Управление финансовыми ресурсами муниципальной территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации. Под бюджетом муниципального образования понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Цель курсовой работы выработка системы основных направлений совершенствования управления муниципальными финансами муниципальной территории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ..4
1. Теоретические основы управления муниципальными финансами…….6
1.1 Сущность муниципальных финансов……………………………..……6
1.2 Местный бюджет - как основа финансовых ресурсов муниципальных образований……………………………………………………………………...10
2. Анализ механизма управления финансовыми ресурсами Ардатовского муниципального района РМ………….…………………………….…………..18
2.1 Оценка финансовых ресурсов Ардатовского муниципального района РМ………………………………………………………………………..18
2.2 Формирование и исполнение местного бюджета Ардатовского муниципального района РМ…………………………………………………..44
3. Направления совершенствования механизма управления местными финансами Ардатовского муниципального района РМ………………………60
Заключение……………………………………………..…………………63
Список использованных источников и литературы…..………………..68

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Проведем оценку качества управления финансовыми ресурсами Ардатовского муниципального района РМ.

Доходы бюджета Ардатовского муниципального района РМ формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений.

Общая сумма доходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ в 2008 году составляла 218 645,4 тыс. руб., в 2009 году – 344 449,5 тыс. руб., в 2010 году – 260 502,7 тыс. руб. Динамика состава доходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ приведена в таблице 1.

В составе доходов бюджета наибольший удельный вес из года в год составляют безвозмездные поступления, ежегодно они планируются и занимают более 80 % всех доходов бюджета района. Это говорит о высокой степени зависимости Ардатовского муниципального района РМ от поддержки вышестоящего бюджета. Так как в силу своего географического положения и иных факторов Ардатовский муниципальный район РМ не в состоянии обеспечить большую часть поступлений за счет собственных доходов (видно из таблицы 1), этот источник доходов ежегодно для бюджета района наиболее важен и необходим. Средства, получаемые в виде межбюджетных трансфертов, предполагают обеспечение сбалансированного исполнения бюджета Ардатовского муниципального района РМ.

 

 

Таблица 1

Динамика состава доходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ

в 2008 - 2010 годах

Наименование

показателя

2008 год

2009 год

2010 год

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

Всего доходы,

в том числе:

218 645,4

100,0

344 449,5

100,0

260 502,7

100,0

налоговые доходы

23 049,6

10,5

34 533,1

10,1

30 031,7

11,5

неналоговые доходы

 

3 432,8

 

1,6

2 890,5

 

0,8

3 103,8

1,2

безвозмездные поступления

192 162,9

87,9

307 025,9

89,1

227 367,20

87,3


Второе место в структуре доходов бюджета стабильно занимают налоговые доходы, которые по плановым показателям в 2008 году составили 10,5 %, в 2009 году – 10,1 %, в 2010 году – 11,5 %.

Третье место – неналоговые доходы, однако, прослеживается тенденция снижения поступлений неналоговых доходов в бюджет района, даже в 2010 году они спланированы ниже уровня 2008 года, хотя по сравнению с 2009 годом можно пронаблюдать некоторый рост – на 0,4 %.

Рассмотрим подробнее поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Ардатовского муниципального района РМ.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Прогнозирование налоговых доходов осуществляется с учетом:

- изменений, вносимых в налоговое и бюджетное законодательство;

- максимального размера налоговых ставок, установленного федеральным и региональным законодательством на планируемый год;

- налоговых платежей, осуществляемых организациями по месту нахождения своих обособленных структурных подразделений в соответствии с федеральным и региональным законодательством;

- увеличения (сокращения) количества налогоплательщиков в период разработки прогноза налоговых доходов в текущем финансовом году, либо в планируемом году.

Базисным периодом для прогнозирования налоговых доходов являются три года, предшествующие планируемому году (два года, предшествующие текущему финансовому году и текущий финансовый год). В целях обеспечения сопоставимости показателей налоговые доходы двух лет, предшествующих текущему финансовому году, приводятся в соответствие с условиями текущего финансового года. С учетом сроков уплаты налоговых платежей, установленных для отдельных налогов и сборов, определяются суммы переходящих платежей как с текущего года на планируемый год, так и с планируемого года на следующий за планируемым годом. При расчете налоговых доходов по налогам, отмененным с 1 января планируемого года, учитываются как прогнозируемые суммы переходящих платежей по налогам с текущего года, так и прогнозируемые суммы погашения задолженности по ним (включая недоимку, реструктуризированные платежи и т.д.), образовавшейся по состоянию на начало планируемого года.

В настоящее время мобилизация налоговых доходов в местные бюджеты регламентируется комплексом правовых актов, принимаемых не только на федеральном уровне, но также на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Так, налоговые доходы бюджета Ардатовского муниципального района РМ формируются за счет федеральных, региональных, местных налогов, сборов – в соответствии с нормативами отчислений, установленными федеральным законодательством, Законом Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года №4-3 «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия», согласно которым в доход бюджета Ардатовского муниципального района РМ зачисляются следующие виды налогов:

- налог на доходы физических лиц - по нормативу 30 %;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 %;

- единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 30 %;

- отдельные виды государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), определенной бюджетным законодательством Российской Федерации, - по нормативу 100 %;

Итак, рассмотрим плановые показатели налоговых доходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ. Плановые показатели общего объема налоговых доходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ утверждаются ежегодно в решении Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия «О бюджете Ардатовского муниципального района Республики Мордовия» на соответствующий год. В течение отчетного года происходит изменение и уточнение плановых показателей, которые должны быть утверждены до 1 июня соответствующего года.

Проведем анализ плановых налоговых доходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ за 2008 - 2010 гг. (таблица 2).

 

 

 

 

 

Таблица 2

Анализ бюджета Ардатовского муниципального района по доходам

за 2008 - 2010 годы, тыс. руб.

Наименование доходов

2008 год

Про-цент испол-нения

2009 год

Про-цент испол-нения

2010 год

Про-цент испол-нения

Утвер-ждено

Исполнено

Утвер-ждено

Исполнено

Утвер-ждено

Исполнено

Доходы бюджета

302 305,3

295 136,4

97,6

311 100,6

306 960,9

98,7

334 166,9

296 322,9

88,7

Налоги на прибыль, доходы

22 073,6

22 040,8

99,9

22 446,9

22 839,2

101,7

23 564,9

24 948,9

105,9

НДФЛ

22 073,6

22 040,8

99,9

22 446,9

22 839,2

101,7

23 564,9

24 948,9

105,9

Налоги на совокупный доход

4 700,8

4 196,2

89,3

4 851,0

5 333,0

109,9

5 360,3

6 511,6

121,5

ЕНВД

4 662,8

4 153,6

89,1

4 710,8

5 295,6

112,4

5 100,0

6 250,1

122,6

ЕСХН

38,0

42,6

112,1

140,2

37,4

26,7

260,3

261,5

100,5

Государствен-ная пошлина

657,8

820,7

124,8

1 048,8

791,4

75,5

1 828,5

1 809,9

99,0

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам

6,4

23,6

368,8

-

-0,4

 

2,5

8,3

332,0

ИТОГО НАЛОГОВ:

27 438,6

27 081,3

98,7

28 346,7

28 963,2

102,2

30 756,2

33 278,7

108,2


Из таблицы видно, что первоначальные плановые показатели по некоторым поступлениям имеют значительное отклонение от уточненных показателей поступлений налогов в бюджет Ардатовского муниципального района РМ. Так, в 2008 году изначально было запланировано налоговых поступлений на 19 % меньше, чем в результате уточнения этих показателей, на это повлияло отсутствие изначально заложенных данных о поступлении единого сельскохозяйственного налога и занижение плановых показателей налога на доходы физических лиц, а также государственной пошлины. В 2009 году же мы пронаблюдаем ситуацию обратную, так как в данном отчетном периоде в процессе уточнения налоговых показателей получено почти на 18 % меньше, чем было запланировано изначально, в основном в результате первоначального завышения поступлений налога на доходы физических лиц. Исходя из плановых поступлений на 2010 год, можно сделать вывод о том, что в данном отчетном году планирование осуществлялось наиболее точно, это доказывает то, что отклонение между плановыми показателями, подлежащими изменению, и уточненным планом составило лишь 2,4 %, за счет предварительного занижения суммы единого сельскохозяйственного налога. Также заметим, что в результате уточнения плановые показатели поступления налогов значительно корректируются и становятся наиболее реалистичными. Так, если соотнести плановые показатели отчетного периода с аналогичными показателями предыдущего – увидим, что погрешность между ними значительнее (порядка от -13 до 50 %), чем между показателями уточненного плана на соответствующие года (около 3 –9 %).

Но чаще всего даже уточненные плановые показатели не являются гарантом их исполнения, а лишь служат базой для достижения фактических показателей. Рассмотрим, на сколько выполняются прогнозные показатели бюджета Ардатовского муниципального района РМ и от чего зависят те или иные отклонения от плана, а также структуру налоговых поступлений в бюджет Ардатовского муниципального района РМ за 2008 – 2010 годы.

В 2008 году в бюджет Ардатовского муниципального района РМ поступило 295 136,4 тыс. руб. доходов, что составило 97,6 % к годовому плану. В структуре доходов бюджета налоговые поступления составили 27 081,3 тыс. руб., это 9,2 % всех доходов бюджета района (таблица 3). Годовой план выполнен на 98,7 %, что обусловлено не поступлением в полном объеме доходов от некоторых видов налогов на сумму 357,3 тыс. руб. Основным источником поступлений является налог на доходы физических лиц - 22 040,8 тыс. руб., это 81,4 % налоговых или 7,5 % всех доходов бюджета района. Годовой план поступлений по налогу на доходы физических лиц выполнен на 99,9 %. Недопоступление на сумму 32,8 тыс. руб. обусловлены уменьшением средней заработной платы в организациях района.

 

 

Таблица 3

 

Доля налоговых доходов в общем объеме доходов бюджета

Ардатовского муниципального района РМ

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Бюджет муници-пального района, тыс. руб.

Удельный вес  в общем объеме доходов, %

Бюджет муници-пального района, тыс. руб.

Удельный вес  в общем объеме доходов, %

Бюджет муници-пального района,   тыс. руб.

Удельный вес  в общем объеме доходов, %

Итого доходов

295 136,4

100,0

306 960,9

100,0

296 322,9

100,0

Налоговые доходы, всего

27 081,3

9,2

28 963,2

9,4

33 278,7

11,2

НДФЛ

22 040,8

7,5

22 839,2

7,4

24 948,9

8,4

ЕНВД для отдельных видов деятельности

4 153,6

1,4

5 295,6

1,7

6 250,1

2,1

ЕСХН

42,6

0,0

37,4

0,0

261,5

0,1

Государственная пошлина

820,7

0,3

791,4

0,3

1 809,9

0,6

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам

23,6

0,0

-0,4

0,0

8,3

0,0

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами муниципальной территории