих давление на художника. Особо важно отметить, что переживание художника, как и любого человека, — это борьба прежде всего против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни.

Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что процесс этот далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы извне, ему необходимо мастерство, т.е. овладение ремеслом, умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать в себе установку на творчество.

Проблема переживания и его художественного воссоздания — одна из главных проблем психологии творчества. Как это ни покажется на первый взгляд странным, большинство художников свидетельствует, что сильное переживание препятствует продуктивной творческой деятельности. Г. Гейне, Ш. Бодлер, М. Врубель и многие другие авторы писали о том, что в момент сильного экстатического переживания они были не в состоянии творить, захватывающее переживание парализовывало их творческую деятельность. Необходимо дать переживанию немного остыть, чтобы затем увидеть его со стороны и найти максимально выразительные краски для воссоздания его художественной заразительности.

Исследования нейродинамических процессов показали, что одни и те же звучания у музыкантов вызывают более сильные реакции, чем у обычного человека. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности основываются на механизмах возбуждения и торможения. Разная конфигурированность механизмов возбуждения и торможения обусловливает разные типы темпераментов, которые были выявлены еще Гиппократом. Сангвиника в этом отношении отличает сильный, подвижный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности. Холерик — сильный, подвижный, неуравновешенный. Флегматик — сильный, уравновешенный, спокойный. Меланхолик — это слабый тип.

Некоторые типы художнического темперамента приводят к столь сильному процессу возбуждения, что художник часто бывает не в состоянии успевать фиксировать на бумаге возникающие мысли и идеи. Так, например, было с Генделем, темпы работы которого требовали стенографии. Работая над большими хоровыми произведениями, он вначале записывал эскизы всех партий, затем постепенно терял их, приходя к финишу лишь с одной.

Особая проблема психологии творчества — проблема изношенности и истощенности психики в результате продолжительных творческих усилий. От разработки этой проблемы зависит эффективность профилактики творческого труда, имеющей значение как для художника, так и для ученого. Главное состоит в умении рассчитывать свои силы и дозировать напряжение. Таким образом, разработки в области прикладной (естественнонаучной) психологии помогают детализировать и объяснить ряд наблюдений, накопленных общетеоретической психологией творчества.

 

 

  1. Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Композиционные приемы


  • Центр (смысловой, композиционный);

  • применение золотого сечения;

  • ритм;

  • статика и динамика.

Законы композиции


  • Закон целостности;

  • закон жизненности;

  • закон контрастов;

  • закон подчинённости;

  • закон воздействия[1];

  • закон новизны[2].

Виды композиции 


  • Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина);

  • объёмная — (Скульптура, архитектура);

  • глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль).

Типы композиции [править]


Членение на слои

Пространство создают фигуры, а не располагаются в нём, перекрывая друг друга и мерой своей законченности, и располагаясь ниже или выше на холсте. Такой тип характерен для иконы.

Членение на планы

Берёт свои истоки в эпоху Ренессанса . Картины при этом состоят из двух планов: хорошо развитого плана с действием и архитектурного или природного пейзажа. Позже стали появляться третий, четвёртый планы.

Построение пространства цветом

Михаила Врубеля «Сирень».

Интерьерное построение пространства

«Завтрак аристократа», «Сватовство майора» Павла Федотова.

Пластическое построение пространства

Построение пространства фигурами, имеет несколько разновидностей:

Фигуры надвигающиеся на зрителя

«Сдача Бреды» Диего Веласкеса.

Фигуры, движущиеся к зрителю или от зрителя

«Крестный ход» Прянишникова.

Композиция с выраженным композиционным центром

Композиция с использованием симметрии

Этот тип использовался в эпоху Ренессанса[источник не указан 56 дней]. Примеры — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Афинская школа» Рафаэля

 

ПЕРЕДАЧА ПРОСТРАНСТВА В КАРТИНЕ.

Знаменитый советский график В.А. Фаворский давал композиции такое определение: «Стремление к композиционности есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разно-пространственное и разновременное''.  
Самый сильный признак и самый древний - заслонение дальних предметов ближними. Ни один другой признак глубины не может противодействовать заслонению. Заслонением создают компактные группы с общим силуэтом.  
Второй признак глубины - ракурсная плоскость „пола". Даже если изображение земли отсутствует, расположение фигур выше и ниже говорит о разном удалении по ракурсу земли. 

Вместе с заслонением расположение фигур и предметов выше и ниже по плоскости картины ясно определяет слои изображения. Слои - это прообраз пространственных планов и кулис. Это простейшая система чтения трехмерности.

 

 Третий признак глубины - ракурсность вертикальных, горизонтальных и наклонных поверхностей в элементах архитектуры, пейзажа и предметов. 

В пейзажах без строгой архитектуры, где признаками глубины выступают лишь заслонения, уменьшение предметов вдаль и воздушная перспектива, разнообразие ходов в глубину (например по склонам и впадинам на земле) должно быть особенно богатым. 

Четвертый признак глубины – условная моделировка темным и светлым, вызывающая впечатление выступания и отступания частей формы даже при отсутствии единого источника света. Объем затемняется на отступающих, уходящих в глубину частях формы и высветляются иногда резкими белильными бликами на выступающих частях (в графике 20в. нередко используется противоположное решение, напоминающее фотонегатив). 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"