Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

[1] Возникновение и основные  этапы развития педагогики как  науки.

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни  и деятельности.

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое  в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд  ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино  де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии  и оформление ее в научную систему  произошло в XVII в. и связано с  именем чешского педагога Яна Амоса  Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой  педагогической мысли.

Английский философ и педагог  Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и  вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей  во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные  исследования педагогических проблем  начаты в США, куда постепенно смешается  центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны  и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители  американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского  периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом  по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд  новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические  советы сохраняют свое значение и  при осмыслении современных путей  педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной  отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием  с другими науками.

 

[2] Объект, предмет, задачи и функции  педагогики

Объект педагогики – это явления  действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Педагогика – это единственная специальная наука об образовании  в ряду наук, которые могут изучать  те или иные стороны образовательной  деятельности.

 

Предмет педагогики – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

 

Педагогика в первую очередь  изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как  учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

Функции педагогической науки:

  1. Общетеоретическая – теоретический анализ закономерностей педагогического процесса, обоснование методологии, условий, при которых пед. процесс успешно протекает, обобщение и систематизация научных выводов.
  2. Прогностическая – предвидение и прогноз развития пед. процесса, подготовка рекомендаций по решению проблем в перспективе.
  3. Практическая (преобразовательная, прикладная) – при решении теоретических проблем развиваются новые способы, методы, свойства, формы, системы, управление образовательными системами, педагогические и информационные технологии.

 

[3] Основные категории педагогики:

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, обучение, образование, формирование.

Воспитание  – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического  опыта новым поколением с целью  подготовки его к общественной жизни  и производительному труду.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых  и неуправляемых факторов.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых  в обществе для развития человека, а также процесс и результат  усвоения человеком опыта поколений  в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Формирование — это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

 

[4] Современная система отраслей  и областей науки педагогики.

Основными отраслями педагогики можно  назвать следующие науки.

1. Общая педагогика исследует  общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует  основные принципы и категории,  которые используются во всех  специальных и прикладных педагогических  науках. Составными частями общей  педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации  и управления образовательными  системами.

2. История педагогики изучает  развитие педагогической мысли  в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика исследует  закономерности функционирования  и развития образовательных систем  в разных странах.

4. Возрастная педагогика изучает  особенности воспитания человека  на разных возрастных этапах (андрагогика  – о пожилых людях)

5. Коррекционная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы  и средства воспитания и обучения  индивида, имеющего отклонения в  физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику,  тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

6. философия образования – область знаний, которая использует философские идеи в концепции положения об образовании.

7. Профессиональная педагогика  изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное  профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды  педагогики).

8. Социальная педагогика ведет  теоретические и прикладные разработки  в области внешкольного воспитания  и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

9. Исправительно—трудовая (пенитенциарная)педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

10. этнопедагогика – основывается на народных традициях.

 

[5] Связь педагогики с другими  науками.

Педагогика активно взаимодействует  с другими науками. В процессе разработки педагогических теорий важную методологическую роль играет философия, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования.

Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любая отрасль  педагогики опирается на аналогичную  отрасль психологии.

Связана педагогика и с физиологией. Для управления психическими процессами учащихся необходимо знать закономерности физиологических процессов организма  в целом и его частей, функциональных систем. Это помогает педагогике разрабатывать  развивающие и обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию личности.

Велика помощь, оказываемая педагогике социологией, а новые возможности  для исследования процессов образования  и обучения дают информатика и  кибернетика. Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр.

 

 

 

 

[6] Методология педагогики.

Методология – система принципов, знаний об основах и структуре  пед. теории, о методах пед. исследования. Методология отвечает на вопрос, как  достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую  систему ценностей.

В структуре методологического  знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

  1. Философский – общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом.
  2. Общенаучный – теоретические положения, концепции и подходы,  которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.
  3. Конкретно-научный – совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.
  4. Технологический – методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Все уровни методологии взаимосвязаны  и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень  выступает в качестве всеобщей методологии  и содержательного основания  всякого методологического знания.

Подходы:

  1. Системный ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие.
  2. Деятельностный - ориентирует на исследование учебной деятельности школьника, профессиональной деятельности учителя, на выявление их структур, условий формирования, типов ориентировочной основы действия и т. д. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств  школьников, студентов, учителей в различных видах деятельности.
  3. Культурологический - видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса,
  4. Личностно-ориентированный - ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, что, в свою очередь, требует исследования условий развития человеческого в человеке, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество.
  5. Гуманистический - выступает против дисциплинарного подхода и за свободное воспитание.

 

[7] Методы педагогических исследований

Методы исследования – это способы  изучения педагогических явлений, получения  научной информации о них с  целью установления закономерных связей, отношений и построения научных  теорий.

Методы педагогического исследования подразделяются на теоретические, эмпирические и математические. К теоретическим  методам исследования относятся  анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование сравнение, обобщение, индукция, дедукция.

 Эмпирические методы исследования  подразделяются на частные и  общие. К частным методам относятся  наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование,  метод экспертных оценок, тестирование), анализ содержания педагогических  документов, продуктов деятельности. К общим методам эмпирического  исследования относятся обследование, изучение и обобщение педагогического  опыта, опытная работа, эксперимент.  Математические – социометрия.

Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического  процесса в точно учитываемых  условиях.

Наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического  процесса.

Анкетирование - метод массового  сбора материала с помощью  специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Регистрация - выявление определенного  качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию  или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и  неуспевающих учеников и т. п.).

Ранжирование - расположение собранных  данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных  показателей), определение места  в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости  от числа пропущенных занятий  и т. п.).

Шкалирование - присвоение баллов или  других цифровых показателей исследуемым  характеристикам. Этим достигается  большая определенность.

 

[8] Структура педагогического исследования.

  1. Знакомство с проблемой исследования.
  2. Выбор методологии исследования.
  3. Построение гипотезы исследования.
  4. Выбор методов исследования.
  5. Организация проведения формирующего эксперимента.
  6. Анализ, интерпретация и оформление результатов.
  7. Выработка практических рекомендаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"