Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка

Краткое описание

Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика ответы.docx

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Экзистенциализм признает высшей ценностью личность. По мнению экзистенциалистов, личность изолирована и обречена на существование в чуждой ему среде. Социальные институты наносят личности непоправимый ущерб, сковывая его деятельность нормами, унифицирующими поведение, а каждая личность способна сама создать такой мир, который ей нужен. В экзистенциализме существует определенное недоверие к воспитанию, считается, что человек сам себя воспитывает, а значит и необходимость школ отпадает. Центром воспитательного воздействия является подсознание, а сознание второстепенным. Роль учителя состоит лишь в том, чтобы создавать свободную атмосферу и не препятствовать самовыражению личности, помочь воспитаннику обрести внутреннюю нравственность.

Неопозитивизм возник в результате осмысления явлений научно-технического прогресса на основе классического позитивизма, выраженного идеями Аристотеля, Платона, Канта и Юма. В основе неопозитивизма было положение о том, что воспитание должно быть свободно от мировоззренческих идей, поскольку социальная жизнь не нуждается в идеологии в условиях научно-технического прогресса, ей требуется «рациональное мышление». Новый гуманизм выступал за гуманизацию системы воспитания, считая ее главным средством утверждения справедливости во всех сферах жизни общества как высшего принципа межличностных отношений. Конформизм считался абсолютно недопустимым, препятствующим формированию рационально мыслящей личности. Сторонниками отстаивались идеи рационального мышления как главного критерия зрелости личности, в результате чего она сможет запрограммировать свое развитие.

Неотомисты считают, что объективная реальность находится в полной зависимости от воли Бога, а теология является высшей ступенью познания. Они считали, что наука не может постичь сущности мира, поскольку в ее распоряжении находится лишь клочок материального мира. Следовательно, необходимо совершенствовать «истинное образование», приобщающее молодежь к культуре на основе ценностей религии, воспитывающее веру в Бога и приближающего человека к высшему проявлению разума. Наука и религия в сфере образования и воспитания обязаны дополнять друг друга, при этом наука в области земных естественных явлений, а религия в духовной сфере, не подчиняющейся законам природы. Основными положениями неотомизма была двойственность человека как единство материи и духа, индивида и личности, при этом главным является душа.

Бихевиоризм это психолого-педагогическое направление технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке и использует современные методы исследований его поведения, способностей и потребностей.Согласно идеям необихевиоризма человеческое поведение это абсолютно управляемый процесс. Для достижения определенного поведения необходимо подобрать стимулы и применить их по назначению, создать в учебных заведениях атмосферу напряженной умственной деятельности, управляемой рациональными алгоритмами. Важной частью организации учебно-воспитательного процесса является электронно-вычислительная техника.

 

 

38.Цель и задачи, закономерности и принципы гуманистического воспитания.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью формирование всестороннего развития гармоничной личности и предполагает гуманистический характер отношений между участниками педагогического процесса.

Гуманное воспитание – особая забота общества об образовательных структурах.

Цель воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Задачи воспитания:

1.      Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни.

2.      Приобщить личность к системе культурных ценностей.

3.      Раскрыть общечеловеческие нормы гуманистической марали (доброта, сочувствие, понимание).

4.      Развить интеллектуально-нравственную свободу личности.

5.      Возрождение традиционной Российской ментальности, чувства патриотизма.

6.      Формирование отношения к труду, как к социализации и личностно значимой потребности.

7.      Развитие представлений о здоровом образе жизни.

Движущими силами воспитания являются противоречия:

·         Внутренние

·         Внешние

·         Объективные

·         Субъективные

1.      Объективно-внешние противоречия.

·         Противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране.

·         Противоречия между ожиданием общества в отношении подрастающего поколения и собственными потребностями детей и молодёжи.

·         Противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений.

·         Противоречия отцов и детей отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений.

·         Противоречия между возрастанием потребностей к образованию обусловленные темпами и перспективами социального развития.

2.      Объективно-внутренние противоречия.

·         Противоречия между активно-деятельной природой ребёнка и социально педагогическими условиями его жизни.

·         Противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей.

·         Противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности.

·         Противоречия, возникшие из-за несоответствия возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа и родители.

·         Противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов.

·         Противоречия между возникающими личными потребностями и возможностями их удовлетворения.

3.      Субъективные противоречия.

·         Противоречия между бурным ростом знаний и ограниченными возможностями педагогов и образовательных учреждений в их передаче.

·         Противоречия между отставанием процессов знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественное обобщение знаний и умений.

Особенности воспитательного процесса его функции и структура.

Особенности воспитательного процесса:

1.      Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.

2.      процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.

3.      Процесс воспитания – многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы – выражающие внутренние потребности личности.

4.      Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь.

5.      ещё одна особенность воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

6.      Процесс воспитания – это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).

7.      воспитательному процессу присуща – вариативность и неопределённость.

8.      Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:

·         От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),

·         От воспитанника воспитателю (обратная связь).

т.к. управление процесса строится на обратных связях, т. е на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Структура воспитательного процесса.

1.      Этап. Знания:

Осознание требуемых норм и правил поведения.

2.      Этап. Убеждения:

Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.

3.      Этап. Чувства:

«Без чувств не может быть искания истины»

4.      Этап. Деятельность, поведения:

В них отражаются нормы и правила поведения.

Функции воспитательного процесса:

1.      Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.

2.      Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.

3.      Прогностическая – целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

4.      Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.

5.      Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.

6.      Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.

Общие закономерности процесса воспитания.

Педагогические  закономерности воспитания – это объективные, существенные, устойчивые связи воспитательного процесса, которые отражают взаимосвязи его структурных компонентов и характеризуют сущность функционирования и развития самого процесса воспитания.   

Можно выделить следующие закономерности воспитания:

  1. Цель, задачи и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, социально-культурными и этническими нормами и традициями.
  2. Развитие ребенка (школьника,  студента) и формирование его личности происходят  неравномерно, что связано с рассогласованностью вербальных, сенсорных и двигательных личностных процессов.
  3. Воспитание ребенка (школьника, студента) как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Другими словами, действенность воспитания определяется степенью собственной активности личности воспитуемого.

 

39.Педагоги прошлого о методах воспитания  (Ян А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.)

Цель воспитания, по Коменскому, — подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей — Богу. Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания — научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек — дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка —языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребёнка. Коменский считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и постепенном продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Признавая 3 источника познания — чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением.

Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Важнейшая цель воспитания Песталоцци – развитие природных способностей человека. При этом педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития природных сил. Он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить». 
Песталоцци одним из первых поставил задачу психологизации обучения, в основу которого положена наглядность и учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Процесс обучения, должен быть направлен не столько на накопление знаний, а на развитие умственных способностей ребенка.  
Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному. 
Основой физического воспитания является естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье в раннего возраста, когда мать учит делать ребенка первые шаги. Большое место в физическом развитии отводится играм, военным упражнениям, гимнастике. 

Нравственное воспитание является центром всего воспитания. По мнению педагога, нравственное воспитание осуществляется в результате постоянных упражнений ребенка в благих делах, приносящих пользу другим людям. 
Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Особое значение в воспитании нравственности занимают школа и учителя ребенка. В школе отношения должны строиться, по мнению Песталоцци, на основе искренности, открытости, духовности, терпения и безграничной любви и веры учителя к своим ученикам.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"