Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка

Краткое описание

Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика ответы.docx

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие".

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

- физиологическое  развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),

- психическое  развитие (процессы восприятия, мышления  и пр.),

- социальное  развитие (формирование нравственных  чувств, усвоение социальных ролей  и др.).

Развитие происходит:

1. В единстве  биологического и социального в человеке.

2. Диалектично (переход количественных изменений  в качественные преобразования  физических, психических и духовных  характеристик личности), развитие  идет неравномерно (каждый орган  развивается в своем темпе), интенсивно  в детстве и юношестве, потом  замедляется.

Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.

Каждый человек живет как бы в постоянно расширяющейся для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.

Развитие личности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.

Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе "сужения" потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может.

 

25.Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их учёт и развитие в педагогическом процессе.

Возраст – конкретная, ограниченная во времени ступень физического и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений.

Возрастные периоды развития детей до их совершеннолетия: младенчество – до 1 года, раннее детство – 2–3 года, преддошкольный возраст – 3–5 лет, дошкольный возраст – 5–6 лет, младший школьный возраст – 6–10 лет, средний, или подростковый возраст – 11–15 лет, старший школьный возраст, или ранняя юность – 15–18 лет.

Возраст или период развития человека характеризуется следующими показателями (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин):

  • определенной социальной ситуацией развития;
  • основным или ведущим видом деятельности;
  • основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях, создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Ведущая педагогическая идея в работе со старшими школьниками: создание условий для мобилизации и реализации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении будущего.

Индивидуальные качества – присущие индивиду особенности познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, поведения.

Индивидуальное развитие – процесс формирования индивида от рождения до конца жизни.

Индивидуальность школьника – сложное образование, органически связанное с его возрастом, половым и нравственным развитием, становлением целостной личности.

При определении индивидуальных особенностей учащихся изучаются следующие вопросы: состояние физического развития и здоровья учащихся; особенности психического развития, сторон познавательной деятельности; особенности потребностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сфер; увлечения, межличностное общение, содержание свободного времени; трудности в учебной и других видах деятельности и их причины.

Функции индивидуального подхода: обеспечение конкретизации обучения и воспитания, исходя из общего, типичного и своеобразного в ребенке; повышение действенности общих педагогических воздействий по отношению к отдельной личности; обеспечение эффективности педагогики параллельного действия; усиление возможностей школьника в самообразовании и самовоспитании.

Учет индивидуальных особенностей – это использование педагогических средств, методов, форм, исходя из интересов, наклонностей, качеств, свойств, притязаний и возможностей каждой отдельной личности, и сведение до минимума неудач и ошибок в процессе социального становления подрастающего поколения.

 

26.Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования.

Представления об образовании есть у каждого человека на обыденном, житейском уровне. Между тем его научное понимание является более сложным и объемным. Оно начинается с осознания целей. Эта проблема целей прослеживается со времен античности, и сегодня она является сложной и противоречивой.  
Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования:

  1. Подход определяет цель образования – как передачу накопленного опыта из поколения в поколение.
  2. Подход видит цель образования в формировании личности, полезной обществу.
  3. Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и видит цель образования в формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе богатого культурного жизненного опыта.

Подробнее остановимся на описании этих подходов: 
В педагогической и психологической литературе нередко встречается характеристика цели образования, как передача социального опыта от старшего поколения к младшему. Такое определение страдает большой обобщенностью и похоже, скорее, на рамочное условие построения системы образования.  
Истинные цели образования должны ставиться более конкретизировано. Они всегда носят исторический характер и формируются с учетом многих социальных и культурных реалий. Сложность здесь состоит в том, что эти реалии подчас сами являются очень противоречивыми. Современное общество, научно-технический прогресс требует от человека широкого диапазона  знаний. Отсюда образование становиться направленным на развитие познавательного потенциала человека. Цель его смещается с простой передачи опыта на формирование личности с точки зрения ее полезности обществу. Акцент делается на специальность. При такой постановке практически не учитываются интересы личности ее скрытые задатки и способности.  
В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-ориентированный (смешенный) подход к выявлению сущности целей образования. Этот подход  видит основной целью образования – его призвание формировать всесторонне развитую личность, подготовленную к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Предельная цель любого социального института в таком ракурсе рассматривается как воспитание личности на основе личностно-формирующего знания. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих ценностях, проверенных многовековой практикой идеях гуманизма. 
При разработке целей обычно используют либо принцип декомпозиции, либо принцип таксономии целей. Принцип декомпозиции представляет построение «дерева целей», когда общая глобальная цель разбивается на ряд локальных целей (задач). Решение каждой  задачи вносит вклад в достижении общей цели. Принцип таксономии целей обучения был разработан американскими учёными под руководством Б.С. Блума и представляет систематизацию целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала. В этом случае задача – это шаг на пути  достижение цели. Таксономия целей как системообразующий фактор позволяет определить содержание пед процесса.

        Общественно ценные цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический характер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического прогресса. Цели образования зависят также от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов.

В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны), как «спартанский воин», «добродетельный христианин», «общественник-коллективист», «энергичный предприниматель» и другие. В настоящее время идеалом общества является гражданин, патриот своей страны, профессионал-труженик, ответственный семьянин. Обществом востребованы такие качества личности, как интеллектуальная культура, профессиональная компетентность, деловитость.

На определение государством социального заказа в области образования большое влияние оказывают общемировые тенденции в решении этого вопроса. Все страны, подписывавшиеся под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), в том числе и Беларусь, учитывают те статьи Конвенции, в которых речь идет о целях образования. В Конвенции указывается, что образование ребенка должно быть направлено на развитие его талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами; воспитание уважения к окружающей природе.

Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе Республики Беларусь «Об образовании» (в ред. от 2002), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) и других директивных документах в области образования. Например, в соответствии с законом «Об образовании в Республике Беларусь» целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"