Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Дошкольной педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошк.педагогике.docx

— 236.02 Кб (Скачать файл)

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Труд требует от дошкольника  сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует  память.

Труд развивает мышление - ребенку  приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

 Особенно важен труд для  нравственного воспитания ребенка.  В труде воспитывается самостоятельность,  развивается инициатива, ответственность.  Воспитательный характер труда  отмечали прогрессивные педагоги  всех времен, считали его естественным  условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной  потребностью здорового организма.  Это нашло свое подтверждение  в классической педагогической  литературе (Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Г.Пестолоц-ци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко,  В.А.Сухомлинский и др.) и современных  исследованиях (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др.).

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения  к труду взрослых, стремление  оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений  и навыков и их дальнейшее  совершенствование, постепенное  расширение содержания трудовой  деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

готовности принять участие  в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно  полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его  воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан  с игрой. Выполняя трудовую  задачу, малыши часто переключаются  на игру. Более старшие дети  в ходе работы также нередко  ИСПОЛЬЗУЮТ игру. Иногда во время  игры у детей возникает потребность  в каком-либо предмете. Тогда,  чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят  отражать труд взрослых и их  взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно  развивается. Становление каждого  из ее составных компонентов  (навыки, постановка цели, мотивация,  планирование работы, достижение  результата и его оценка) имеет  свои особенности. 

Формирование трудовых навыков: в  раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению  орудийными операциями. Овладение простейшими  орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного  возраста ещё не умеют ставить  цель в труде. Эта способность  у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале  цель ставит педагог. Старшие дошкольники  сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении  условий им следует подсказать, что  надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается  в тех видах труда, где в  итоге получается материальный результат.

Мотивы труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование . детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т.п.); намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату: младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда.Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

Цель Совместная (для детей и  взрослых ) постановка цели Планирование Характерно предварительное обговаривание  всех сторон деятельности Процесс

деятель-ности  Взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Педагог не должен от на чала и до конца выпол-нять работу с вос-питанниками, но они должны видеть заинтересованность взрослого  в дости-жении общей цели. Общение  возникает на основе единства цели. Сотрудничест-во и взаимопомощь поддерживаются и поощряются педагогом.

Ведущими  явл-ся предметно-орудийные действия, с помощью которых и достигается  результат. Результат Смысл труда  состоит в полу- чении практичес  кого результат, удовлетворяющего чью-то потреб ность.

Требования к  организация детского труда:

I. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е.А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного рнимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

 

 

 

 

30 Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Выбор той или иной формы организации  трудовой деятельности

детей зависит прежде всего от:

  1. возрастных и психофизиологических возможностей детей;
  2. уровня трудового опыта детей;
  3. конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;
  4. содержания труда.

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

 Содержание: поручения детям младших групп косят преимущественно индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т.д.;

в средней группе детям дают поручения  полить комнатные растения, правильно  расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски  для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть  их, вытереть полочку от пыли и др.; в старших группах воспитатель  привлекает детей к выполнению самых  разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место  занимают поручения - задания, результат  которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного  содержания и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)

ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

 Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:

дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

Дежурства по уголку природы (старшая  группа).

Содержание труда дежурных при  переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд  детей всей группы, целесообразно  делить их на несколько звеньев  (до 4-х), каждому из которых предлагается  какое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются  только те виды труда, навыками  которых дети владеют достаточно  хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены  все дети.

Способы объединения детей в труде:

труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

впервые может быть организован  в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах  труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать  себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

совместный труд, его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет  не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз  передает результат своего труда  следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

 в) каждая из предложенных  операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"