Управление финансовыми ресурсами муниципальной территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации. Под бюджетом муниципального образования понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Цель курсовой работы выработка системы основных направлений совершенствования управления муниципальными финансами муниципальной территории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ..4
1. Теоретические основы управления муниципальными финансами…….6
1.1 Сущность муниципальных финансов……………………………..……6
1.2 Местный бюджет - как основа финансовых ресурсов муниципальных образований……………………………………………………………………...10
2. Анализ механизма управления финансовыми ресурсами Ардатовского муниципального района РМ………….…………………………….…………..18
2.1 Оценка финансовых ресурсов Ардатовского муниципального района РМ………………………………………………………………………..18
2.2 Формирование и исполнение местного бюджета Ардатовского муниципального района РМ…………………………………………………..44
3. Направления совершенствования механизма управления местными финансами Ардатовского муниципального района РМ………………………60
Заключение……………………………………………..…………………63
Список использованных источников и литературы…..………………..68

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 4 видно, что следующим по объему поступлений среди налоговых доходов в 2008 году был единый налог на вмененный доход, его было собрано на сумму 4 153,6 тыс. руб. - это 15,3 % налоговых, или 1,4 % всех доходов района. По данному виду поступлений годовой план выполнен на 89,1 %.

Зато по государственной пошлине выполнение годового плана составило 124,8 %, дополнительно поступило 162,9 тыс. руб. Перевыполнение плана стало возможным благодаря дополнительным поступлениям по государственной пошлине за совершение нотариальных действий. В структуре налоговых доходов он занимает 3 % общего объема налогов.

Также значительно перевыполнен план по единому сельскохозяйственному налогу, на 12,1 % в результате увеличения числа налогоплательщиков, перешедших на уплату данного вида налогов.

Исполнение плановых назначений по задолженности по отмененным налогам на 368,8 % (план 6,4 тыс. руб., факт 23,6 тыс. руб.) позволило дополнительно получить в бюджет 17,2 тыс. руб. Здесь свою роль сыграли опережающие платежи организаций по реструктуризации.

Таблица 4

Структура налоговых поступлений в бюджет Ардатовского муниципального района РМ

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Бюджет муници-пального района, тыс. руб.

Удельный вес  в общем объеме доходов, %

Бюджет муници-пального района, тыс. руб.

Удельный вес  в общем объеме доходов, %

Бюджет муници-пального района,   тыс. руб.

Удельный вес  в общем объеме доходов, %

Налоговые доходы, всего

27 081,3

100,0

28 963,2

100,0

33 278,7

100,0

НДФЛ

22 040,8

81,4

22 839,2

78,9

24 948,9

75,0

ЕНВД для отдельных видов деятельности

4 153,6

15,3

5 295,6

18,3

6 250,1

18,8

ЕСХН

42,6

0,2

37,4

0,1

261,5

0,8

Государственная пошлина

820,7

3,0

791,4

2,7

1 809,9

5,4

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам

23,6

0,1

-0,4

0,0

8,3

0,0

В 2009 году в бюджет Ардатовского муниципального района РМ поступило 306 960,9 тыс. руб. доходов, что составило 98,7% к годовому плану. Это произошло за счет перевыполнения плана по налоговым поступлениям в 2009 году. В структуре доходов бюджета налоговые поступления составили 28 963,2 тыс. руб., это 9,4 % всех доходов бюджета района, что на 0,2 % больше, чем в 2008 году. Годовой план выполнен на 102,2 %, дополнительно к плану поступило 616,5 тыс. руб. Основным источником поступлений так же, как и в 2008 году является налог на доходы физических лиц - 22 839,2 тыс. руб., это 78,9 % налоговых или 9,7 % всех доходов бюджета района. В сравнении с 2008 годом, можно пронаблюдать перевыполнение показателя по данному налогу. Годовой план поступлений по налогу на доходы физических лиц выполнен на 101,7 %. Дополнительные поступления на сумму 392,3 тыс. руб. обусловлены в основном гашением организациями района недоимки прошлых лет.

Следующим по объему поступлений остается по-прежнему единый налог на вмененный доход 3 543,1 тыс. руб. - это 18,3 % налоговых, или 1,7 % всех доходов района. По данному виду поступлений годовой план выполнен на 112,4 %, в то время как в 2008 году произошло недопоступление данного вида налога в бюджет Ардатовского муниципального района РМ. Дополнительные поступления на сумму 584,8 тыс. руб., обусловленные появлением новых торговых объектов, являются для бюджета района довольно значительными.

Но стоит отметить, что не по всем налоговым доходам были выполнены годовые назначения. Так, государственной пошлины поступило 791,4 тыс. руб., что составляет 75,5 % к плану. Недовыполнение плана на сумму 257,4 тыс. руб. объясняется значительным уменьшением количества регистрационных действий по сравнению с 2008 годом.

Также не выполнены годовые назначения по единому сельскохозяйственному налогу. При плане равном 140,2 тыс. руб. поступления составили всего 37,4 тыс. руб. Выполнение плана 26,7 %, бюджет района недополучил 102,8 тыс. Здесь сыграло свою роль тяжелое финансовое положение сельхозпредприятий, получивших от результатов своей деятельности убытки.

Кроме того, налоговые доходы были уменьшены на сумму возврата по налогу на прибыль организаций, зачислявшемся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных районов. Сумма возврата составила 0,4 тыс. рублей.

Плановые назначения по доходам бюджета Ардатовского муниципального района РМ на 2010 год составили 334 166,9 тыс. руб., фактически поступило 296 322,9 тыс. руб., что составляет 88,7 % от плана. Хотя выполнение годовых назначений по налоговым доходам составило 108,2%. Дополнительно в бюджет района поступило 2 522,5 тыс. руб. Это стало возможным благодаря перевыполнению плановых назначений по всем основным видам налоговых доходов. Таким как налог на доходы физических лиц – основной источник налоговых доходов. Годовой план по нему составил 23 564,9 тыс. руб., фактически поступило 24 948,9 тыс. руб., выполнение плана составило 105,9%, дополнительно поступило 1 384 тыс. руб. Дополнительные поступления стали возможны благодаря погашению задолженности прошлых лет.

В 2010 году возрастает значение такого налога как ЕНВД. По единому налогу на вмененный доход годовой план выполнен на 122,6 %, дополнительно поступило 1 150,1 тыс. руб. Это довольно значительное поступление в бюджет района, которое занимает 18,8 % в структуре налоговых доходов, в то время как в 2008 году он занимал 15,3 %. Дополнительные поступления обусловлены, в основном, отменой коэффициента, учитывающего фактическое время работы в течение налогового периода.

Также в общем объеме налогов растет роль государственной пошлины, так если в 2009 году она занимала лишь 2,7 % налоговых и 0,3 % общих доходов, то в 2010 году 5,4 % и 0,6 % соответственно. Это стало возможным в результате изменения ставок с 01.01.2010 года. Хотя выполнение годового плана составило 99 % (план – 1 828,5тыс. руб., факт - 1 809,9 тыс. руб.).

Планирование неналоговых доходов бюджета происходит на основе принципа, когда функции прогнозирования этих доходов осуществляют администраторы доходов. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в Министерство финансов РМ.

В бюджет Ардатовского муниципального района РМ в соответствии с Бюджетным Кодексом направляются следующие поступления в виде неналоговых доходов:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 50 % в районный бюджет;

- плата за негативное воздействие на окружающую среду - 40 % в районный бюджет;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- иные неналоговые доходы.

Как видно из таблицы 5 неналоговые доходы в бюджете Ардатовского муниципального района РМ занимают около 2 % от общей суммы доходов бюджета. Это примерно в 5 раз меньше, чем доходы, поступающие в бюджет района в виде налогов.

Таблица 5

Динамика неналоговых доходов бюджета Ардатовского муниципального района РМв 2008-2010 годы

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

тыс. руб

удельный вес, %

тыс. руб

удельный вес, %

тыс. руб

удельный вес, %

Всего доходы,

в том числе:

218 645,4

100,0

344 449,5

100,0

260 502,7

100,0

Неналоговые доходы

3 432,8

1,6

2 890,5

0,8

3 103,8

1,2

 

На таблице 5 четко прослеживается тенденция уменьшения удельного веса неналоговых поступлений, особенно 2009 году. Значительное снижение прогнозируемых в 2009 году неналоговых доходов связано с объективными факторами, а именно, с последствиями финансового кризиса, а также уменьшением площадей муниципального недвижимого имущества в связи с приватизацией, в результате чего бюджет района планирует потерять, по сравнению с 2008, годом почти половину доходов от использования имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности.

Рассмотрим подробнее состав и структуру неналоговых доходов за анализируемый период (таблица 6).

Таблица 6

Объем поступлений неналоговых доходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ по основным источникам на 2008 – 2010 годы

Наименование доходов

2008 год

Уд.

вес,

%

2009 год

Уд.

вес,

%

Темп роста, %

2010 год

Уд.

вес,

%

Темп роста, %

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

2 474,8

 

 

 

72,1

1 352,1

 

 

 

46,8

54,6

1 521,7

 

 

 

49,0

112,5

- арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли до разграничения государственной собственности на землю (за исключением земель, предназначенных для целей жилищного строительства)

2 303,5

 

 

 

 

 

 

 

 

67,1

1 1144,2

 

 

 

 

 

 

 

 

38,5

48,4

1 337,7

 

 

 

 

 

 

 

 

43,1

120,1

-доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципальных районов  и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий

171,3

 

 

 

 

 

 

 

 

5,0

237,9

 

 

 

 

 

 

 

 

8,2

138,9

184,0

 

 

 

 

 

 

 

 

5,9

77,3

Платежи при пользовании природными ресурсами

78,8

 

2,3

262,8

 

9,1

333,5

404,9

 

13,0

154,1

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

879,2

 

25,6

1 275,6

 

44,1

145,1

1 177,2

 

37,9

92,3

Итого неналоговых доходов

 

3 432,8

 

100,0

2 890,5

 

100,0

84,2

3 103,8

 

100,0

107,4


 

Основную долю в структуре неналоговых доходов составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2008 году – 72,1 %, в 2009 году – 46,8 % и в 2010 году – 49,0 %). Снижение в 2009 году показателя по сравнению с 2008 годом можно объяснить с плановым сокращением арендной платы за землю, рассчитанной исходя из данных о заключенных договорах аренды земельных участков, оценки поступивших сумм арендной платы и ожидаемой оценки поступлений. Данное сокращение связано с уменьшением числа заключенных договоров аренды земельных участков в 2009 году. В 2010 году же этот показатель запланирован с темпом роста 120,1 %, это объясняется необходимости взыскания недоимки прошлых лет.

Доходы от аренды имущества запланированы в сумме 237,9 тыс. руб., можно пронаблюдать рост почти на 40 % по сравнению с 2008 годом, хотя уже к 2010 году увидим явное снижение от уровня прошлого года на 23 %. Эти показатели рассчитаны  на основании заключенных договоров аренды имущества, то есть они напрямую зависят от числа заключаемых договоров аренды имущества в год.

Следующее место в общей структуре неналоговых доходов принадлежит поступлениям в виде штрафов, санкций и иных возмещений ущерба. Наибольшее поступление планировалось в 2009 году в результате активизации работы контролирующих органов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду планируется исходя из фактических поступлений за предшествующие года. Расчет поступлений произведен Управлением по технологическому и экологическому надзору по Республике Мордовия, который является администратором данного платежа. Исходя из таблицы 6, увидим ежегодное повышение роли данного поступления. Так, плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2009 году планируется увеличить в три раза по сравнению с 2008 годом исходя из фактических поступлений 2008 года, а в 2010 году запланировано поступлений с темпом роста 154 % исходя из фактических поступлений 2009 года. Этот факт объясняется тем, что прогноз платы за негативное воздействие на окружающую среду сформирован с учетом повышающего коэффициента 1,32, а также с учетом отмены льгот, предоставленных бюджетными учреждениями Республики Мордовия с 1 января 2009 года.

Анализируя динамику расходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ, отметим, что в 2008 году расходы бюджета по плану составляли 219 146,9 тыс. руб., в 2009 году расходы планировались в сумме 346 127,3 тыс. руб., а в 2010 году – в сумме 262 158,8 тыс. руб.

Остановимся подробнее на анализе расходной части бюджета, определим состав и структуру расходов (таблица 7).

Таблица 7

Состав и структура расходов бюджета Ардатовского муниципального района РМ

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами муниципальной территории