Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Дошкольной педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошк.педагогике.docx

— 236.02 Кб (Скачать файл)

- характерна ассоциативная динамика  сюжета, отсутствие точного игрового  замысла, имеется только приблизительная  тематика игры. Ход игровых событий,  их появление и смена определяются  ассоциациями, который возникают у ребенка;

- непосредственный и опосредованный  опыт детей переплетается, но  не навязывает неизменных последовательных  событий;

- в качестве персонажей выступают  игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

- характерен высокий уровень  обобщения, социальные объекты  замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

-   ребенок в такой игре  раскован, свободен и открыт, наблюдение  за ним дает возможность увидеть  и понять неосмысленные переживания ребенка

- эти игры сопровождаются эгоцентрической  речью ребенка.

 Педагогическая ценность режиссёрских игр

-  способствует социальному  развитию ребенка, умению воспринимать  и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между  людьми, их действия и поступки;

-  помогают детям приобрести  игровой опыт и тем самым  создать предпосылки для перехода  к развитым сюжетно-ролевым играм;

-  развивают самостоятельность  ребенка, умение занять себя  в новой жизненной ситуации;

-  помогают приобрести навыки  и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

-  являются средством формирования  у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

-   помогают детям преодолеть  трудности общения, неуверенность,  боязливость, стеснительность, замкнутость.  Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

-  дают возможность развиваться  индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

 

 

 

 

 

 

49 Театрализованные игры дошкольников.

Своеобразие театрализованных игр дошкольников:

- строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения;

- от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

- действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

- передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

- состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- способствую» умственному развитию  детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих  игр всегда имеют нравственную  направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию  детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствуют более раннему  выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.^/

Виды театрализованных игр дошкольников:

         1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

а) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

        2. Стендовые театрализованные игры:

а) стенд-книжка;.

б)  фланелеграф;

в)  теневой театр.

      3.   Игры-драматизации, включающие:

а)  пальчиковый театр;

б)  театр би-ба-бо;

в)  кукольный театр;

г)  игра-драматизация с шапочками  на голове;

д) импровизация.

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку  максимальное проявление творческих сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную  природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность  речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность,  инициативность, способность к совместным  действиям;

- побуждать к сотрудничеству  детей со взрослыми и между  собой на всех этапах игры.

Подготовка к  театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

П этап реализуется в общей системе  воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют  представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

Ш - сама театрализованная игра, в которой  реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада:

 в младших  группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

Направления работы: а) знакомить детей  с отдельными видами театрализованных игр;     б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;       в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям. В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

углублять знакомство детей с разными  видами театрального искусства;

продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);

содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;

продолжать работу по развитию словесной  импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;

начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших  группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,

упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его  основной атрибутикой;

осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;

 дети учатся быть в роли  ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного  творчества в процессе подготовки  к театрализованным представлениям.

 Условно театральное оборудование можно поделить на:

а) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые  персонажи);

б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;

в) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

е) возможно специальная мебель для  оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

а) соответствие возрастным возможностям детей;

б) прочность, безопасность, гигиеничность;

в) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;

г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и  конструкции.

При размещении оборудования важно  учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно  вписывался в интерьер, не вызывал  чувства захламленности и случайности.

 

 

52 Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой  многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических  игр:

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию,  являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

- развивают сенсорные способности  детей с помощью игр по ознакомлению  детей с цветом, формой, величиной  предметов;

- развивают речь детей: расширяется  и активизируется словарь, формируется  правильное эвукопроиэношение, развивается  связная речь, умение правильно  высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления  о бережном отношении к окружающим  предметам, игрушкам как результатам  труда взрослых, о нормах поведения,  о положительных и отрицательных  качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку  труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением,  художественным исполнением развивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный  подъем хорошее самочувствие, развивается  и укрепляется мелкая мускулатура  рук. 

    Структура дидактической игры:

I. Двдактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые  действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в  игре каждому ребенку, указывают  путь достижения цели, воспитывают  умение сдерживаться, управлять  своим поведением. Существуют разные классификации дидактических игр.

По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

По степени  активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.

По наличию  игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и игрушками  дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а  его изображение.

В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,

А.И.Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.

 

 

 

 

 

55 Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.

Игрушка как специальный предмет  игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

На ранних этапах первобытнообщинного  строя игрушки отсутствовали. Это  было связано с относительно примитивными средствами и формами труда, которые позволяли маленьким детям принимать участие в несложной деятельности взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, участвовать в охоте на мелких зверей и птиц, в  примитивных формах земледелия.

С переходом к более высоким  формам производства, разделением труда  изменился и характер участия детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями, чтобы приобщить их к более важным, но недоступным им видам деятельности. С этой целью создается уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к возможностям ребенка. С их помощь» дети упражняется в условиях, которые приближается х условиям реальной жизни, но не тождественным с ними.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"