Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Дошкольной педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошк.педагогике.docx

— 236.02 Кб (Скачать файл)

в) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным; г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

40 41ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т.д. В детском саду используются фронтальные, групповые и,.индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском  саду''. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. (См, таблицы № 3, 4)Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в  тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. Третья, часть - анализ выполнения задания и  его оценка. В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования  обучения в детском саду, указываются  недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально  работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма  организации (по типу урока) со всеми  требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям  дошкольного возраста; занятия часто  носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих  задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

  • Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.
  • Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
  • После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

  • Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.
  • Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.
  • Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.
  • Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.
  • Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.
  • Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

организационные 

Иметь в наличие продуманный  план проведения занятия. 

Четко определить цель и дидактические  задачи занятия.

Грамотно подбирать и рационально  использовать различные средства обучения, в том число ТСО.

Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

Экскурсия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Проведение экскурсии требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. 0 предстоящей экскурсии детям сообщается заранее. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой выясняются представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. В ходе экскурсии детей размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.

Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке,.

В повседневном пед. процессе используется групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическал игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения - разнообразные упражнения, беседы и другие.

На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько  изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как  самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?", занятия в

центрах активности.- Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора. Структура занятия - дети приглашается в центр круга (на ковре в центре группы дети садятся в кружок), где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После чего детям предлагаются задания на закрепление знаний в таких центрах, как центр искусства - изо; центр манипулятивных материалов - сенсорика; центр грамотности – дид.игры, математика, развитие речи, худ. лит-ра; центр воды и песка - игры с водой и песком, экспериментирование; центр конструирования - строительные игры; центр драматизации. Детям предлагается на выбор 2-3 центра, куда бы они хотели пойти. Данная форма занятия предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя,  родители) который бы мог осуществлять обучение детей в одном из центров, в качестве ассистента может выступать. Такая форма проведения занятий позволяет более индивидуально подходить к вопросу обучения детей, развивает детское творчество, самостоятельность, умение делать выбор. Эти занятия также приобщают родителей к проблемам детского сада. Даст возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками.

Л.Галкина и С.Бобылева предложили свою нетрадиционную форму проведения занятий по ФЭМП. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. занятия строятся в виде практических заданий. Чтобы эти задания выполнялись  продуктивно, дети распределяются на подгруппы  по 6-8 человек. Важным моментом является подбор состава каждой подгруппы. Необходимо детей обучить культуре общения, правилам поведения, после этого можно формировать подгруппы по желанию ребят

Более сильных детей по знаниям  надо приобщать к помощи более  слабым детям.

Таким образом, изменились и формы  организации детей на занятиях - ведущими стали групповые и парные. Однако не исключается и традиционная форма работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36 СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - система целенаправленннх педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия,

Сенсорное воспитание является центральной  проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые направил Я.А.Коменский в I7 веке. Он словесному воспитанию противопоставил воспитание деятельное. Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде "Мир чувственных вещей в картинках".

Большое значение накоплению чувственного опита детей уделял И.Г.Песталоцци. В своей книге "Азбука зрительного восприятия" он пробует опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я овладении счетом.

Первую резвернутую систему  сенсорного воспитания дошкольников предложил Фридрих Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие "Дары Фребеля", которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве. Ценная черта "даров" -последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами, сама мысль о строительном материале.

 К сильным сторонам этой  системы следует отнести включение  задач сенсорного воспитания  в общие задачи умственного  развития ребенка, признание роли  самого ребенка в умственном  и сенсорном развитии, обеспечение  систематического руководства этой  деятельностью со стороны педагога.

Недостатком "даров" является абстрактность, сухость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой  действительностью, что ограничивало кругозор детей и свободу творчества.

Мария Монтессори создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, которая к до сих пор является основой программ в дет. саду за рубежом. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях должна использоваться система сенсорных упражнений. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, цилиндры, пластинки) из различного материала. Ребенок должен был, например, вставлять бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь,  с завязанными глазами) определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет. Отношение к ее педагогическим идеям и опыту не было однозначным ни в зарубежной, ни в русской педагогике. Так, Е.Н.Водовозова и Е.И.Тихеева, критически оценивая практику воспитания в "Доме ребенка", указывали на такие недостатки, как отсутствие живой свободной речи, свободных коллективных игр.

Овид Декроли идее тренировки органов чувств противопоставил возможность воспитания у детей "правильного отношения к впечатлениям от окружающей жизни". Он создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. В отличие от Фребеля он использовал в играх детей не геометрические тела, а предметы окружающего мира. Разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Например, детям предлагались предметы разной формы (ключ, волчок, ложка, чашечка, отвертка, мячик, наперсток, монетка и др.), сложенные в ящик, с тем чтобы они осмотрели и ощупали предметы (т.е. получили таким образом множество впечатлений, которые бы послужили основой для составления понятия о форме). Затем следовало перебрать те же предметы с завязанными глазами и назвать их. Было установлено, что ребенку легче запомнить название натурального предмета, нежели назвать его изображение на картинке. Он делает вывод, что игры являются средством сенсорного и духовного развития ребенка. Эта идея раскрыта в его сочинении "Возбуждение умственной и двигательной анергии посредством воспитательных игр".

Огромный вклад в разработку проблемы сенсорного воспитания дошкольников внесла Е.И.Тихеева. Она считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой "умственной ортопедии", которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность и др. Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить. Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.

Над созданием современной системы  сенсорного воспитания детей дошкольного  возраста работали педагоги А.П.Усова, Н.П.Сакулика, Н.А.Ветлугина, А.М.Леушииа  и др. и психологи Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер и другие.

 

37 Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду. Сенсорное воспитание - система целенаправленннх педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей  сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"