Управление финансовыми ресурсами муниципальной территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации. Под бюджетом муниципального образования понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Цель курсовой работы выработка системы основных направлений совершенствования управления муниципальными финансами муниципальной территории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ..4
1. Теоретические основы управления муниципальными финансами…….6
1.1 Сущность муниципальных финансов……………………………..……6
1.2 Местный бюджет - как основа финансовых ресурсов муниципальных образований……………………………………………………………………...10
2. Анализ механизма управления финансовыми ресурсами Ардатовского муниципального района РМ………….…………………………….…………..18
2.1 Оценка финансовых ресурсов Ардатовского муниципального района РМ………………………………………………………………………..18
2.2 Формирование и исполнение местного бюджета Ардатовского муниципального района РМ…………………………………………………..44
3. Направления совершенствования механизма управления местными финансами Ардатовского муниципального района РМ………………………60
Заключение……………………………………………..…………………63
Список использованных источников и литературы…..………………..68

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Управление финансовыми ресурсами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Важным инструментом в муниципальном управлении финансовыми ресурсами является мониторинг финансового положения муниципального образования и прогнозирование на его основе финансовых потоков в зависимости от изменения отдельных факторов.

Мониторинг качества управления финансовыми ресурсами – это регулярное измерение и регистрация текущих значений фи­нансовых показателей, которые сопровождаются такими проце­дурами, как сбор, обработка, упорядочивание входных данных.

При мониторинге качества управления финансовыми ресурсами фактические данные сравниваются с плановыми. Оценка качества управления финансовыми ресурсами представляет собой сопостав­ление собранных в процессе мониторинга данных с установленными критическими значениями показателей, выбранных для оценки.

Оценка качества управления финансовыми ресурсами прово­дится для того, чтобы понять, насколько эффективно исполня­ется бюджетная смета и что может быть сделано для улучшения финансовых результатов деятельности бюджетных учреждений, при этом анализируются причины достижения или недостиже­ния запланированных результатов.

В ходе проведения оценки качества управления финансовыми ресурсами Ардатовского муниципального района РМ мной установлено, что доходы бюджета Ардатовского муниципального района РМ формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений.

В составе доходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ наибольший удельный вес из года в год составляют безвозмездные поступления, ежегодно они планируются и занимают более 80 % всех доходов бюджета района. Это говорит о высокой степени зависимости Ардатовского муниципального района РМ от поддержки вышестоящего бюджета. Так как в силу своего географического положения и иных факторов Ардатовский муниципальный район РМ не в состоянии обеспечить большую часть поступлений за счет собственных доходов, этот источник доходов ежегодно для бюджета района наиболее важен и необходим. Средства, получаемые в виде межбюджетных трансфертов, предполагают обеспечение сбалансированного исполнения бюджета Ардатовского муниципального района РМ. Второе место в структуре доходов бюджета стабильно занимают налоговые доходы, а третье место – неналоговые доходы, однако, прослеживается тенденция снижения поступлений неналоговых доходов в бюджет района.

В ходе проведенного анализа динамики расходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ установлено, что наибольший удельный вес в расходах бюджета Ардатовского муниципального района РМ занимают межбюджетные трансферты бюджетам поселений, ежегодно они занимают около половины всех расходов бюджета. Второе место по объему расходов занимает такой раздел, как социальная политика, что связано со значительным увеличением количества направлений по данной статье расходов. Также значительный объем расходов приходится на здравоохранение и спорт. Вышеперечисленные статьи представляют собой наиболее финансируемые отрасли бюджета.

Во вторую группу по объему финансирования входят общегосударственные вопросы и образование, меньший объем расходов приходится на культуру, кинематографию и СМИ, а также на национальную экономику, хотя это и достаточно негативный факт. И совсем незначительную часть расходов бюджета занимают вопросы национальной безопасности.

Формирование отношений между республиканским бюджетом, бюджетом Ардатовского муниципального района и бюджетами поселений происходит в соответствии с положениями послания Главы Республики Мордовия государственному Собранию Республики Мордовия, бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Мордовия «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия», законодательных актов местного самоуправления.

Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета Республики Мордовия предоставляются в форме:

- дотаций из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов;

- субсидий из Республиканского фонда софинансирования расходов;

- субвенций бюджетам муниципальных районов (городского округа) из Республиканского фонда компенсаций;

- иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов (городского округа).

Бюджет Ардатовского муниципального района РМ является не только получателем значительной части доходов из вышестоящего бюджета, вместе с тем в расходах бюджета района ежегодно планируются межбюджетные трансферты бюджетам поселений. Оказание финансовой поддержки из бюджета Ардатовского муниципального района РМ бюджетам поселений может быть осуществлено в формах – дотаций, субвенций и субсидий.

Формирование и использование местного бюджета Ардатовского муниципального района РМ осуществляется в соответствии с Положением от 2 декабря 2008 года №60 «О бюджетном процессе в Ардатовском муниципальном районе РМ».

В завершении необходимо добавить, что в качестве основных направлений совершенствования системы управления финансовыми ресурсами Ардатовского муниципального района РМ можно рассмотреть:

1. Расширение сферы управления финансовыми ресурсами района через совершенствование:

 единой и согласованной системы управления всеми этапами бюджетного процесса (подготовка и принятие бюджета, исполнение бюджета в течение года, анализ и оценка исполнения бюджета) на региональном уровнях бюджетной системы;

 нормативно-правовой базы системы управления элементами финансовой системы (внебюджетными фондами, внебюджетными средствами бюджетных учреждений, средствами иных активов и проч.).

2. Совершенствование механизмов и технологий управления по следующим основным направлениям:

 повышение качества планирования, учета, контроля и анализа в первую очередь за счет внедрения казначейских принципов исполнения бюджета;

 расширение принципов прозрачности и публичности при управлении финансами за счет расширения общественного контроля общественных финансов.

3. Совершенствование механизмов влияния на внешнюю для муниципальных образований (региональную) политико-экономическую среду, в которой существует и развивается система управления общественными финансами региона, а также формирование и продвижение в СМИ позитивного образа региона, на общероссийском и международном уровне.

Список использованных источников и литературы

 

1. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.- М.: ЮНИТИ, 2006. - 689 с.

2. Бабун Р.В. Вопросы муниципальной экономики / Р.В. Бабун, З.З. Муллагалеева. – М.: Обществ. научн. фонд, 2005. - 143 с.

3. Бюджетный кодекс Российской федерации от 31 июля 1998 № 145- ФЗ // Собр. Законодательства РФ. - №107.- Ст.4992

4. Воронин А.Г. Местное самоуправление: технологии социально- экономического роста: учебник / А.Г. Воронина.- СПб., Изд- во СПб ун-та,2008. – 462 с.

5. Европейская Хартия местного самоуправления. // Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. - М.:2008.- №52. – Ст.7803

6. Горный М.Б., Ошурков А.Т., Скрыбина Н.И. Основы муниципальной экономики: учеб. пособие / М.Б. Горный, А.Т. Ошурков, Н.И. Скрябина.- М.: Весь Мир, 2008.- 532 с.

7. Ковалев В.В. Финансы: учебник / В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2004.- 210 с.

8. Ковешников Е.М. Муниципальное право: учебник / Е.М. Ковешников. - М.: Норма, 2004.- 463 с.

9. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг,2009.- 40с.

10. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации : учебник / О.Е. Кутафин – М.: ЮНИТИ,2004.- 502 с.

11. Методика расчетов доходов и расходов для формирования республиканского бюджета республики Мордовия и параметров местных бюджетов для определения объемов межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период утв. Приказом Министерства финансов Республики Мордовия от 30.06.2009 №142.

17. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 // Собр. законодательства РФ. - 1998.- №198. – Ст. 5925.

18. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) [Электронный ресурс] :Федер. закон Рос. Федерации от 06 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) ФЗ – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

19. О внесение изменений в федеральный закон О федеральном бюджете на 2001 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 20 июля 2011 №251-ФЗ – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

20. О внесение изменений в Закон Республики Мордовия О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [Электронный ресурс] : Закон Респ. Мордовия от 15 октября 2010 №71-З.) – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

21. О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 №4-3 (ред. от 14.06.2011) – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

22. Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 года №128н. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

23. О бюджетном процессе в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия Положение от 02 декабря 2008 №60 утв. Решением совета депутатов Ардатовского муниципального района РМ

24. Позднякова Т.А. Местные бюджеты в системе финансового регулирования экономики: учебник / Т.А. Позднякова.- СПб.: ун-т Экономики и финансов, 2009.- 240 с.

25. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для ВУЗов / Г.Б. Поляк. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 398с.

26. Поляк Г.Б. Финансы муниципальных образований / Г.Б. Поляк.– М.: Финансы и статистика, 2001. - 336 с.

27. Сергеев Л.И. Региональные финансы и кредит: учебник / Л.И. Сергеев. М.: Проспект, 2008. - 420 с.

28. Сергеев Л.С. Государственные и территориальные финансы / Л.С. Сергеев. М.: Дело,2000. - 510 с.

29. Ясюнас В.Л. Основы местного самоуправления: учебник/ В.Л. Ясюнас - М.: высш. шк., 2006. - 238 с.

3

 



Информация о работе Управление финансовыми ресурсами муниципальной территории