Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

22.Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
32. Зарубежные теории игры.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошкольной педагогике.docx

— 129.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

ЭКЗАМЕН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Новые исследования в области  социально-нравственного воспитания

Современные направления исследований проблемы формирования коллективных взаимоотношений  детейдошк-го возраста:

 

1. изучение особенностей форм-ия отдельных компонентов коллективных взаимоотношений;

 

2. роль разных видов деят-ти;

 

3. форм-ие детского общества, личностных качеств, обеспечивающих р-ку комфортное развитие в коллективе;

 

4. развитие индивидуальности, воспитание  черт коллективизма и умение  жить в коллективе;

 

5. роль взрослого в детском  коллективе;

 

6. построение партнёрских взаимоотношений  между участниками целостного  образовательного процесса в  д\с и др.

 

Направление исследований по проьлемевосп-ия нравственно-волевых качеств:

А.В. Суровцева – восп-ие воли у детдв;

Е.Ю. Демурова – восп-ие дисциплин-ти;

В.Г. Нечаева – восп-ие организованности;

Р.С.Буре – восп-ие нравственно-волевых качеств в труде и на занятиях;

Е.А.Ключникова – восп-ие настойчивости;

Е.А.Киянченко – восп-ие осознанного отношения к правилам поведения

 

 

 

 

 

 

31. Происхождение игры и ее  социальный характер.

Еще в начале 20-го века среди ученых не было единого мнения в том, что  первично вчел. обществе труд или игра. Многие высказывались что игра возникла раньше труда.

 

Впервые с противоположной точкой зрения выступил немецкий философ и  психолог Вунд, который считал, что игра это дитя труда. Данная точка зрения получила развитие в деятельности Плеханова, что нашло отражение в его работе «Письма без адреса». Изучая историю происхождения искусства, он пришел к выводу, что игра, как и искусство, имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе. Труд предшествовал игре и определял ее содержание.

 

Плеханов подчеркивал соц. характер игры и отмечал, что в жизни  отдельного человека игра предшествует труду, т.к. она служит средством  передачи культурных приобретений от одного поколения к другому.

 

Впервые научное обоснование соц. характера игры было дано Ушинским в его работе «Человек как предмет  воспитания».

Эльконин на основе анализа этнографического материала, выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии сюжетно – ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества игры вообще не было. Дети очень рано начинали трудиться, с развитием общества и с усложнением орудий труда дети выполнять трудовые действия не могли, они подражали труду взрослых. Так орудия труда превратились в игрушки. Взрослые способствуют распространению детской игры.

 

По мнению Эльконина, Леонтьева, Жуковской развитие игры в дошкольном детстве происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых , к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

 

 

32. Зарубежные теории игры.

1.Теория Шиллера – немецкий  поэт и философ. Он отождествлял  игру с искусством и считал, что игра, как и искусство, имеет  общие корни и возникает тогда,  когда удовлетворены жизненно  важные, необходимые для существования  человека примитивные потребности.  А избыток сил он тратит  на удовлетворение более высоких  духовных потребностей, которые  он находит в искусстве и  игре.

 

2.Теория Спенсера -  английский  философ и социолог. Он продолжил  теорию Шиллера и она получила название у него «Избыток сил». Он отождествлял игры высших животных с играми детей и считал избыток сил, который не находит в деятельности полезной, находит выражение в игровой.

 

3.Теории К.Гросса – немецкий  психолог. Считал  игру как подготовку  к жизни, в основе игры лежат  инстинкты, которые в ней проявляются  и совершенствуются.

 

4.Теория Штерна – он назвал  игру зарей серьезного инстинкта.  Игра, по его мнению, это упражнение  наследственных механизмов поведения.

 

5.Теория Стенли Хола – американский психолог. По его мнению, игра по своей форме и содержанию повторяет историю развития человеческого общества.

 

6.Теория З. Фрейда – по  его мнению, в основе поведения  человека лежат инстинкты. Это  находит отражение и в его  деятельности, в т.ч. и игровой.  По мнению Фрейда, те тайные  желания, которые ребенок не  реализовал в реальной жизни,  он реализует в игре.

Такой же точки зрения придерживался  и Адлер.

 

 

 

 

 

33.Отечественные педагоги о роли  игры в жизни ребенка.

Кроме того, что Ушинский дал научное  обоснование соц. характеру игры, он большое значение придавал игровому обучению. Он придавал большое внимание как самостоятельным, так и совместным играм ребенка и их влияние на развитие.

Лесгов рассматривал игру как упражнение для подготовки к жизни. Им разработан система подвижных игр.

 

Тихеева считала игру как одну из форм организации пед. процесса и как средство воспитания.  Ею разработана система дид. игр по развитию речи.

 

Макаренко в своих лекциях о  воспитании в разделе игра, выделил 3 вида руководства игрой:

1.Взрослый не интересуется игрой  ребенка и не вникает вее.

2.Много вмешивается, все показывает  и рассказывает.

3.Главное количество игрушек.

 

Он выделял  требования к детской игре:

1.В игре должно развиваться  творчество ребенка.

2.Учим детей в игре доводить  начатое дело до конца, в  соответствии с поставленной  целью.

3.Учить ребенка видеть ценность  игрушек и бережно относиться  к ним.

 

Усова выделила 2 вида отношений ребенка к игре:

1.Реальные (когда дети договариваются)

2.Ролевые (когда дети играют)

 

Ею были определены ступени развития детской игры:

1-я ступень. Игры рядом –  характерна для детей мл.дошк. возраста.

2-я ступень. Первые игровые  объединения – характерна для детей ср. возр.

3-я ступень. Групповые игры  – характерна для детей старшего возраста.

34.Основные структурные элементы  игры. Своеобразие игры как деятельности.

 

В качестве структурных  элементов игры выступают:

 

1.Мотив – то, что побуждает  ребенка к игре.

 

2.Сюжет – это та сторона  действительности, те действия, которые  ребенок воспроизводит в игре.

 

3.Содержание – это то, что  ребенок воспроизводит в качестве  центрального, характерного момента  деятельности.

 

4.Игровые действия – основное  средство реализации сюжета.

 

5.Роль – игровая позиция ребенка,  которую он реализует в соответскии с взятой на себя ролью.

 

6.Игровые правила – дают ответ во что играть и как играть.

 

К особенностям детской игры относятся:

 

1.Свобода и самостоятельность  ребенка в игре  (сами выбирают  игру, распределяют роли, определяют  правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят  из игры)

 

2.Творческий характер игры.

 

3.Эмоциональная насыщенность игры.

 

 

 

 

 

 

 

35.Классификация игр в истории  педагогики.

В дошк. педагогике  сущ. различные подходы к классификации детских игр. В зависимости от признака, который берется за основу.

Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. назначению все делятся: сенсорные, моторные, умственные.

 

К.Гросс в основу своей классификации  положил инстинкты, которые в  ней проявляются и совершенствуются. Выделил след.виды игр: экспериментальные, специальные.

 

Пиаже в основу своей классификации  положил возрастную периодизацию:

Игры – упражнения характерны для детей раннего возраста; Символические игры характерны для детей дошк. возраста;

Игры с правилами характерны для детей 7-го года жизни.

 

Лесговт за основу взял идею о единстве физического и психического в развитии ребенка.

Выделил 2 группы игр: имитационные (подражательные) и игры с правилами.

 

Крупская также выделила 2 группы игр:

1 – свободные, самостоятельные,  творческие;

2- организованные игры  с правилами.

 

В современной дошкольной педагогике за основу классификации игры взяты  подходы, предложенные Лесговтом и Крупской.

 

В наст.время все игры делятся:

1.Творческие игры придумывают  сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные  игры, строительно-конструктивные.

 

2. Игры с правилами разработаны  взрослыми: дидактические игры, подвижные  игры, народные игры.

Новую классификацию игр предложила Новоселова. В основу которой она  положила след.признак – по чьей инициативе возникла игра:

1.Игры, возникшие по инициативе  детей: 

игра – экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

 

2.Игры, возникшие по инициативе  взрослых:

Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.)

 

3.Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

традиционные  или народные(исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Характеристика творческих  игр и игр с правилами. Сходство  и различие творческих игр  и игр с правилами.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. 

Творческие  проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Основное  отличие режиссерских игр состоитв том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

 

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.

 

Взависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы:

 

1.Дидактические подразделяются

по  содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.),

по  дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные)

 

 

 

2.Подвижные игры классифицируются

по  степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности),

по  преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.),

по  предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

 

Виграх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей. А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. В играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, это и определяет их воспитательное значение.

 

Игры  с правилами дают возможность  каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельнооценить свои действия и действия других играющих.

 

Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способностиквзаимооценкеисамооценке.То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремлениексамосовершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Сюжетно-ролевая игра как разновидность творческих игр. Современные подходы к организации и руководству сюжетно–ролевыми играми.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

 

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п.

 

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

 

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.

 

Сюжетно-ролевая  игра имеет следующие структурные компоненты:

 

1.Сюжет  игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные,отражающие профессиональный труд людей, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"