Шпаргалка по «Дошкольной педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Дошкольной педагогике»

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры дош пед.docx

— 237.89 Кб (Скачать файл)

1ДОШКОЛЬНАЯ  ПЕДАГОГИКА -педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу

Признаки  науки

1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

2  Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).

3. Наличие специфических законов  закономерностей, выраженных в  теории.

4. Специфическое  содержание.

5. Категориальный  аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)

Задачи  педагогики

1. Разработка  содержания, методов, форм организации  воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук.

  2. Изучение, обобщение, описание передового педагогического опыта.

3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.

Но у дошкольной педагогики особый предмет, особое содержание, что объясняется  своеобразием экологического и психического развития ребенка дошкольного возраста

Актуальными проблемами дошкольной педагогики являются:

создание национального детского сада с использованием народной педагогики в процессе воспитания;

формирование основ национального  самосознания детей дошкольного  возраста;

экологическое воспитание дошкольников

разработка новых форм, методов, совершенствование содержания; разработка к внедрение авторских программ;

воспитание к обучение одаренных детей;

развитие творческой активности дошкольников;

научно-методическое обеспечение деятельности ДУ разных типов;

пути и формы оказания психолого-педагогической помощи современной семье, включения  родителей в работу дошкольных учреждений;

преемственность в работе детского сада и школы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук

Систему педагогической науки, как  и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным  признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.Философия — фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.Философия воспитания— Это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.История педагогики Исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.Принцип историзма: понимая прошлое, заглядывать в будущее.Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный).Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:- общие основы;- дидактику (теория обучения);- теорию воспитания;

- школоведение.Дошкольная и школьная педагогика — Подсистема возрастной Педагогики.Здесь изучаютЗакономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Педагогика высшей школы Занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет—Закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения,Специфические проблемы получения высшего образования.Сурдопедагогика Занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.Связь дошкольной педагогики с другими НаукамиПсихологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология)Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и Др)Стуктура пеагогической науки:Общая педагогика (преддошкольная и дошкольная педагогика щдагогика школы, педагогика профтехобразования педагогика высшей школыПедагогика взрослых, военная педагогика)Специальная педагогика

Частные методикиИстория педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Методы педагогического исследования

В настоящее  время еще не решен вопрос о  системе и классификации методов  научного исследования в педагогике Обычно в подходе к этому вопросу  сходятся на том, что отдельные методы нельзя изолировать друг от друга, наоборот, их нужно видеть только во взаимосвязи.

На современном  этапе развития педагогики как науки  важно для ее дальнейшего развития членение методов, связанное с относительным  различием эмпирического и теоретического уровней научного познания.

К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, являющейся предметом научного познания, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории. К ним относятся научное наблюдение, разные виды научного эксперимента, работа с научными фактами – описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, разные способы анализа и обобщения. Абстрагирование, педагогический эксперимент, социометрия, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение пед. документции, изучение продуктов деятельности ребенка изучение передового педагогического опыта обобщение независимых характеристик

Теоретическому уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированних знаний об объективных законах действительности.

К числу этих методов относятся научная абстракция, идеализация, мысленные модели, научные  идеи и гипотезы, дедуктивные методы.

Моделирование, анализ и синтез, конкретизация теоретических  знаний

Сравнительно-исторические методы – изучение педагогических явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии (например, показать, как возникали отдельные концепции в конкретных условиях исторического процесса, каковы их источники, какую общественную функцию они выполняли).

Организация и этапы педагогического исследования.

МЕТОДОЛОГИЯ - учение о методе (гр.) - занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.

ЦЕТ0ДЫ - это  пути и способы, которыми наука получает факты. Факты - это воздух ученого (И.П.Павлов).

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов  и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научно-педагогических проблем.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств  и методов усовершенствования педагогического  процесса.

Исследование  представляет собою процесс, ведущий  к формированию новых научных  знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности  исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:

а) описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к  школе;

б) исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;

в) аксплоративные исследования (открывают новые процессы).

В зависимости  от цели и задач исследование может  постичь свой предмет с разной мерой полноты: частные (специальные)  и комплексные.

Основой научного исслед-я явл-ся следующие положения:

1) объективность рассмотрения явления;

2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;

3) важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т.д. в развитии;

4) необходимость поиска внутренних противоречий;

5) рассмотрение явлений как единство противоположностей;

6) соединение анализа и синтеза.

Психолого-педагогическое исследование включает 5 этапов.

1 этап. Определение  проблемы и постановка цели  исследования.

Изучение  и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение передового педагогического  опыта, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования. Научное исследование включает следующие  характеристики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

П атап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Ш этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

IV этап. Оформление  результатов научного исследования.

V этап. Внедрение  результатов исследования в практику  работы

дошкольных  учреждений, школ, вузов и т.д.(подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.).

 

66Социальная роль воспитателя в обществе.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что воспитатель - главное  действующее лицо педагогического процесса. Деятельность педагога детского сада ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы часто зависит дальнейшее развитие воспитанников.

Общество  предъявляет высокие требования к личности, профессиональной деятельности педагогов, так как они решают важную задачу - организуют процесс  воспитания и обучения каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность - в общении с детьми являются примером для детей. Педагог выполняет главный социальный заказ государства: отвечает за жизнь, здоровье детей, осуществляет вместе с семьей первоначальное воспитание и обучение детей и готовит их к успешному обучению в школе, помогает семье в деле воспитания детей и ведет пропаганду педагогических знаний среди населения.

В "Положении  о детском дошкольном учреждении в Республике Беларусь" определены функции воспитателя дошкольного учреждения; организует и проводит воспитательно-образовательную и оздоровительную работу с детьми, направленную на обеспечение их полноценного физического и психического развития, обеспечивает формирование начал личности, развитие индивидуальности, психологической защищенности каждого ребенка; изучает индивидуальные особенности, интересы, способности детей; создает необходимые условия для их развития, для физического закаливания, коррекции недостатков, регулирует поведение детей в процессе взаимодействия со взрослыми и другими детьми; приобщает детей к культуре, музыке, традициям белорусского народа, культуре и традициям других народов, которые живут на территории Республики Беларусь; свою педагогическую деятельность осуществляют в тесном контакте с семьей, медицинскими работниками и другими специалистами детского сада и школы; участвуют в работе педсовета и других методических мероприятиях.

Панько Е.А выделяет следующие функции: диагностико-аналитическую, проективно-конструктивную, организационно-мобилизующую, регулирующую и координирующую, изыскательскую и исследовательско-инновационную, стимулирующую.

САМОВОСПИТАНИЕ - осознанная и целеустремленная работа чело-река над формированием у  себя желаемых черт, качеств и форм поведения .

САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском  и усвоением им знаний в определенной интересующей его области, в том  числе и путем слушания . специальных передач по радио и телевидению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  УМЕНИЕ - осознаннее владение субъектом  педагогической деятельности совокупностью  психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его  профессиональным мировоззрением.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА - набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.

Воспитатель дошкольного учреждения выполняет  две основные функции 

I) материнская  - проявляется в обеспечении хорошего  эмоционального состояния каждого  ребенка и группы, в охране  их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам; 2) развивающая. функция включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.

I. Гностические  умения дают воспитателю возможность  познать предмет деятельности, позволяют  увидеть в своих воспитанниках  проявление познавательной, волевой,  эмоциональной сфер, мотивов его  поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между  детьми, определить особенности  семейной микросреды. Это и умения  объективно оценивать эффективность  применяемых методов воспитания  и обучения, учитывать опыт других  с целью перенесения передового, творческого его содержания в  свою педагогическую практику.

П. Конструктивные умения нужны воспитателю для  того, чтобы видеть "завтрашний день" воспитанников, развитие каждого ребенка  и всей группы, планировать воспитательно-образовательную  работу; позволяют воспитателю грамотно отбирать фактический материал по разным видам деятельности в зависимости  от задач воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.

Информация о работе Шпаргалка по «Дошкольной педагогике»