Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Дошкольной педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошк.педагогике.docx

— 236.02 Кб (Скачать файл)

С восприятия предметов и явлений  окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов  восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное  восприятие. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и  не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах  и т.п.). Необходимо учить детей  выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Сенсорное  развитие является условием успешного  овладения любой практической деятельностью. Необходимо для успешного обучения ребенке в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов  в формировании индивидуальных способностей ребенка. Большинство из них имеет  ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.).Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста1)  формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2)  формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорны': эталонов в практической к познавательной деятельности.Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т.п. В программу сенсорного воспитания включена и система сенсорных эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности, поднимается нановый, более высокий уровень знаний – обобщенных и систематизированных.

Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников. Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются: 1. содержательная, результативная деятельность детей. Продуктивная деятельность (рисование, лепки, аппликация, конструирование) к. только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками; 2. использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений. В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затеи он предлагает детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа - формирование представлений об эталонах. В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д. В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: "овал похож на огурчик", "треугольник такой, как крыша у домика". В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности. Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

12 Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть  общей культуры, совокупность достижений общества (материальных и духовных ценностей), которые накоплены, создаются  и используется для физического  совершенствования  людей.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически  обусловленный уровень физического  развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий  требованиям общества. У людей  разных профессий, пола, возраста физическое совершенство имеет свои особенности.

. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗШ1ТИЕ - это биологический процесс изменения форм и функций организма человека.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на совершенствование  форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков  и умений, специальных знаний в  области физической культуры к спорта.

Гармоническое развитие дошкольника  предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма  ребенка. У него активно формируется  нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Успех  в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский  организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием  и недостаточной функциональной зрелость отдельных органов и  систем. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния  ребенка. В концепции дошкольного  воспитания сказано, что воспитание ребенка должно быть пронизано заботой  о его физическом здоровье и психологическом  благополучии. Условия воспитания в  детском саду такие, что создается  высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания). Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и неэакаленностью. Отсюда одной иэ главных задач  детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи физического  воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую целевую направленность, конкретизируются с учетом анатомо-фиэиологических и психологических особенностей.

Оздоровительные задачи направлены на развитие форм и функций организма (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, внутренние органы, кожа), борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.

 Образовательные  задачи включают формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков.

Воспитательные  задачи включают необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении, развития нравственно-волевых качеств, положительных черт характера, двигательных качеств, способностей; содействие умственному, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию.

Все эти задачи решаются комплексно, на основе соответствующих принципов.

Основные  принципы физического воспитания дошкольников:

ведущая роль воздействия среды, воспитания и обучения в физическом раэвитяи

связь физического развития с общим  развитием ребенка,

всесторонность физического воспитания,

эмоционально-положительное влияние  игры в системе физического воспитания

систематичность и последовательность в работе по физическому воспитанию,

учет индивидуальных особенностей детой в физическом воспитании

сознательность и активность детей  при овладении движениями, гигиеническими навыками.

 В процессе физического воспитания  и обучения применяются общепедагогические  принципы - наглядности, доступности  и т.д. 

Основными средствами физического воспитания дошкольников являются:

I) гигиенические факторы (режим  дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая  обстановка, культурно-гигиенические  навыки). Они повышают эффективность  воздействия физических упражнений  на организм ребенка, а также  содействуют нормальной работе  всех внутренних органов и  систем.

2) Естественные силы природы  (солнце, вода, воздух) усиливают положительное  воздействие физических упражнений  на организм и повышают работоспособность  ребенка, используются для его  закаливания. 

3) Физические упражнения - основное  средство физического воспитания. Они используются для решения  оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач, содействуют  осуществлению умственного, нравственного,  эстетического и трудового воспитания  дошкольников, а также являются  средством лечения при многих  заболеваниях. Все эти средства  физического воспитания имеют  свои характеристики, методы и  пути осуществления для детей  разного возраста. Но все они  основаны на общих требованиях,  сформулированных Е.Л.Ларкиным:

-  во всех мероприятиях по физическому воспитанию следует основываться на знании анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста;

-  необходимо учитывать целостность и единство организма ребенка, которое проявляется в том, что всякое воздействие на любую часть тела вызывает реакцию всего организма. Не может быть изолированных реакций: центральная нервная система объединяет все системы организма в единое целое;

-  важное значение придается подвижным играм. Они являются не только средством физического воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным средством для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер;

-  необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Дня этого следует знать не только силы и умения ребенка, но и учитывать, что они развиваются и формируются под воздействием воспитания. При этом нельзя выделять детей, которым отдельные движения даются легко и подчеркивать недостатки другого ребенка. Следует у всех детей воспитывать уверенность в своих способностях. Здесь особенно важна роль личности воспитателя, его отношение к физкультуре, гигиене, закаливанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21-23Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи,  принципы).

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя  по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения  детей.

Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким  людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает  моральные нормы общества, в котором  живет. Дошкольный возраст характеризуется  большими возможностями для нравственного  воспитания детей: в различных развивающихся  видах их деятельности успешно формируются  некоторые способы сознательного  управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками  устанавливаются положительные  взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает  чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков  и привычек поведения, что может  неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"