Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен по ОМ.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

1. МПЕ – педагогическая  наука. Предмет,  задачи и методы  исследования МПЕ.

МПЕ –  педагогическая наука, так как имеет  объект исследования (процесс преподавания курса естествознания в начальной школе), присущую только ей системы научных понятий, определенные методологические основы и специфические методы исследования. МПЕ изучает закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе, это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета. МПЕ решает следующие задачи: правильно выделить цели начального естественно-научного образования; определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета; разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания; выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания. Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, поэтому МПЕ тесно связана с естественными науками, философией, педагогикой, психологией и другими науками.

Методы  исследования – способы решения  научно-исследовательских задач. Научное  обоснование методов дает методология, то ест совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности. К методологическим принципам относятся системный, личностный, деятельностный и культурологический подход, а также полисубъектный, этнопедагогический и антропологический подходы. Все методы исследования можно разделить на 4 группы. Теоретические – сравнительно-исторический анализ литературный источников, школьной документации, изучение массового опыта учителей. Эмпирические – педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента. Социологические – анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированности ЗУН учащихся. Математические – регистрация, ранжирование, шкалирование, определение средних величин, сравнение полученных результатов с нормой. Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами. 

2. История развития  МПЕ.

Первая  школа, в которой преподавались  сведения из географии, была открыта  в Москве в 1701 году при Петре 1. С  середины 18 века в русской педагогике стали появляться высказывания о  необходимости естественно-научного образования детей. В 1761 году у Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Им была составлена анкета из 30 вопросов, которые охватывали сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территорий. Попытка обосновать ценность знакомства учащихся с окружающей природой делалась Н.И. Новиковым. Эти требования нашли воплощение в «Уставе для народных училищ Российской империи». В главных (губернских) училищах вводилось преподавание естествознания и географии.

Зарождение  МПЕ связано с именем Василия  Федоровича Зуева, которому было поручено написать первый российский учебник по естественной истории. В 1786 году учебник вышел без указания фамилии. Он состоял из 2 частей: в 1 изучалось ископаемое и прозябаемое царство, во второй – животное царство. Так впервые была определена последовательность изучения природы: от неживого – к живому. Подобно Линнею, ученый поместил человека среди животного царства, что было по тем временам смелым поступком. Как приложение к 2 части был издан атлас «Фигуры по естественной истории». Рисунки животных размером со страницу во время урока раздавались учащимся. Для знакомства с местной природой предлагалось проводить экскурсии.

В 1804 году преподавание естествознания было введено  во 2 классах малых народных училищ. В гимназиях этот предмет преподавался как во 2, так и в 4 классах. Каждая гимназия была обязана иметь комплект натуральной наглядности по 3 царствам природы: минералы, растения, животные. С 1809 года учебник Зуева начал заменяться учебником Теряева, перегруженным ботаническими терминами. В 1821 в школах появился учебник «Три ботаника» Мартынова, требовавший механического зазубривания материала. В 1828 по указу Николая 1 естествознание было исключено из программ учебных заведений. Предмет был вновь введен только через 20 лет в кадетских корпусах, в 1852 – в гимназиях. Новым стал порядок курса: зоология – ботаника – минералогия.

Большой вклад в развитие МПЕ во второй половине 19 века внес К.Д. Ушинский. Под  влиянием его идей стали появляться учебники естествознания и географии, основанные на принципе отечествоведения.  В 1862 году вышли три части «Уроков географии» Семенова, получившие высокую оценку Ушинского. Семенов предлагал начинать преподавание географии с окрестности той местности, где живут учащиеся. Так впервые были выражены основы краеведческого принципа обучения.

Одним из значимых имен в МПЕ во второй половине 19 века было имя Александра Яковлевича Герда. Им была обоснована система изучения природы в начальной школе от неорганического мира к растениям, животным и человеку. Учебник «Мир божий», написанный Гердом для учащихся 2 и 3 классов, состоял из 2 частей – «Земля, воздух, вода» и «Растения, животные, человек». В 1883 Гердом было издано методическое пособие для учителей «Предметные уроки в начальной школе», в котором он предложил методику проведения наблюдений и опытов на уроках естествознания. Он требовал от учителя регулярного составления конспектов уроков и сам разработал методическое руководство для учителей «Первые уроки минералогии». Планы уроков по изучению неживой природы явились первым образцом методики преподавания отдельного предмета. Значение трудов Герда было оценено позднее, так как в 1871 естествознание вновь было исключено из народных училищ. Вновь вопрос об изучении окружающей природы начинает обсуждаться  в конце 19 века. Этому способствовал журнал «Естествознание и география», где поднимались вопросы использования природного окружения детей при организации различных форм учебной работы.

В начале 20 века министерство народного просвещения  было вынуждено ввести изучение естествознания до 7 класса средней школы. В 1901 году в гимназиях действовала программа, составленная профессором Д.Н. Кайгродовым, в основе которой лежал «принцип общежития». Основой преподавания была экскурсия. Методику проведения уроков естествознания в начальной школе в это время разрабатывал Л. С. Севрук. В 1902 он издал учебник «начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествознания». Ведущими методами он считал беседу и рассказ. Разработкой содержания образования в начале 20 века занимался И.И. Полянский. В 1904 он издал учебник природоведения для начальной школы «О 3 царствах природы»: неживая природа, ботаника и зоология. В 1917 вышла «методика начального естествознания». Основной формой организации учебного процесса считался урок, также использовались экскурсии и внеурочные наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Первые  лекции в Петербургском университете по МПЕ для студентов читал  В.В. Половцев, издавший в 1907 «Основы общей методики естествознания». В это же время пособия дл младших школьников создавались В.П. Вахтеровым («Мир в рассказах для детей»). В 1916 вышли «практические занятия по естествознанию в начальной школе» К.П. Ягодовского, которые содержали теоретическую и практическую часть и служили методическим руководством для учителей начальной школы.

В 1918 школа  стала трудовой. В программах единой трудовой школы предполагался комплексный подход к преподаванию. Например, выдвигалась тема «Приготовление к зиме», и при разработке этой темы ученики изучали природу и человеческую жизнь поздней осенью, наблюдали, записывали, рисовали и лепили, производили математические вычисления. Учебный материал был расположен по 3 разделам: природа, труд, общество. На первом году обучения изучались жизнь и труд семьи и школы, на 2 - деревни, на 3 – волости (краеведение), на 4 – страны и земного шара.

В 1932 в  школе были вновь введены учебные  предметы, на естествознание в 1,2 классах  отводилось 2 часа, в 3,4 – четыре. С 1933 стали развиваться новые учебники. В 1934-1941 издавались учебники естествознания В.А. Тетюрева, состоящие из 2 частей.  В развитие методик преподавания естествознания в эти годы большой вклад внес известный педагог-натуралист СА. Павлович. Он пропагандировал организацию уголков живой природы в школе. Наиболее известны его книги «Изготовление приборов для школьных лабораторных занятий», «Практика преподавания естествознания в начальной школе», «О системе наглядности в школьном естествознании». Разработкой наглядных пособий занималась методист Е.А. Валерьянова. Она выпустила «Дневник наблюдений» для 1-4 класса.

В 1958 было введено обязательное восьмилетнее образование, пересмотрены программы. Природоведение изучалось только в 4 классе по 3 часа в неделю. В основу курса был положен краеведческий материал. Автором учебников более 20 лет был М.Н. Скаткин. К 1965 была создана программа для 3 класса Л.Ф. Мельчаковым. Совместно с Скаткиным им был издан учебник «Природоведение» для 3-4 класса. Программа для 2 класса  З.А. Клепининой была построена на основе принципов сезонности и краеведения.

В 1984 в 1-2 классах был введен новый предмет  «Ознакомление с окружающим миром». В основу программы был положен краеведческий принцип. В 3 классе изучался курс природоведения Клепининой.

Сегодня в школе действуют  курсы «Природа и люди» Клепининой, «Зеленый дом» Плешакова,  «окружающий мир» Виноградовой и Калиновой, «Окружающий мир» Поглазовой и Шилина, «Окружающий мир» Вахрушева и Раутиан, «Мы и окружающий мир» Дмитриевой и Козакова, «Окружающий мир» Товпинец, «окружающий мир» Чудиновой, Букваревой, Беларевой.

 

3. Принципы отбора  материала по предметам  образовательного компонента ОМ. Цели изучения предмета.

В основу естественно-научных  программ для начальной школы  положен принцип интеграции, т.е. объединения знаний различных дисциплин. Также это дидактические принципы научности, доступности (от простого к сложному, от известного к неизвестному; от близкого к далекому; от конкретного к отвлеченному), наглядности, систематичности и последовательности, преемственности знаний, сознательности и активности учащихся, практической направленности в обучении, краеведческий принцип обучения, связь обучения с жизнью, принцип экологической направленности обучения. Основные задачи изучения ОМ: формирование целостного взгляда на окружающий ребенка мир: основ экологической культуры, представлений о прошлом и настоящем Отечества; воспитание культуры взаимоотношений с людьми и окружающей природой; формирование умений рационально организовывать свою жизнь; воспитание любви и уважения к родному краю и родной стране. 

4. Экологическое образование  младших школьников  в процессе преподавания курса естествознания.

В последнее  время в начальной школе усилилось  внимание к вопроса экологического образования, то есть формирования системы  научных и практических знаний и  умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде и здоровью. К компонентам экологической культуры относятся экологические ЗУН, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение. У младших школьников  еще сохранилась чувствительность ко всякой боли, способность к сопереживанию, поэтому нужно приучать детей уважительно смотреть на все живое, учить их видеть красоту. Экологическое образование направлено на формирование отношений, представляющих сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты. При изучении естествознания определяется 3 уровня развития экологических представлений: 1. объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними. 2. рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой и внутри живой природы. 3. рассматриваются природные явления.  

5. Краеведческий принцип преподавания курса естествознания.

Краеведческий принцип – нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности. Этот принцип вытекает из теоретического положения о необходимости связи обучения с жизнью. Природа родного края служит тем известным и понятным образцом, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснения явлений, происходящих в биосфере в целом. Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать учащимся возможность в знакомой местности наблюдать связи и соотношения различных природных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках естествознания для формирования понятий, служащих основой для изучения биологии и географии в средней школе. 

7. Методика образования и развития естественнонаучных понятий.

Одной из самых  сложных проблем в теории и  практике обучения младших школьников является проблема образования и развития научных понятий. В настоящее время существует 2 подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и необходимости живого созерцания (Ушинский), второй провозглашает повышение роли теоретических знаний (Эльконин-Давыдов).

Познание человеком  окружающего мира проходит 2 уровня: эмпирический и логический. У МШ преобладает конкретно-образное мышление, поэтому главная роль принадлежит эмпирическому уровню познания. Исходным уровнем являются ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений. На втором этапе включается синтетическая деятельность, формируются восприятие, т.е. отражение в коре головного мозга предмета в целом при непосредственном контакте с ним. Третьим этапом познания является образование представления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хранимого в памяти человека. Этот этап является мостиком между чувственным и логическим познанием. Следующий этап – образование понятий, т.е. формы мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.

Младшие школьники  мыслят образами, поэтому формирование представлений – важнейшая задача учителя. Ели ребенок вынужден заучивать то, что не вызывает в его сознании ярких представлений, то мысль подменяется памятью, а это отбивает охоту к учению.

Образовавшееся  понятие не остается неизменным, но постоянно развивается. Можно выделить этапы развития понятий: эмпирический (накопление фактов); операционно-доказательный (самостоятельное применение нужных фактов для доказательств); теоретический (учащиеся оперируют понятиями); творческий (наиболее высокий уровень). 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"