Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:07, шпаргалка

Краткое описание

17.Индивидуальный подход к детям на физк.занятии (учёт состояния здоровья, уровня физич. подготовленности)
В области физич.воспитания индивидуализация физич.нагрузок имеет особое значение, т.к.перегрузка функциональных систем организма, как и их недогрузка, отражается на здоровье детей, их отношении к двигат.деят-ти в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗО шпоры.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

17.Индивидуальный  подход к детям на физк.занятии  (учёт состояния здоровья, уровня  физич. подготовленности)

В области физич.воспитания индивидуализация физич.нагрузок имеет  особое значение, т.к.перегрузка функциональных систем организма, как и их недогрузка, отражается на здоровье детей, их отношении к двигат.деят-ти в целом.

Здоровье реб.явл.интегральным показателем. Оно закладывается  в раннем детстве и определяется сочетанием генетических, в том числе  анатомо-физиологических факторов и влиянием на него условий окр.среды.

Комплексная оценка состояния здоровья достигается  использованием 5 признаков:

-уровень гармоничности  физич.развития;

-резервные возможности  основных физиологич.систем;

-уровень иммунной  защиты и неспецефической резистентности  организма;

-наличие или отсутствие хронич.заболеваний;

-уровень волевых  и ценностно-мотивационных установок;

В соответствии с этими показателями дети подразделяются на 5 групп здоровья:

1.здоровые дети  с нормальным физич.и психич.развитием  и нормальным уровнем функций

2. здоровые дети, у которых отсутсвуют хронич.заболевания , но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженная сопротивляемость к заболеваниям

3.дети с хронич.заболеваниями  в состоянии компенсации с  сохранёнными функциональными возможностями организма

4. дети с хронич.заболеваниями  в состоянии субкомпенсации со  сниженными функциональными возможностями  организма

5. дети с хронич.заболеваниями  в состоянии декомпенсации со  значительно сниженными функциональными  возможностями организма

(проходят лечение  и лздоровление в спец.мед.учр-ях)

В д/у дети, имеющие 2,3,4-ю гр.здоровья, нуждаются в  индивидуальном подходе на физк.занятии.Освобождение детей от физк.занятий неоправданно.Для  ослабленных детей уменьшают  количество повторений интенсивных движений, особенно таких как прыжки, элементы акробатических упр.,ограничивают  участие в п/и.

Знание физич.подготов-сти  и физич.возможностей детей позволяет  скорректировать программу физич.воспит.и  разработать индивид.пути их развития.Это  становится основой реализации индивид.подхода в процессе занятий физич.упр.Выделяют группы детей с высокими и низкими показателями физич. подготовленности.

Дети с высокими показателямиотличаются быстротой  и уверенностью действий. Дети с  низкими показателями не прикладывают усилий для того, чтобы качественно выполнить физич.упр.

Индивидуально-дифференцированный подход с учётом физич.подготовл. детей  предполагает индивид.подбор методов  обучения и широкое использование  дифференцированных двигат.заданий.Задачи индивид.работы с детьми, имеющими высокие показатели

Направлены на совершенствование и дальнейшее развитие их двигат.способностей.

Дети с низкими  показателями нуждаются в замедленном  показе упр. с указанием того, на какой элемент техники необходимо обратить внимание.Самые сложные упр.следует демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия.

Индивид.подход не может быть осуществлён без  учёта пола ребёнка. Развитие реб. с первых дней  жизни – это развитие конкретного мальчика или девочки.Особенности развития движений у детей в зависимости от пола впервые исследовала Е.Г.Леви-Гориневская.

3.Система  физвосп.: цель, задачи, средства.

Система физвоспит.- это упорядоченное множество  взаимосвязанных компонентов (идеологических и научно-методич.основ, программно-нормативных требований ,организационной структуры и условий, необходимых для её функционирования),

Взаимодействие  которых способствует физич. совершенствованию  людей.В Д\У система физич.воспит.характеризуется  единством целей,задач,принципов и форм работы, направленных на физич.и личностное развитие детей.

Общая цель всей системы физвоспит-ия – формирование физической культуры личности.

Специфической целью физвоспитания дошк-в является содействие воспитанию здорового, физич.развитого реб., владеющего доступными его возрасту двигательными умениями и навыками, знаниями о физической культуре, обладающего способностью управления собой.

Цель определяет задачи физвоспитания:

-оздоровительные

-образовательные

-воспитательные

Решение оздоровит.задач направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма. Оздоровительные задачи определяются  повышением сопротвляемости организма влиянию внешней среды путём закливания, укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки,укрепления мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия,гармоничного развития всех мышечных групп,развития физич.способностей (координационных, скоростных, выносливости)

Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных навыков и освоение физкультурных знаний.К концу д/в реб.должен уметь выполнять различные движения:ходить, бегать,лазать разными способами, ездить на велосипеде и т.д.Освоени физкультурных знаний формирует у дош-ов правильное отношение к своему здоровью.

Воспитательные задачи направлены на формирование личности ребёнка средствами физич.культуры.Они концентрируют внимание педагога на признании права каждого участника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию.

В системе физвоспит.можно  выделить комплекс след.средств:

-движения и  физич.упр., выступающие в форме  целостного двигательного режима

-гигиенические

-природные факторы

-технические  средства (тренажёры и тренировочные  устройства)

Движения и  физич.упр.считаются специфич.средством физвоспит.Они наиболее полно удовлетворяют природную потребность в двигат.активности, обеспечивают разностороннее развитие личности.

Гигиенические факторы включаю общий режим  труда, отдыха и питания,гигиену  одежды,обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки и т.д.

При использовании природных факторов необходимо убедиться в их экологичности. Природа – среда обитания человека, источник его здоровья, физич.идвигательного развития.Положит.эффект даёт только экологич.чистая природа.Методика использования естественных сил природы опирается на исследования единства организма и стеды,влияния среды на организм реб.

Технические средства - тренажёры и тренировочные устройства,обеспечивают выполнение спортивных упр.с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия.

Все средства физич.воспитания должны использоваться комплексно.Это  обеспечит их разностороннее воздействие  на организм реб и позволит успешно  решать задачи физвоспит.

 

31.Программы  физич.воспит.   дошк-ов(«Пралеска», «Физкульт-ура»)

Шебеко В.Н. Овсянкин В.А “Физкульт Ура!” - авторская программа по физическому воспитанию детей и методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в д/у.

Цель программы  –формирование физич.культуры личности дошкольника. Теоретической основой программы служит концепция Б.Г.Ананьева о целостности человеческого организма. Пособие предполагает один из вариативных подходов к организации физич.воспит. дош-ов. В программу включены характеристики физического и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, задачи физич.восп., примерный двигательно-оздаровительный режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиенических умений и навыков, закаливание, которые даны с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Представленные методические рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей, творчества. Методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в физическом воспитании детей.  

-Ритм.гимн.в д/с

-Азбука акробатики

-Элементы худож-ой  гимн.

-Спортивный  танец

-Элементы спорт.гимн.

-Эксперим-ние  со способами выполнения движений

Методич.рекоменд.раскрывают особенности содержание такой работы со ст.дошк. Дополняет содержание методич.рекоменд.практич.материал (конспекты занятий, и п/и),помогающий детям овладеть новыми движениями, развить сомоконтроль двигательных действий.Завершает метод.реком. «Программа сомообразования педагога – организатора физич.восп.в д/у», показывающая основные направления самосовершенствован-ия педагога по проблеме формирования личности дошкольника средствами физич.культуры.

«Пралеска» Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в рамках Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы. Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования в стране является создание здоровьесберегающей среды в каждом д/у, являющейся основой повышения качества образовательного процесса детей д/в. Целью физвосп. является восп-ие здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физвос.решает оздоров, образов. и восп.задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.Одна из главных задач физ.воспитания — оздоровление ребенка. Оздор. задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

13.Создание  теории и методики п/и.

Подв.игра –  это эмоцион.окрашенная, сознательная,активнаядеят-ть детей, харктеризующаяся решением двигат.задач  и выполнением игровых правил.  Научно обоснованные взгляды на использование п/и в пед.процессе изложены в системе физич.образования П.Ф.Лесгафта. Он раскрыл физиологичое и психологич.значение игр,их роль в обеспечении сознательных действий, развитии умений управлять движениями.Игры учёный рассматривал как упр., посредством которых реб.готовится к жизни. П/и богаты и разнообразны по содержанию.Классификация игр осуществлялась по разным параметрам:

-по принципу  организации детей – игры одиночные  и командные;

-возрастному  принципу – для мл.,ср.,и ст.д.в.;

-видам движений  – игры с бегом,прыжками,равновесием,метанием,лазаньем;

-двигат.способностям  – развивающие скоростно-силовые  способности, быстроту, выносливость  и ловкость;

-степени интенсивности  движений – большой, средней  и малой подвижности;

-особенностям  содержания – п/и с правилами,  сюжетные и бессюжетные; элементы  спортивн.игр (баскетбола, футбола,и  т.д) В создание теории игры  значительный вклад внесли ведущие  русские педагоги и психологи.  Вопросы теории и методики  игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Н. Н. Поддъяковым и др.В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И.Быковой, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и др. Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей старшего возраста в подвижных играх; обучение в игре безопасному передвижению по улицам; творчество, выразительность и красота движений нашли свое выражение в педагогическом опыте Э.Я.Степаненковой. О формировании самоорганизации у дошкольников в подвижной игре и целесообразности развития основных движений в подвижных играх у детей младшего возраста сообщают   Н. В. Полтавцева и    Е. А. Тимофеева.

В 1мл.гр.проводятся игры с доступным сюжетом.Вед.роли педагог играет сам,делая это эмоционально и образно.

Во 2 мл.гр.п/и  отличаются несложным сюжетом и  простыми правилами, но движения становятся более разнообразными. Малышей необходимо учить играть,на ход игры влияет объяснение воспитателя,оно даётся эмоционально, выразительно.Восп-ль играет вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих.

В ср.возр.большинство  игр имеет развёрнутые сюжеты, определяющие содержание движений и  характер взаимоотношений играющих.Восп-ль распределяет роли среди играющих.Вначале роль водящего поручается активному энергичному реб.,который может с ней справиться.

В п/и ст. возр.занимательность  сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается количество игр, в которых нет образов. Правила игры усложняются, формируют у реб.умение управлять своим поведением. Применяются все виды п/и . Содержание игры раскрывается от начала до конца, затем с помощью вопросов уточняются правила игры.

6.Типы,структура,  содержание физк.занятий. Взаимосвязь разл частей занятий.

Физ.занятие – основная форма организованного обучения детей физическим упр.и тренировки систем и функций организма.Основными признаками занятия явл.:

-обязательность  для всех детей (кроме временно  освобождённых по состоянию здоровья)

-постоянный  состав детей и их возрастная  однородность

-руководящая  роль педагога, направленная на  комплексное решение оздоровит.и  воспит.задач

-главенствующая  роль в определении содержания  др.форм физич.воспит.

В физк.занятии  различают две стороны: содержание и структуру.

Содержание  занятия составляют: физич.упр., перечень которых представлен в программе физич.воспит.детей; деят-ть детей по выполнению доступных им видов физич.упр.; деят-ть педагога, напрвленная на организацию выполнения детьми физич.упр.

Структура занятия  – это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия.Физк.занятие делится на три части:

-подготовит.-оснновная-заключительная

Время отводимое  на отдельные части занятия и их конкретное содержание зависит от многих факторов:возрастных и половых особенностей детей, конкретных задач занятия, специфики используемых упр.,уровня подготовленности занимающихся.

Задачи подг.части  – организация детей,создание благоприятного эмоц.состояния , постепенная функциональная подготовка организма к выполнению  физич.нагрузки в осн.части.

Содержание  подг.части составляют упр.,хорошо освоенные детьми на предыдущих этапах работы (разнообразные построения, перестроения, различные виды ходьбы,бега, а также знакомые детям п/и.

3-5мин.длится.

В осн.частизанятия решаются задачи физич.воспит в целом:гармоничное развитие всех мышечных групп, формирование двигат.умений и навыков,приобретение физк.знаний, развитие физич.способностей . Первыми в осн.части выполняются ОРУ, затем упр.в основных видах движения (ходьба,бег, прыжки,лазанье, метание) Заканчивается осн.часть п/и. Движения,которые выполняются в осн.части не должны повторятся в п/и.

15-25мин.В закл.части занятии решаются задачи снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхат.и нервной систем, восстановлению пульса и дыхания реб.

Это достигается  с помощью дых.упр., различных  вариантов ходьбы и малоподвиж.игр.

Занятия проводятся в первой половине дня.

Физк.занятия  в д/у отличаются многообразием  форм проведения.Имеют место занятия учебно-тренировочного харак-ра  (смешанного типа), сюжетные, игровые, тематические, комплексные.

Занятие учебно-тренировочного харак-ра  решает задачи общей физич.подготовки детей. Сюжетное занятие строится по сюжету сказки, рассказа.Игровое состоит из серии п/и, которые последовательно решают основные задачи занятия.В подг.части п/и ср.подвижн.,затем 2-3 игры обеспечивающие большую нагрузку и соответств.осн.части.Последней проводится игра малой подвижн..Тематическое посвящено конкретному виду спортивных игр (баскетбол, футбол и т.д), или спортивных упр.(лыжная подготовка, плавание и т.д)Комплексное   (интегрированное) включает дополнительные задачи из др.разделов программы, решаемые посредством движений.

34.Содержание  физкультурных знаний дошкольников.

В основе физкульт.знаний лежат личностно и социально  значимые ценности (трудолюбие, мировоззрение, ЗОЖ и др.), позволяющие целенаправленно  корректировать представления реб  об окр.мире и за счёт этого изменять своё поведение. Объём физк.знаний дошк-ов составляют знания:

-о своём физич.состоянии  , средствах воздействия на него. Получают знания и представления  о признаках здоровья(хорошая  осанка, хорошее настроение, сон), знакомятся  с признаками заболевания (температура,  озноб насморк и т.д);

-простейших  правил сохранения и укрепления  здоровья, правил самодисциплины.Дети  узнают о том как нужно заботиться  о здороьве:соблюдать режим дня,закаляться, есть полезные продукты и т.д.

-о предметах  связанных с выполнением гигиенич.процедур (носовой платок, арсчёска,полотенце и т.д)

-физич.упр., их  назначении, способах использования.  Дети знакомятся с основными  элементами техники физич.упр.,связанных  с работой крупных мышц ; правилами  безопасности при выполнении  физич.упр.на спортивн.снарядах, получают знании о правилах п/и и спортивн.играх.

-своём организме  (строении скелета ,значение мышц, строение и деят-ть головн.мозга,сердца, органов дыхания)

-своих физич.возможностях(физич.подгоьовл.)

В ст.д/в дети получают знания, формирующие  представление об олимпизме.Их знакомят с программой, символикой, традиционными ритуалами Олимпийских игр, знаменитыми олимпийцами современности.

Формирование  физкульт.знаний первоначально осуществляется на уровне представлений, в которых фиксируются конкретные образцы поведения,+и- действия по отношению к собственному здоровью.Усвоение детьми представлений происходит на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения.

Обогащение и  расширение представлений завершается  формированием понятий. Наличие специальных знаний,а также связанных с ними идей и понятий способствует образованию в сознании дошк-ка ориентировочной основы действий, образца поведения. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознаниюъ, самопониманию и самоконтролю.Физкульт.знания дошк-ки получают в процессе режимных моментов(закаливаниигигиенич.процедуры) а также при проведении физкультурно-познавательных занятий (беседа, дид.игра,викторина и т.д.)

На физкультурно-познавательном занятии реб.учится рассуждать о  здоровье. Темы занятий включают вопросы гигиены, питания, закаливания. Строения человека; вопросы связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.Центральное место на таких занятиях занимает беседа.Её суть заключается в том, чтобы высказалсякаждый реб.и на оснавании собственного опыта и полученных знаний рассказал о правилах ЗОЖ.

Работа по формированию физкульт.знаний имеет вневозрастной  харак-р.Это означает, сто актуальность и важность вопросов, которые в  неё включены, значимы на всех этапах жизни реб.,поскольку речь идёт о том, как быть здоровым как правильно к себе относиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Классификация  ОРУ.Требования к составлению  комплексов.

Упр.специально созданные для отдельных частей тела(руки, туловище, ног) различных  мышц, суставов, а также всех систем организма называются общеразвивающими.

1.Общеразв.упр.по  анатомич.признаку делятся на 4 гр.:

-мышцы рук  и плечевого пояса

-упр.для туловища  и шеи

-упр.для мышц  ног 

-упр.для мышц  всего тела

2.В зависимости  от методич.направленности ОРУ  подразделяются на:

-упр.для развития  физич.качеств

-упр.на расслабление

-упр.на ощущение  правильной осанки

-дых.упр.

3.По степени  физич.помощи педагога при выполнении  ОРУ.Они делятся на:

-пассивные(с  помощью взрослого

-пассивно-активные ( с частичной пом.взрослого)

-активные (выполнение самост.)

4.ОРУ выполняются  без предметов, с предметами  и на снарядах.

В процессе выполнения ОРУ у детей развивается точность восприятия представлений, а также  вырабатывается умение сознательно  управлять своими движениями. Муз.сопровождение упр.вызывает у детей положит.эмоции, усиливает физиологич.процессы в организме, содействуют разв.ритмичности, пластичности, плавности, выразительности, грациозности. ОРУ подбирают в след.последовательности:: сначала дают упр.для мышц плеч.пояса, затем упр.укрепляющих мышцы живота, спины, ног, а также косые мышцы. Упр.на основные гр.мышц сочетаются с упр.для мышц шеи, кистей, стоп. Количество ОРУ от гр. к гр.увеличиваются от4до8.Упр.для плеч.пояса повт.8-12 раз, более сложные упр.для для мышц спины, косых и прямых мышц живота повтор.4-8 раз. Следует давть упр.в разном темпе, средний чередовать с быстрым или медленным. Упр.выполняются из полож.стоя, сидя, лёжа. Каждое упр.должно заканчиваться хорошим выпрямлением корпуса, расширением грудной клетки.

21. Активный отдых детей в д/с, методика организации и проведения разных форм работы (физ.развл.и праздник).

К формам активного  отдыха дошк.относятся физк.досуг  и физк.праздник.

Физкультурный досуг 

проводится во всех возр.гр.д/с 2 раза в месяц.Длительность его колеблется от 20 до 40 мин.в зависимости от возраста детей. Физ. досуг не требует специальной подготовки. Он строится на знакомом материале.

Содержание досуга составляют знакомые ребенку п/и  и физ упр, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении. При планировании досугаставятся задачи закрепления и совершенствования движений.

В мл.д.в. задача досуга обогатить малышей яркими впечатлениями, доставить радость  от собственных движений..В ср.гр.дети побуждаются к самостоятельному выполнению двигательных заданий, включаются элементы соревнования.

Ст.дошк-ки учатся проявлять инициативу и самостоятельность, творчески использовать в игровой  ситуации имеющийся двигат.опыт. Физкультурный праздник – массовое мероприятие показательного и развлекательного харак-ра, которое организуется и проводится с детьми ст.возр..От физ.досуга отличается частотой проведения (1раз в сезон), продолжительностью (от30 до 60мин)необходимостью специальной подготовки (разработа сценария, оформление места проведения праздника),наличием зрителей. Программа составляется заранее. Примерный порядок проведения: открытие, парад участников, поздравительные выступления команд, окончание праздника – подведение итогов, награждение участников (коллективные награды).В программе праздника обязательно предусматривается чередование движений с отдыхом, во время которого дети наблюдают за выступлениями других участников.

55.Планирование физкультурно-оздоровительной работы в д/у.

Планирование – это распределение физич.упр.и приёмов их проведения на определённый отрезок времени в разных формах работы. В д/у используются различные формы планирования. К основным документам планирования относятся  общий годовой план работы, годовой план-график, календарный план работы. В общем годовом плане определяются приоритетные задачи физич.воспит.детей, предусматриваются мероприятия по совершенствованию физич.культуры дошк-ов, указываются сроки их проведения и лица ответственные за эти мероприятия.План составляется совместно завед.и руков.физвосп.

Годовой план-график – это краткое описание и распределение учебн.материала, предусмотренного программой физич.воспит.Он определяет очерёдность прохождения программного материала и составляется для каждой возрастной группы. При этом учитываются сезонно-климатич.условия, материально-технич.базад/у, уровень физич.культуры дошк-ов. Можно вводить след.обозначения:     У-учить, П-повторить, С-совершенствовать.

В календарном  плане работы излагаются мероприятия по физич.воспит.детей на каждый день недели.Содержание составляют физич.упр., которые подбираются для конкретного     физкул-ого мероприятия  в зависимости от его специфики. Календ.план составляется в определённой последовательности. Сначала планируются физк.занятия, затем утрен.гимн., физкультминутки, п/и

и физич.упр.на дневной  и вечерней прогулках,физкульт.досуг  и праздники.Разрабатывается содержание индивид.и коррекц.работы, выделяется время для занятий в кружках, а также самостоят.двигат. деят-ти детей.

При планировании физк.занятия  намечаются комплексные задачи обучения (оздоровит., образовательные, воспитательные), перечень физкульт. оборудования, место проведения занятия.Упр.и п/и подбираются для подготовит., основной и заключит.частей занятия. Описание ОРУ ведётся по правилам, принятым в гимнастике (название, и.п., последовательность и направление движений, дозировка).При планировании основных видов движ. Выделяются ведущие (новые) и сопутствующие (знакомые) движения.

45.Этапы  обучения детей двигат.действию (этап начального, углубленного разучивания, закрепления и дальнейшего совершенствования двиг.действия)

1 этап – ознакомительного отношения, реб.разучивает упр. Цель – познакомить реб.с новым видом упр.в общих чертах.

Задача: ознакомить детей с новым двигат.действ.; создать целостное представление об акте двигат.действ.и начать его разучивать до овладения им, выполняя в общих чертах (1)правильный, чёткий показ образца; 2)расчленённый показ двигат.образца в более медленном темпе со словесным пояснением всех элементов , составляющих движение; 3)самостоятельное выполнение детьми движ.)

2этап детализированного разучивания физ.упр. на 2 этап отводится большое количество занятий (6-7). Задача: уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого действия; постоянно исправлять ошибки и добиться правильного выполнения двиг.действия в целом.

3этап закрепления и совершенствования разученного упр. Цель – научить выполнять знакомый вид движения в новых условиях (например прыжки в лесопарке через канавку).

Задача:закреплять и совершенствовать приобретённыё навык влыдения техникой движения, стимулировать детей к самостоят. выполнению движений и создать возможность применения его в играх и в жизни.

С целью развития осн.физ.кач-в (быстрота, ловкость, сила, выносливость) в уч.-тренировочных  зан.имеют место спец.упр.и игры этом способствующие. Физич.кач-ва выступают методологией физ.упр. Без определённого уровня развития физ.кач.не возможно развить и сформировать двигат.навык.

26.Необходимость  проведения физкультурных минуток  в ДУ

Назначение физкультминуток  – снять утомление, активизировать мышление детей, повысить их умственную работоспособность. Требования к физкульминуткам:

-Проводятся  на начальном этапе утомления  (8-11мин.занятия). Необходимо подбирать  упр., хорошо знакомые детям, занимательные.

-Предпочтение отдаётся упр.для утомлённых групп мышц

-Комплексы подбираются  в зависимости от вида и  содержания занятия

-Содержание  и формы физкультминуток должны  быть разнообразными.

Могут проводиться  в форме ОРУ, подвижн.игры, дидактич.игры с движением, танцевальных движений, движений под стихотворный текст или любого двигательного действия и задания.

ОРУ для физкультминуток  подбираются по тем же признакам, что и для утр.гимн. Целесообразно  использов.3-4 упр.для разных гр. мышц.закончить  можно прыжками, бегом на месте, ходьбой.Больше подходят на занятиях с чётко выделенными структурными частями.

Подвижн.игры в  качестве физкультминуток могут  проводиться на всех занятиях.Следует  подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, знакомыми детям правилами.

Дидактич.игры  с движениями в качестве

Физкультминуток хорошо вписываются в занятия  по ознакомлению с природой, по звуковой культре речи, математике.

37.Двигательный  режим д/с, критерии его оценки (объём двиг.активности, продолжительность, разнообразие по видам движений)

Существуют приблизительные  нормы объёма дв.акт.(в условн.шагах)для  детей в зависимости от их возраста. Зная эти требования можно рассчитать оптимальный режим, включая в  него те формы работы, которые рассматриваются  в конкретном случае как наиболее предпочтительные. Например в мл.гр.реб.должен двигаться 60% периода бодрствования – это прибл.5,5часов.

Организация двигат.деят.:

1)утр.гимн.(5-7мин)

2)физк.зан.2р.в  нед.(20-25мин)

3)муз.зан.2р.в  нед.(15-17мин)

4)п/и и физич.упр.на 1-ой,2-ой прогулках ежедневно(20-25мин)

5)движ.на занятиях,не  связанных с физк.(5мин) Общая  двиг.активн. составл.46-52минв течении  дня.

Самост.двиг.деят-ть:утро (15-20мин.),после завтрака(5-7мин),на 1-ой прогулке (60-65мин),после сна (7-10мин.),на 2-ой прогулке(30-40мин).Всего 117-142мин)

Оставшееся время  двигат.активн.приходится на бытовую, игровую и трудов.деят-ть. Эти  подсчёты показывают насколько дорога каждая мин.времени отведённого  для длительной активности реб.в  д/с. В качестве вариантов двигат.режима могут быть изменения времени организованных и самостоятелных форм двигат.деят-ти.   

12ч-3ч(сон)=9ч, 60%от9=5,4ч.

56. Обучение  дошкольников ходьбе на лыжах.

В начале обучения передвижению на лыжах реб.осваивает  ступающий шаг: учится ходить на лыжах с поочерёдным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу. Постепенно дети обучаются ходьбе на лыжах скользящим шагом – поочерёдное отталкивание левой и правой ногой. Ступающий и скользящий шаг выполняются без палок.

Занятие имеет  учебно-тренировочный  харак-р и состоит из трёх частей: вводной, основной, заключ. Цель вводной – «разогревание» организма, дети выполняют несколько упр., или совершают пробежку без лыж. В основной  части они овладевают элементами техники передвижения на лыжах. Сюда входит выполнение спусков и подъёмов на склоны.Заключит. часть снижает физич.нагрузку.

Мл.дети овладевают динамическим равновесием, учатся выполнять ступающий и скользящий шаг, повороты на месте.

Дети ср.возр.учатся ходить на лыжах скользящим шагом, делать повороты на месте переступанием вправо, влево вокруг пяток лыж, подниматься на горку «лесенкой», спускаться в низкой стойке.

Дети ст.д/в  одновременно со скользящим шагом обучаются  выполнению попеременного двухшажного  хода, поворотам на лыжах в движении, подъёму на склоны «лесенкой», и «полуёлочкой», навыкам торможения «плугом и полуплугом» основной упор делается на обечение ходьбе на лыжах с палками.

12.Содержание  и методика работы по обучению  дошкольников плаванию

Основная  цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение, бегать, прыгать и т.д.1Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях, лежа на животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. Учить детей нырять в воду с головойОбучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. Учить выдоху в воду. Это упражнение сначала  можно выполнять на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку, листок, перо и т.д.).

59.Методика  обучения детей езде на велосипеде

Езда на велосипеде играет значительную роль в воспитании у ребенка умения сохранять равновесие, координировать движения, развивает быстроту реакции на изменение окружающей местности, дороги (неровность дороги, препятствия, которые нужно объезжать, и др.). У ребенка развиваются мышцы ног, ритмичность, ориентировка в пространстве.Педагог, обучая ребенка, должен показать ему велосипед и объяснить, как его вести:

1)поставить велосипед  с правой стороны;

2) взяться руками  за руль, немного сдвинуться в  сторону, чтобы педали не мешали  при ходьбе;

3) совершая поворот,  руль понемногу выворачивать  в ту сторону, в которую необходимо  направить велосипед.

После этого  показа дети поочередно ведут велосипед по дорожке, делая повороты вправо и влево.Ознакомив ребят с тем, как нужно вести велосипед рядом с собой, воспитатель учит их сидеть и ездить на нем, естественно, соблюдая необходимые правила безопасности.

58. Техника  и методика обучения детей  катанию на коньках

Обучать катанию на коньках  в условиях д/с во избежание травматизма рекомендуется в ст.д/в. Детей знакомят с правилами поведения на катке, учат надевать ботинки с коньками и правильно их шнуровать. Затем учат стоять на коньках. Вначале это упр.проделывают на полу, потом на плотном снегу (снежной утрамбованной площадке). Постепенно дети осваивают разбег и скольжение, учатся отталкиваться одним коньком, а на др.скользить. Затем переходят к катанию по прямой с попеременным отталкиванием пр.и лев.ногой и поочерёдным скольжением на одном коньке.Важно в этот период научить детей приёмам самостраховки в момент падения (присесть, туловище слегка наклонить вперёд, руки опустить вниз, коньки слегка расставить)Катание по рпямой – основа всего содержания обучения.

Структура занятия  более свободная, сохраняется подвижное  соотношение её частей и вариативность  основной части, наряду со спец.упр. присутствует произвольное катание.Детей учат кататься по кругу друг за другом, за ведущим со сменой направления.

47.Оценка  динамики здоровья и физич.развития  реб(диагностическая карта)

На начало уч.года у реб. проверяется какая у  него гр.здоровья, уровень физич.развития (гармонич.или есть какое-либо отклонение: завышенная или заниженная масса тела, шум сердца), состояние здоровья (здоровый, часто болеющий, эпизодически болеющий), уровень двигательного развития (оптимальный, высокий, средний – по результатам диагностики)

Все результаты заносятся в карту мониторинга физич. и двигат.развития детей.

В течении года реб.занимается на занятиях, проводится коррекц.работа и в конце года проводится очередное обследование  и  оценка динамики физич. и двигат.развития реб.

Динамика развития заключается в том, что реб.был  во второй гр.здоровья, а перешёл в первую, если был эпизодически болеющим , а стал здоровым.

5.Роль белорусских  учёных в создании современной  системы физич.воспит.детей д.в.Основные  направления научных исследований.

В.Н.Шебеко и др. «Методика  физич.воспит. в д/у»

МащенкоМ.В., ШишкинаВ.А. «Физич.культура дошк-ка» (?-ответ,диагностика, планирование)

МащенкоМ.В., ШишкинаВ.А. «Какая форма нужна дошк-ам?»

Шебеко В.Н. Овсянкин В.А. «Физкульт-Ура!»

Шпак В.Г. «Элементы спортив.игр  в д/с»

Дедулевич М.Н. «Физич.занятия  детей в разновозр.гр.»(продолжила идеи В.А.Шишкиной»

Дедулевич М.Н. «Стот  тропинок,сто дорог»(методика и содерж.прогулок-походов  детей 5-6лет)

В.Н.Шебеко, Ермак  Н.Н «Поиграем в упр.»(творчество в двигат.деят-ти детей в качестве досуга)

 В.Н.Шебеко, Логвина  Т.Ю. «Любим бегать,скакать)

Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. «Волшебный мир движений»

20.Закалива-ие  мероприятия в системе работы  д/с

Осн.ср-во предупр.простудных заболеваний детей д.в. – естеств.оздоровит.факторы.Использ-е  воздуха, солнца, воды помогает выработать у р-ка приспособит.реакции к измен-ся внеш.условиям, т.е.закалить его организм. Закалив.дошк-ов целесообразно начин.летом, когда t воздуха выше, чем в др.периоды года, и ее колебания не бывают резкими, а затем систем-ски проводить в теч.года. Однако ср-ва и м-ды закалив-я д.б.для разных детей разными. Закалив.воздухом. Воздух –наиболее доступ.ср-во закалив.дошк-ов ран.возраста. Начин.с проветрив-я помещения, годе они находятся. Р-ку полезны воздуш.ванны: горячие (t выше +30С), теплые (+24…+30), индифферентные (+20…+24), прохлад.(+15…+20), холодные (+6…+15). Осенью и зимой воздуш.ванны приним.в хорошо проветрен.комнате, во время утрен.гимн. сначала в майке и трусах, а по мере закаливания т-ко в трусах и босиком (5мин). Постеп.это время увелич., а t воздуха снижают.Закалив.водой. Вод.процедуры просты, легко дозир-ся, всегда м-но поддерж.нужную t воды. Их рекомнедуют примен.после утрен.гимн. или дневн.сна. Начин.с умывания. Теплую воду постеп.охлаждают. Р-к моет лицо, руки, шею и верх.чать груди. Через некотор.время можно приступать к обтиранию тела. Процедура длится не более 1-2 мин. Затем вытир.сухим полотенцем до тех пор, пока кожа не покраснеет и не появ.приятное ощущ.тепла.

В ДУ все дети сист-ски (1р.в год) проходят мед.обследов-е, при котором определ-ся способ закаливания кажд.реб-ка индивид-но.

36. Этапы  и методика обучения детей  игре в баскетбол

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей  д/в играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям д/в. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество.

Баскетбол-командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях; необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:-обучение технике перемещения и удержания мяча; -передача мяча; -ведение мяча;

-бросание мяча  в корзину.

9.Формы  организации физического воспитания в ДУ

Основной задачей  восп.процесса – явл.физич.развитие дошк.Формы работы по физич.воспит.с  дошк-ми представляют собой комплекс оздоровит.,образоват.,воспит. мероприятий, основу которых составляет двиг.активн. К ним относ-ся:

1.физк.зан.(учебно-тренировочные, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, на воздухе, контрольно-учётные)

2.физк.-оздоровит.работа  на протяжении всего дня (утр.гимн.,физкультмин.,п/и,физич.упр.на  прогулке,закалив.процедуры,спортивн.игры,прогулки, турпоходы)

3.Активный отдых (свободн.от занятий время спортивн.праздники,развлеч.,дни здоровья, забавы, каникулы)

4.самостоят.двигат. деят-ть

5.Дом.зад.по физкульт.

6.индивид.работа  по требованию и коррекц.работа  с ДЧБ, с низкой и высокой  двигат.активн.,профилактика плоскостопия, коррекция осанки.

7.гигиенич.и  водные процедуры, умывание, мытьё  рук,игры с водой, обеспечивание  чистоты помещений.

8.световоздушные  ванны (проветривание обеспечивание  темпер.режима)

9.закаливание 

10.пропаганда  ЗОЖ

40.Организация  турисических прогулок и походов с детьми д/в.

Экскурсии и  прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач и включают в себя упражнения, которые можно проводить с  ребенком 3-4 лет. Они содействуют  укреплению здоровья, физ, эстет, нравс, интеллект. развитию.Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с 1 млад.гр., с учетом возр. особенностей и возможностей реб. данной группы, состояния его здоровья, индивид. показателей и рекомендаций врача.К проведению прогулок воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане.Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок является лето.Воспитатель перед прогулками и экскурсиями тщательно изучает район, дорогу, по которой пройдет прогулка: в городе — парк, сквер, сад; на даче — ближайший лес, луг, поляну, реку, озеро и т.д.Определяется дальность маршрута и место отдыха..В 5-7 лет ребенок уже обладает довольно большим двигательным опытом, самостоятельностью, организованностью, что позволяет проводить туристские прогулки. Исследование, проведенное Н. И. Бочаровой по данной проблеме, раскрывает необходимость постоянных, а не эпизодических педагогических воздействий для достижения оздоровительно-воспитательного эффекта. Она рекомендует системуработы по организации круглогодичных туристских прогулок,которые предусматривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитательного мероприятия. Туристские прогулки может проводить как специалист по физической культуре, так и воспитатель. Наилучший результат достигается при усилии всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения, особенно воспитателя и специалиста по физической культуре.

23. Гигиенические  факторы, способствующие осущ.задач  физ.восп.детей.

К средствам  физич.воспит-ия относят:

-Гигиенические  факторы; 

-Естественные  силы природы; 

-Физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиен. факторы (режим занятий, отдыха, питания и сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, инвентаря: повышают эффективность воздействия физ.упр. на организм занимающихся. Гигие факторы имеют «и самостоятельное значение. Они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Напр,. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз Естественные силы природы (солнце, воздух и вода) усиливают положительное влияние физ упр на организми повышают работоспособность человека. В процессе занятий физ упр на воздухе или в воде (плавание) повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ и т. д.).Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, в результате которого организм человека приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физ упр увеличивает эффект закаливания.Естеств. силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода используется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует. уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина D под кожей, убивают различные микробы и охраняют человека от заболеваний (рахит и др.).

54.Физич.восп-ие  детей, имеющих признаки психомоторной  одарённости.

Понятие психомоторика ввёл выдающийся русский физиолог Сеченов.

Психомоторика в переводе с греческого душа и латинского мотор. Изучая особенности    психом-киисследователи выделяют несколько групп качеств, которые её характеризуют:

1.Координацонные способности реб.

2.Качества, которые  характеризуют быстродействие.

3.Память на  основные параметры движений (двигат.память)

4.Уровень развития  основных физич.качеств: быстрота, ловкость, выносливость.Важную роль  играют и уровни психической  организации реб.:развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сфер. Доминирование одного или несколько уровней определяет индивид-ую структуру психомоторной одарённости. Среди специфич.средств, характеризующих  реб. с признаками психомоторной одарённости, которые проявляются в поведении реб., в его общении со взрослыми и сверстниками и конечно в двигат. деят-ти. Такие дети проявляют повышенный интерес к двигат.деят-ти, легко и пластично двигаются , обладают высоким уровнем развития основных двигат.навыков, имеют высокоразвитое чувство равновесия, смелы, динамичны почти всегда побеждают в спортив.игре, проявляют настойчивость, умеют достигать поставленной цели, тонко распределять напряжение и расслабление мышц, координировать их сокращение и точно соблюдать ритм и высокий темп движений. В основе таких достижений реб. лежат  как детерминированные свойства организма, так и психические предпосылки. К первым относятся высокий энергетический уровень нервных процессов, повышенная биоэлектрич. активность мозга, сенсорная чувствительность, высокая концентрация внимания и хорошо развитая двигат.память.

К вторым – психические качества, такие как активность реб., саморегуляция, самостоятельность, соревновательность и способность  к прогнозированию.

50. Индивидуальный  подход к ослабленным детям  на физк.занятии..

При назначении различных средств физич.воспит. выделяют две гр.детей:

1-основная – не имеющая никаких мед.и педагогич. противопоказаний и ограничений для занятий.

2-ослабленная  гр.- имеющая ограничения временногохарак-ра в величине и интенсивности физич.нагрузки и объёме закаливающих мероприятий. К этой группе относятся дети 2, 3, 4групп здоровья.

Дети отнесённые к ослабленной группе, должны иметь  индивид.назначения, в рамках всех разделов физич.воспит. в д/сполучать более  низкую физич.нагрузку. Для этого  при проведении физк.занятий, утр.гимн., п/и, спорт.упр.надо уменьшить число повторений каждого упр.в игре, при выполнении спортив. и беговых упр.С такой же нагрузки должны начинать дети после болезни (ОРЗ, обострение хронич.бронхита и др.)   Индивид-но врач решает вопрос о необходимости освобождения на 1-2 физк.занятия после длительной болезни (более 1мес.)-пневмония, грипп, ангина, др.инфекции. Двигат.деят-ть этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия утр.гимн.обязательны. Особой заботы требуют ЧДБ дети. Для них предусматривается общий щадящий режим дня, более чуткое внимание к их двигательной активности. Недопустимы переохлаждения и перегревы.закаливающие мероприятия не отменяются, но проводяться по инд-му назначению. Врач назначает для этих детей спец-ые лечебно-профилактические мероприятия, в комплексах физк.занятий, утр.гимнастике предусматриваются корригирующие упр., которые проводятся дифференцированно с подгр.детей, имеющих однородные отклонения, а также индивид-но. Дети ослабленной гр.здоровья находятся под постоянным наблюдением мед.раб. и при положит.сдвигах в состоянии здоровья без задержки переводятся на общий режим д/у.

48.Этапы  и методика обучения старших  дош-ов игре в бадминтон, городки

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей  д/в играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям д/в. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество.

Бадминтон (мяч с перьями) — спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры — не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспитатель должен подготовить их по следующим показателям:

-выработать  соответствующую осанку;

-сформировать  физические качества: силу удара,  быстроту реакции и т.д.;-выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;

-сформировать  у ребенка умение играть в  мяч;

-разработать  детально задания, которые обеспечат  выработку навыка броска;-подвести  детей к эффективному освоению  игры и ее правил;

-отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).

46.Организация  самостоят.двигат. деят-ти в ДУ

Помимо организованных занятий по физич.культ.в режиме дня в д/с значительное место  занимает самостоятельная  двигат.деят-ть. Она возникает по инициативе реб. и проходит под наблюдением взрослого.

Самост-ая двигат.деят-ть организуется в разное время дня (утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна, во время прогулок) и составляет не менее 2/3 общей ДА детей. Одним из условий методов руководства ДА явл.создание условий для многообразной самостоятельной двигат.деят-ти детей.

На 3-м году жизни  надо приучать детей к двигат.деят-ти, создавая для этого необходимые  условия:предоставлять в свободное пользование игрушки и предметы, стимулирующие ДА малыша; вносить в групповое помещение физк.оборудование(гимн.скамейка, кубы, ящики и т.д.), которое насыщает их двигат.деят-ть. Игрушки и пособия использ-ся под руководством педагога.

Для детей 4 г.жизни  важны наличие места для движений, различные игрушки и пособия. Дети достаточно самост-ны в движениях, поэтому не следует непосредственно их опекать. Важно вовремя напомнить, подсказать, что и как нужно делать, помочь проявить инициативу.

В ср.дошк.возр.у  детей возникают более устойчивые интересы к самост. двигат.деят-ти (игры с мячами, катание на велосипеде)

В ст.гр.педагог  должен влиять на выбор ребёнком соответствующих  упр. и игр, поскольку в этом возрасте прослеживаются индивид.различия ДА детей.

10. Принципы обучения дошкольников  физ.упр.

1.Принцип  сознательности и активности предполагает, что педагог в процессе физвоспит. поддерживает у детей интерес к занятиям, формирует сознательное отношение ко всему тому, что составляет содержание занятий. Осознавая  оздоровительное воздействие физич.упр.на организм, реб.приучается самостоятельно решать двигат.задачи. 2.Принцип систематичности и последовательности Обуславливает необходимость регулярности, последовательности и преемственности при формировании у дошк.физкульт.знаний и двигат.умений.

3.Принцип  повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

Система повторения физ.упр. строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений

4.принцип  постепенности

И.П.Павлов писал, что в педагогике постепенность  и тренировка являются основным физиологическим  правилом.Стратегия и тактика  систематического и последовательного обучения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

5.Принцип  наглядности

Использование данного принципа позволяет успешно  формировать у детей представления  об осваиваемых движениях, их ритмич.рисунке, пространственных, временных и динамических характеристиках, рациональной технике и тактике двигательных действий.

Наглядность облегчает  выполнение двигательных заданий, развивает  интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.

6.Принцип  доступности и индивидуализации Соблюдение  принципа доступности в физвосп требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения.Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей детей. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.

7.Принцип  развития детского творчества.

Обуславливает появление новых мотивов деят-ти дошк-ов.Реализация данного принципа в процессе физич.воспит.означает широкое использование игры, сказки как источника детского творчества, детского экспериментирования.

8.Принцип  системного чередования нагрузок  и отдыха

Определяет суммарный  эффект физк.занятия. Повторные нагрузки через строго определённые интервалы  отдыха повышают уровень повышенного функционирования различных систем организма.

24. Понятие о двигательных умениях и навыках. Закономерности их формирования у детей д.в.

Двигательные  умения – степень владения двигательным действием, которая харак-ся сознательным управлением движением. Другими харак-ми чертами двиг.умения явл.отсутсвтие стабильности, постоянный поиск способов наилучшего решения двиг.задачи, невысокая скорость, неустойчивость к сбивающим факторам. Двиг. навык -автоматизированное  управление движением, характеризующееся прочностью и надёжностью исполнения. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Форм-ние двиг.нав. проходит три стадии:

1 стадия-иррадиация;

II-специализация 

III-стабилизация 

Быстрота и  прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут  облегчать или затруднять формирование нового навыка. Полож-ое взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега. По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие. Формирование двиг.навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели. Продолжительность формирования дв.нав. зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двиг. нав.зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях

7. Методика  обучения общеразвивающим упражнениям мл. и ст дошк-в

Каждое упр.имеет  своё название. В мл.гр.-игровое, в  ст.гр.не обязательно игровое название вытекает из его содержания (выполняем  повороты) обязательно объяснение и  показ. В объяснении важно обратить внимание на правильность принятия и.п., а также положение рук,ног, туловища. Счёт со ср.гр. В мл.гр.упр.носят импровизированный харак-р.Одно и тоже упр.в мл.гр.повтор.до 10 раз,ср.-10-12, ст.16-18.Если комплекс ОРУ частично знаком детям, то можно исп.приём работы стимулир.не только двигат.,но и интеллект.активность реб.

1.Предлагать  самост.выполнять ОРУ(по назв.)

2.из заданного  и.п. дети самост.выполняют физ.упр.(продумыв.)

3.в комплексе  задействованы предметы,можно давать  указания самост.придумывать и  выполн.упр.на гибкость, самост.придумывать и выполн.пед.приёмы: 1)построение д.для ОРУ

2)раздать пособия

3)способы подачи  упр.

Мл.гр.ОРУ выполн.вместе с воспит., дети располагаются хаотично, затем в кругу, пособия раздаёт  воспит.

Ср.гр.дети в  звеньях, хаотично,упр.под счёт, предварит.показ вместе с объяснением.

Ст.гр.построение в звеньях по 3,4,шеренгами,пособие  по ходу, показ частичный,может реб.контроль за дыханием.

  1.История  создания и основные направления  развития «Теории и методики  физвоспит.детей д.в.»Отечеств.теория физвоспит.детей д.в. формировалась на протяжении нескольких десятилетий на основе многих наук о человеке (педагогика, теория и методика физвоспит.,анатомия и физиология, гигиена, биология, психология и т.д.) В настоящее время определены задачи и средства физкультурно-оздоровит.работы с детьми, отобрано и опробировано содержание физвоспит.в д/у, фундаментально разработаны многие методич.аспекы проблемы.Попытка создания теории физвоспит. Детей д.в. была предпринята в 20-е годы                 20 в.Огромный вклад внесли работы В.В.Гориневского, Л.И.Чулицкой, Е.А.Аркина , Н.А.Метлова, Е.Г.Леви-Гориновской, Н.И.Озерецкого и др.Выдвинутые ими идеи заложили основы физкультурно-оздоровит.работы с детьми.50-80-е гг.20в. можно назвать успешными в развитии теории физвоспит.дошк.В этот период были проведены фундаментальные научные  исследования, определившие базис теории и методики физвоспит.детей.Значимыми явились исследования, определившие значение и виды физ.упр.для дош-ов,методики формир-ия у дет.двигат.умений и навыков,средства, формы и методы физвоспит.,с помощью которых решались оздоровит.задачи. В первых научн.исслед-ях по проблеме развития движений детей (А.И.Быкова, Е.Г.Леви-Гориневская) было показано значение этого вида работы,определены нормативы физич.подготовл. (дети 4-7лет)

Известный учёный А.В.Кенеман раскрыла закономерности, методы и приёмы успешного обучения детей двигат.действиям. Под её руководством в 1968 г.был создан учебный курс «Теория  и методика физич.воспитания детей  д/в.» В 1970-1980 гг.были проведены многочисленные иссл-ия по проблеме форм-ния двигат.умений  специалистами НИИ дошк.воспитания  СССР (М.Ю.Кистяковская,Т.И.Осокина, Е.И.Вавилова, А.Д.Удалая) исследователями Украины (Э.С.Вильчковский, Г.В.Шалыгина) Армении (О.Г.Аракелян) Белоруссии (З.И.Ермакова, Л.В.Карманова, В.А.Шишкина), Латвии (С.Я.Лайзане),  Литвы (Ю.Ю.Рауцкис).Показатели физ.подготовл-и детей оказались высоким.В результате были предложены новые обучающие методики, созданы учебно-методич. пособия по физ-ре.Повысились программные требования к формир-ю  двигат-й функции у дошк-в.

Обучение детей  спорт-ым упр-ям и играм вызвало  научный интерес, были разработаны  методики и системы занятий по обучению дошк-в плаванию (Т.И.Осокина), ходьбе на лыжах (М.П.Голощёкина), катаниию на коньках (Л.Н.Пустынникова), освоению элементов спортивн.игр       (Е.И. Адашкявичене, В.Г.Гришин).Было установлено положит.воздействие подвижн.игр на формирование основных движений  (Н.В.Потехина, ЕП.А.Тимофеева), развитие творч.способностей  дошк. (Э.Я.Степаненкова).

В практике утвердилась  ежедневная утренняя гимн.,различные  виды активного отдыха, физминутки. Сложилось представление о физкульт.занятии  как основной форме обучения детей  двигат.умениям и навыкам.В практику внедрялись нетрадиционные виды физкульт.занятий : с включением многократных беговых упр., на формирование выносливости (В.Г.Фролов), комплексные с элементами речевой, худож-ой и др.видов деят-ти (Л.Д.Глазырина)

Предметом специальных  исслед-ий стала интенсификация двигат.активности детей на физ-ых занятиях. Значительные результаты  в увеличении объёма двигат-ой деят-ти дошк-в достигнута Ю.Ю.Рауцкисом – за счёт рационального подбора и распределения физич.упр.в основной части занятия, Л.В.Кармановой – путём широкого исполь-ия на занятиях спорт-ых упр.и элементов спорт-х игр, Д.Н.Силеверстовой – благодаря объединению обычных занятий с круговой тренировкой.Возросшие требования к двиг-ой сфере реб.обусловили необходимость разработки проблемы индивидуально-дифференцированного подхода в физвоспитании детей.Критериями отбора индивид-х методов работы явились показатели физич.подгот-ти дошк-ов  (В.Н.Шебеко),  степень двигат. актив-ти  реб.(М.А.Рунова, В.А.Шишкина).При инд.-диффер.обучении значительно улучшались показатели физич.развития и физич. подготовленности, а также показатели физич.здоровья детей. В 1984 г.была создана типовая программа «Физическая культура в д/с», отражено многообразие форм и функций физич.культуры дошк-ов, показаны формы организации физкультурно-оздоровительной работы, впервые практически заложена идея организации двигательного режима, целостность процесса развития движений у детей от рождения до 7 лет.Данная программа была базисом для разработки инновационных направлений физич-го восп-ия детей и вариативных программ в последующие годы.90-е г.20 в.ухудшение социально-экономич.и экологич-х условий жизни населения отрицательно сказались на системе дошк.образования в целом и физическом воспит-ии в частности.Обострившиеся противоречия в системе образования вызвали необходимость инноваций в постановке задач, содержании, формах, методах физк.оздоров-ой работы.Особенности этого этапа развития теории и методики ФИЗО – переосмысление накопленного научного и практического потенциала и поиск путей его совершенствования.Эти задачи являются главными и в настоящее время

28.Методы  научного исследования в теории  и методике физ.воспит.детей.

В теории и методике физвоспит.используются как спец. Методы исследования, так и методы смежных  наук – педагогики, психологии, физиологии и др.Наиболее широкое распространение получили след.методы: 1.Изучение литературных источников;

2.Анализ документальных  материалов;

3.Пед.наблюдение;

4.Опрос; 5.Тестирование, 6.Экспертная оценка.

1.Изучение  литературных источников основан ан осмыслении и анализе теоретической и научно-методич.литер-ры. Изучение лит-ры состоит из след.этапиов:

1)ознакомление  с основными понятиями и терминами  по избранной теме (словари,учебники, учебн.пособия)

2)анализ крупных  публикаций по изучаемой проблеме (монографии, авторефераты и т.д)

3)ознакомление  с публикациями в периодических изданиях по специальности («Дошкольное воспитание», «Здоровье дошкольника», «Физическая культура:восп-ие,обр-ие,тренировка» и т.д.)

Результаты работы оформляются в виде тематических обзоров, в которых излагаются основные интересующие исследователя научные положения.

2.Анализ  документальных материалов (учебн.планы, программы, карты здоровья, протоколы обследования физич.развития детей и т.п.) делает события и факты более достоверными. Документы могут иметь не только текстовое но и числовое выражение.

3.Пед.наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию педагогич.процесса в д/у. Оно должно иметь чётко поставленную цель. Особенностями наблюдения как научного метода явл.:

-направленность  к ясной, конкретной цели;

-планомерность и систематичность;

-объективность  в восприятии изучаемого;

-сохранение  естественного хода психолого-педагогического  процесса.

В ходе набл.испол.разнообразные  методы регистрации наблюдаемого –  ведение протоколов, дневников, журналов, фото и киносъёмки, видеозапись. Всё это повышает точность наблюдения, позволяет контролировать его результаты.

4.Опрос может проводиться в виде анкетирования, интервью и беседы.

Анкетирование – метод эмпирического исследования, он даёт возможность устанавливать общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопрсам, выявлять мотивацию их деят-ти, систему отношений. Эффективность зависит от грамотного построения анкеты. Анкета включает небольшое колич.вопросов (7-10)

Интервью – метод получения информации путём устных ответов на стандартизированные вопросы. В основе лежит обычная беседа. Однако в отличии от неё роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

Беседа метод получения информации путём двустороннего обсуждения вопроса, интересующего исследователя. Она проводится по заранее подготовленным вопрсам, которые формулируются чётко и точно.Беседа должна длиться не более 10-15 мин.Результаты фиксируются в протоколе , можно представить в виде таблиц.

 5.Тестирование выполнение испытуемым заданий (контрольных упр.)определённого рода с оценкой результатов (качественных и количественных)Этот метод позволяет определять физич.состояние детей в конкретный период.С помощью контрольных упр.выявляется уровень развития физич.качеств реб., сравнивается физич.подготовленность детей, контролируется эффективность физк.занятий, составляютяс наиболее обоснованные программы и системы физкультурно-оздоровительной работы.

6.Экспертная  оценка используетсяв ситуации когда достоверность информации, необходимой для принятия решений, сравнительно невелика.При использовании этого метода создаются условия, исключающие общение между членами группы.Вместо коллективного обсуждения проблемы проводится индивид.опрос экспертов. Полученный результат подвергается математико-статистической обработке.

30.Приёмы  регулирования физич.нагрузки на  физк.занятии.

Структура физк.зан.общепринятая и содержит три части:

1)вводную (18% общ.времени зан)

2)основную (67%)

3)заключ.(15%)

Такое распредел.материала  соответств.возможностям детей и обеспечивает нарастание физ.нагрузки в теч.занятия и с послед.снижением ее к концу.

Цель 1-й части  –ввести организм в состояние подготовл-ти к осн.части. В 1-й ч.предлагается упр.в беге, ходьбе, построении, перестр., неслож.приседания. В-лю след.обращать вним.на чередование упр.в ходьбе и беге, их однообразие утомляет детей.

2-я ч. (основная) наиболее продолж.и содержит упр.общеразвив.хар-ра, осн.виды движ, в ней проводится п/и. Эта часть отлич.наибольшей физ.нагрузкой. В осн.части использ.игры большой подвижности, включ.движения, кот.по возможности вып-ся всеми детьми одновременно.

3-я (заключ)часть небольш по объему: в ней провод.игры и игр.упр.малой подвижности, способств.постепен.снижению двиг.активности. В ней исп-ся ходьба, неслож.задания. Она обесп.реб-ку постеп.переход от возбужд.состояния к относит.спокойному, дает возм-ть переключиться на др.деят-ть.

Подв.игры В-ль должен регулир.физ.нагрузку, которая должна увелич.постепенно. Если, например, при первом провед-ии игры детям разрешают бегать 10с, то при повторном провед.нагрузку увелич, на 5-6 – она снижается. Игры больш.подвижности повт.3-5 раз, более спокойные 4-6р. во время паузы дети выполн.более легк.движения, или проговаривают  слова текста. Общая продолжительность п/и посепеннно увелич.с 5 мин. В мл.гр. до 15 мин в ст.

При нормировании физ.нагрузки, которую получают дети на физ.занятии, ориентируются на частоту сердечн.сокращений. При правильном распределении нагрузки пульс увеличивается на 15-20% во вводной части занятия;на 40-70% в конце основной (пик нагрузки). К концу занятия пульс должен вернуться к исходной величине. Если на протяжении 3мин.после пика нагрузки пульс не восстановился, нагрузка считается завышенной, вредной для организма. В свою очередь низкие нагрузки не дают оздоровительного эффекта. Тренирующая направленность физ.нагр.достигается при среднем уровне частоты сердечн.сокращений 130-140 ударов в мин.у детей 3-4лет и 140-160ударов в мин.у детей 6-7лет.

При проведении физк.занятий необходимо избегать резких увеличений или уменьшений физич.нагрузки. О характ-ке физ.нагрузки можно судить и по внешним признакам утомления. При допустимой степени утомления наблюдается:

1)небольшое покраснение  лица

2)незначительная  потливость

3)дыхание ровное, слегка учащённое

4)движения бодрые

5)общее самочувствие  хорошее

При значительном утомлении признаки резко выражены:

1)резкое покраснение  или побледнение лица

2)общее выступание  соли на коже

3)дыхание частое,поверхностное,  может быть одышка

4)дрожание конечностей 

5)головокружение

6)шум в ушах

7)рвота

Вданном случае необходимо исключить из занятия  сложные упр.,ограничить нагрузку, увеличить  отдых.

Оценку двиг.актив.детей  на занятии можно провести путёмвычисления  его общей и моторной плотности. Общая плотность времени занятия представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего времени занятия выраженное  в %.Она должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характ-ся отношением времени, которое затрачено реб.на выполнение упр.ко всему времени занятия, выраженному в %.При достаточной двиг.актив.она должна составлять не менее 70-85%.


 


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"