Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Предмет педагогики — воспитание (см. ниже). Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет.docx

— 108.30 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет, структура и функции педагогики. Основные педагогические категории.

Наука — это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки — это то, что она изучает. Предмет педагогики — воспитание (см. ниже). Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия сомнения развеялись окончательно — в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому педагогика рассматривается уже как общая наука о воспитании человека.

Предмет П. – воспитательная деятельность осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье.  

Объект П. – человек.

Главные задачи педагогики как науки:

1) накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания.

2)  Познание законов воспитания

3) Вооружение педагогов практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

  П. как наука выполняет 3 функции:

1} теоретическую

2}прикладную (по отношению к другим наукам)

3} практическую  (по совершенствованию конкр. практики обучения и воспитания человека).

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Основные категории  педагогики (основные понятия)


 

 

Воспитание Развитие

(целенаправленный и орга- процесс и результат

низованный процесс  Обучение количества и качества

формирования           целенаправленный изменений в

личности)             специально-организованный  организме.

                              и управляемый процесс взаимодействия 

                              учителя и ученика, направленный  на усвоение ЗУНов,

                             развитие умственных сил, формирование  мировоззрения.

Образование

                                    процесс и результат развития личности в ходе 

его обучения и воспитания.

Система образования в  РФ (РТ)

1. дошкольное образование  (ясли, дет. сад)

2. общее образование (школы,  лицеи, гимназии)

А) начальное

Б) основное общее образование - обязательное

В) среднее общее образование

3. средне специальное  (колледжи, техникумы, училища)

4. высшее образование  (институты, университеты, академии)

5. послевузовское образование  (аспирантура, докторантура)

 

1. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

2. Воспитание в узком социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей подготовки к жизни.

3. Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие на человека коллектива, воспитателей с целью формирования у него заданных качеств.

4. Воспитание в узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

5. Знание – это отражение объективной действительности в форме фактов.

6. Умение – готовность самостоятельно и сознательно выполнять практические и теоретические действия на основе знаний, опыта.

7. Навык – это умение, доведенное до автоматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Место педагогики в системе наук о человеке. Взаимосвязь с другими науками.

Система педагогических наук и связь  педагогики с другими науками

В систему педагогических наук входят:

1. Общая педагогика, исследующая  основные закономерности воспитания.

2. История педагогики, изучающая  развитие педагогических идей  и воспитания в различные исторические  эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования  и развития образовательных и  воспитательных систем в различных  странах путем сопоставления  и нахождения сходства и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания  человека на различных возрастных  этапах.

5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические  основы, принципы, методы, формы и  средства воспитания и образования  человека (детей и взрослых), имеющих  отклонения в физическом развитии. разделяется на: сурдопедагогика,  тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.

6. Методики преподавания  различных дисциплин содержат  специфические частные закономерности  обучения конкретным дисциплинам 

7. Профессиональная педагогика  изучает закономерности, осуществляет  теоретическое обоснование, разрабатывает  принципы, технологии воспитания  и образования человека, ориентированного  на конкретно-профессиональную сферу  действительности. В зависимости  от профессиональной области  различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику.

Органичными связями педагогика связана с психологией. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. базовые понятия психологии,

Педагогика тесно связана  с физиологией.. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-при-кладных исследований включает проблемы образования и воспитания.

Исходное значение для  педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею.

Новые, дополнительные возможности  для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в  педагогических исследованиях активно  используются данные и многих других наук: юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

 

 

 

 

 

  1. Методологические основы педагогики. Уровни методологического знания. Методы педагогических исследований.

В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

В структуре методологического  знания философ Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный  и технологический. Содержание первого  – философского уровня методологии  составляют общие принципы познания и категориальный строй науки  в целом. Методологические функции  выполняет вся система философского знания. Второй уровень – общенаучная  методология представляет собой  теоретические концепции, применяемые  ко всем или большинству научных  дисциплин. Третий уровень – конкретно-научная  методология, является совокупностью  методов, принципов исследования и  процедур, применяемых в той или  иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические  для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, как, например, проблемы системного подхода или моделирование в  педагогических исследованиях. Четвертый  уровень – технологическую методологию  составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического  материала и его первичную  обработку, после которой он может  включаться в массив научного знания.

Методы педагогических исследований

Методы исследования - пути и способы познания объективной  реальности.

Конечная цель любого исследования - выявление закономерностей. Педагогическое исследование должно быть организованно  так, чтобы не нанести ущерб здоровью и развитию испытуемого. Педагог  должен делать выводы осторожно, корректно, принимая во внимание относительность  условий, в которых они были получены. Чтобы получить объективную информацию от эксперимента его необходимо многократно  повторять.

Методы:

  1. Традиционно-педагогические методы исследования.

Традиционными мы будем называть методы, доставшиеся современной  педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которые использовались Платоном, Аристотелем, Коменским, Песталоцци и др.учеными. эти методы используются и поныне: наблюдение, изучение педагогического опыта.

 

Наблюдение (научное) - планомерное восприятие исследуемого объекта, выявление процесса с определенной целью.

Наблюдения:

- внешние (самонаблюдение)

- внутренние (субъективные - человек сам рассказывает о  своих переживаниях; объективные)

Объективные: 3 вида

А) включенные (когда  никто не подозревает, что за ним  наблюдают)

Б) скрыты е(с помощью  скрытой камеры или др. средств)

В) открытые (испытуемым известен факт их научной подконтрольности)

Для научного наблюдения характерны: целенаправленность, избирательность, активность наблюдателя.

Процедуры научного наблюдения:

  1. Постановка целей и задач
  2. Выбор объекта наблюдения
  3. Определение условий наблюдения
  4. Определение предмета наблюдения
  5. Выбор способа наблюдения
  6. Выбор регистрации(оформления)
  7. Анализ, обобщение, выводы.

 

Для повышения эффективности  наблюдение должно быть длительным, разносторонним, систематическим, объективным, массовым.

Плюсы наблюдения: доступность, распространенность. Минусы: не вскрывает внутренней стороны педагогических явлений, не может обеспечить полную объективность информации. Наблюдение применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

 

Изучение пед. опыта.

В широком смысле означает организованную, познавательную деятельность, направленную на установление исторической связи воспитания, выявления общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

В современном, несколько  суженном смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта, творчески работающих педагогических коллективов и отдельных учителей.

 

 

Схема изучения пед. опыта  учителя-мастера:

  1. Постановка целей и задач
  2. Выявление достижений учителя – мастера в решении актуальных вопросов педагогической науки и школьной практики.
  3. Сбор педагогических материалов о передовом педагогическом опыте.


 

Непосредственный (беседа с  учителем,

наблюдения за учебно-воспитательным

 процессом)                                                             опосредованный (беседы с

                                               коллегами, учениками, родителями

, рукописные материалы  из работы 

учителя, заочные методические задания учителя – тесты, анкеты, изучение

педагогической литературы)

  1. Анализ, обобщение, выводы.

Плюсы: позволяет анализировать пути решения конкретных проблем, позволяет делать заключение о целесообразности применения данного опыта в новых исторических условиях.

Плодотворным изучение педагогического  опыта будет только при соблюдении ряда требований: обращать особое внимание на факты, противоречащие господствующей теории, важно во всех тонкостях  раскрыть механизм достижения высоких  результатов обучения и воспитания.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"