Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка

Краткое описание

Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика ответы.docx

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных. 
 
Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, — это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей — это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно. Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания — создать человека. Этим новое воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно отличаться от старого, которое ставило себе целью подготовку из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность человека и все полезные и разумные ее склонности. Стремление к природе у Ж.-Ж. Руссо проявляется в неприятии искусственности и в притягательности всего естественного, простого, непосредственного. 
 
Ребенка Ж.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время он выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам. Отвергая любую форму воспитания, основанную на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он в то же время утверждал, что ребенок не должен быть предоставлен самому себе, так как это ставит под угрозу его развитие. 
 
Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но никогда не навязывать ему своей воли. Ребенку необходима определенная среда, в которой он сможет обрести самостоятельность и свободу, реализовать заложенные в нем от природы добрые начатки. 
 
В обучении важно, полагал Ж.-Ж. Руссо, не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Важно организовать передачу знания так, чтобы ребенок сам брал на себя эту задачу. Для этого нужен педагогический подход, который основывается на значении передаваемого знания с учетом интересов каждого воспитанника. 
 
Ж.-Ж. Руссо постоянно акцентировал внимание на значении труда в воспитании. Труд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания. Труд — это неизбежная обязанность человека. Трудовое воспитание у Ж.-Ж. Руссо связано с нравственным, умственным и физическим совершенствованием. Задача нравственного воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, состоит в том, чтобы предохранить ребенка от влияния испорченного общества, искусственной культуры и следить за развитием его собственных потребностей и интересов. Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, поэтому основная предпосылка нравственного воспитания — развитие разума. И лишь только потом — выработка моральных качеств, формирование понятий об общественных отношениях. Рассматривая собственно проблемы воспитания детей, Ж.-Ж. Руссо жизнь ребенка делил на четыре периода. В первый период— от рождения ребенка до двух лет— он считал необходимым главное внимание уделять физическому воспитанию; во второй — от 2 до 12 лет— воспитанию чувств; в третий— от 12 до 15 лет— умственному воспитанию; в четвертый — от 15 до 18 лет — нравственному воспитанию.

Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771) – французский педагог, философ-материалист. 
 
Основные его труды: «Об уме», «О человеке». 
Гельвеций отрицал врожденные идеи и, будучи сенсуалистом, полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий, большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего в стране. 
Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие характеры, религиозная мораль лицемерна и бесчеловечна. Он считал, что наступило время, когда проповедь морали должна взять на себя светская мораль. 
Гельвеций считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. 
Гельвеций утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, т.к. они рождаются с одинаковыми духовными способностями. 
Гельвеций считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. 
Гельвеций полагал, что схоластическая школа, где одурманивают детей религией, не может воспитать не только настоящих людей, но и вообще здравомыслящего человека. Требуется поэтому коренным образом перестроить школу, сделать ее светской и государственной и уничтожить монополию привилегированной касты дворян на образование. Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Гельвеций надеялся, что в результате просвещения и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист, патриот, человек, умеющий сочетать личное счастье с «благом наций».

 

8. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега

Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827) –швейцарский педагог, свыше 30-ти лет руководил опытными воспитательными учреждениями ( приюты для детей, школы, учительский институт). Разработал теорию элементарного образования как единство нравственного, умственного и физического образования. В своих приютах пытался соединить обучение с производственным трудом.

Иоган Фридрих Гербарт (1776-1841) нем. Философ, психолог, педагог. Высоко ценил роль воспитания и делил задачи воспитания на 2 группы:

  1. Необходимые (нравственные)
  2. Возможные ( индивидуальные для каждого)

Поддерживал единство воспитания и обучения, ввел принцип воспитывающего обучения. Разработал основные методы воспитания. Разработал этапы усвоения учебного материала.

Адольф Дистервег (1790-1860) немецкий педагог, последователь Песталоцци, директор учительскй семинарии, основатель пед. Журнала, автор более 400 книг и статей по вопросам педагогики. Главный труд « Руководство к образованию немецких учителей». Разработал основные принципы воспитания:

  1. Принцип природосообразности-развитие природных задатков ребенка, учет его индивидуальных и возрастных особенностей.
  2. Принцип культуросообразности- « При воспитании должно принимать во внимание условия места и времени. Одним словом, всю современную культуру в особеннастях страны, являющейся родиной учеников».
  3. Развития самодеятельности уч-ся- самодеятельное познание должно быть направлено к истине, самодеят. чувство -к красоте, самодеятельная воля- к добру.

Дополнил принципы обучения, разработанные Каменским и Песталоцци. Разработал требования к педагогу.

9. Педагогические взгляды белорусских просветителей.

10.Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Вклад Ушинского в развитие педагогической науки.

11.Поиск  новых подходов к обучению  и воспитанию в зарубежной  педагогике (Дж. Дьюи, Дальтон-план, Йена-план и др.).

 

12.Педагогика  как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки. 

Педагогика-наука о воспитании, образовании человека (детоведение)

Педагогика наука о закономерностях процессов воспитания, обучения, образования, проф.подготовки и повышения квалификации человека в различный период антигинеза.

Педагогика совмещает в себе 2 аспекта-теоретический и практический. Теоретический аспект предоставлен  совокупностью методологических, теоретических и методических положений по проблемам воспитания и обучения. В теориях воспитания и обучения заключено основное содержание наработанного наукой знания о педагогических явлениях и процессах.

Педагогикой называют также учебный курс в педагогических и других учебных заведениях, преподается по профильным программам

Курс педагогики в педагогических вузах является основным базисным курсом в подготовке педагогических работников любых специальностей и профилей Важным его задачей является вооружение будущих учителей четкой методологии педагогики, глубокими и прочными знаниями из основных педагогических категорий и понятий (воспитание, образование, обучение, развитие, формирование, система, процесс, принципы, организационные формы и метод воспитания, образования и обучения; научные основы управления образованием и т.д.).

Воспитание долгое время рассматривалось как естественный процесс. Первые теоретические обобщения в области педагогики были сделаны древнеиндейскими-китайскими философами( Конфуций), древнегреческими ( Пифагор, Сократ, Аристотель, Платон, А. Македонский и др.), древнеримскими философами ( Квинтиллиан).

Педагогика долгое время развивалась в рамках философии.

Самостоятельной педагогика стала в 17в. , благодаря трудам Яна Амоса Коменского(1592-1670), который в 1632 написал свой труд « великая дидакция»

Родоначальником российской педагогики явл. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) « Человек как предмет воспитания.Опыт педагогической антропологии».

 

13.Объект, предмет и задачи педагогической  науки. Основные категории педагогики.

Объект пед-ки- человек развивающийся.

Предмет пед-ки- процесс образования ( воспитания) человека.

Задачи- 1: выявление пед. Закономерностей, принципов и правил

2: изучение  и обобщение практического опыта, обучения и воспитания.

3: прогнозирование  развития пед. Реальности.

4: разработка  и внедрение новых технологий  обучения и воспитания.

Основн. Кат. Пед-ки:

Воспитание- целенаправленный  процесс формирования духовно-нравственной и эмоциональной сферы деятельности обучающегося. Целенаправленный процесс формирования качеств личности.

Обучение- целенапр. процесс организации и стимулирования учебной дея-ти обучающихся по овладеванию ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.

Обучение-целенапр. процесс освоения системы знаний, навыков и умений.

Образование- обучение и воспитание в интересах личности, общества и гос-ва, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

 

14.Система  педагогических наук. Связь педагогики  с другими науками 

Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д. 
 
Основные «ветви» древа педагогической науки следующие. 
 
Общая педагогика — изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.  

Возрастная пед-ка( дошкольная, средней школы, проф-техническая, андрогогика(взрослые), герентогогика( пожилые и старые) 
Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика — изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих детей; олиго- и френопедагогика — умственно отсталых детей; логопедагогика — разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. 
Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов. 
 
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. 
 
Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.

 

 

15.Понятия методологии педагогики и её уровни.

Методология от греческого методос-путь исследования или познания, логос- слово, понятие, мысль.

Методология пед-ой науки-система исходных философских идей, которые лежат в основе познания и преобразования педагогической действительности.

Уровни методологии:

1.Философский -определяет философские основания пед-ки, различные фил-кие учения, которые лежат в основе мировозрения)- экзистенциализм- существование,также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным, диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени, неотонизм- Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

2.Общенаучный-применяется во всех науках-системный подход, синергетический подход и др.

3, Конкретно-научный( пед-кий)-личностно-деятельственный, антропологический, полесубъектный, культурологический, акмеологический, аксеологический.

4.Технологический_ методы конкретного пед. исследования.

16.Эмпирические и теоретические методы исследования.

Метод пед.исследования-способ изучения пед. явлений и процессов.

Методика пед. исследований-совокупность методов, которые применяются в конкретном исследовании.

Теоретические методы:

А) работа с литературой

Б) операции мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация.

В) моделирование

Эмпирические м-ы ( практические): наблюдение, экспиримент, методы опроса, анализ пед. документации, анализ продуктов деятельности.

17.Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый)

Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин).

В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:

1)констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"