Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Дошкольной педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры ДП.docx

— 126.97 Кб (Скачать файл)

1. Становление и развитие дошкольной  педагогики как науки.

Педагогика  как самостоятельная отрасль  теоретического знания стала оформляться  в XVII в. Дело в том, что к этому  времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Возникновение дошкольной педагогики связано с  именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной  идеей педагогики Яна Амоса Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое  утверждение, что каждый ребенок  при соответствующей организации  учебно-воспитательного процесса может  взойти на «самую высокую» ступень  «лестницы» образования. Полагая, что  знания должны приносить пользу в  практической жизни, Я. А. Коменский  провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения.

Опираясь  на то, что было добыто предшествующими  поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский  пришел к выводу о наличии объективных  закономерностей учебно-воспитательного  процесса, сформулировал законы, правила  воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное  значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические  основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной  школе, дошкольном учреждении.

С научных  трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих  педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т.Шацкий, П.П.Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано  с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического  опыта подготовки новых поколений  к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

 

2. Предмет, задачи и  функции дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.

Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста.

 Задачи:

1.Способствовать воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями современного общества.

2.Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДУ как основной формы воспитания и обучения детей.

3.Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошк. возр.

Функции:

1.Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2.Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ.

3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий.

 

3.Отрасли современной педагогики, связь дошкольной педагогики с другими науками

Педагогика, как и остальные науки, развивается  в тесной взаимосвязи с другими  науками. Она связана с философией, анатомией и физиологией, психологией, социологией, медициной, педиатрией. В 60-70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.

В последнее столетие человечество значительно продвинулось в изучении человека на всех возрастных этапах его  развития. По мере роста запаса новых  знаний, распространения педагогической современной мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики. Таким образом, педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании: общая педагогика, возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально – технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, коррекционная педагогика, история педагогики, частные методики

4. Методы педагогического  исследования.

Методы пед. исследования делятся на:

1.Теоретические:

- анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств.

- синтез – мысленное соединение признаков, свойств явлений в смысловое целое.

- сравнение – установление сходств и различий между рассматриваемыми явлениями.

- обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е обобщение исследуемого.

- моделирование – исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

2.Имперические:

- наблюдение – целенаправленное систематическое изучение определенных пед. явлений.

Существуют виды наблюдений: по временной организации – непрерывное и дискретное; по объему – широкое и узкоспециальное; по типу связи – открытое и скрытое.

- тестирование

- анкетирование может быть открытое или закрытое; именное или анонимное.

- беседа

- изучение пед. документации детских работ.

 

 

5.Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка.

Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития.

Рассмотрим  каждый фактор в отдельности:

1.Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос и др.

Однако  следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития.

2.Среда. Рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации. В узком смысле - это непосредственное предметное окружение.

Среда как фактор развития личности имеет  существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит стихийный характер, что приводит ко многим трудностям на пути становления личности.

3.Воспитание. всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер. оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

 

6. Идеальные и реальные цели воспитания.

В Др.Греции сложилось такое понятие как калокагатия, означающее что человек должен сочетать в себе внешнюю и физическую красоту с внутренним духовным богатством.

Научное обоснование идеальной цели воспитания было дано К.Марксом в его манифесте коммунистической партии. Эта цель явилась целью воспитания на протяжении всех лет советского союза.

История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени  все стороны личности на могут быть развиты.

Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.

Раз существует идеальная цель воспитания, значит есть и реальная цель.

Реальная цель воспитания – цель, которая может быть реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям.

В отличие от идеальной цели:

- она не является раз и  навсегда заданной

- она носит исторический характер

- она зависит от политики  и идеологии государства.

Реальной  целью воспитания детей дошкольного  возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

 

7. Объективный и субъективный характер цели воспитания.

Сформулированная государством цель воспитания носит объективный характер, т.к она отражает принятые в обществе ценности и направлена на формирование личности исходя из потребности государства.

При ее определении учитываются  особенности культуры быта национальные традиции и даже географические условия.

Субъективный характер цели воспитания – цель, которую определила для себя каждая семья. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разрешимые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели хороши тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают особенности индивидуального развития своего ребенка, создают условия для осуществления цели.

Государственные образовательные учреждения не обладают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в противоречие с государственными целями, иначе дети, воспитывающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальнейшем попадут в «тупиковую» ситуацию.

 

8.Концепция воспитания дошкольников.

Каждая цель подкрепляется концепцией, а каждая концепция может подкрепляться  одной или несколькими программами  реализации.

В 20-е годы получила признание концепция Крупской, основными направлениями реализации цели являются идейная направленность и коллективизм. В данной концепции осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Эта концепция подкреплялась методическими письмами.

В 30-е годы в концепцию были внесены некоторые изменения. Основными направлениями остаются те же и добавляется воспитание трудолюбия. В концепции ослабевает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Концепция подкрепляется первым проектом – программой (1932г), программой и внутренним распорядком (1934г), руководством для воспитателей.

В 40-е годы в концепции осуществляется резкий переход от индивидуального к коллективному воспитанию. Особое внимание стало уделяться патриотическому интернациональному воспитанию. Данная концепция подкреплялась руководством для воспитателей.

В 50-е годы изменения в концепции были внесены в связи в введением обязательного систематического обучения в д/с и признание основной формы обучения – занятие.

В 60-е годы изменения в концепции в связи с объединением яслей и д/с (1959г).

В 80-е годы начинается разработка новой концепции, в основу которой положена личностно – ориентированная модель.

1989г эта концепция утверждена в России, а в 1990г на ее основе разработана в БССР своя концепция. Осн. принципы данной концепции: принцип гуманизации и демократизации. Сущность которых заключалась в: ориентация на личность ребенка; охрана жизни и укрепление здоровья; сокращение наполняемости групп (3-4 года – 8-10 детей; 4-5 – 10-12 детей; 5-6 – 12-14 детей). В результате этих подходов была создана и востребована психологическая служба в ДУ.

В 2000г была разработана концепция  дошкольного образования в РБ.

 

9. Социально-педагогические основы становления системы общественного дошкольного воспитания.

Общее дошк. воспитание в мире появилось еще в конце 18в.

Первые ДУ в России появились во 2-й половине 19в., в основном платные, частные. На благотворительные средства ДУ открывались в крупных городах. Содержание работы зависело от содержателей данных учреждений. В основном все учреждения работали по системе Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

На развитие общественного дошк. воспитания в России огромное влияние оказали Семанович, Шлегер и др.

После равалюции общественное дошк. воспитание вошло в единую систему народного образования и стало 1-ым звеном.

В 1943г. открывается академия пед. наук РСФСР и при ней сектор дошкольного образования, который возглавила Усова А.П.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"