Управление финансовыми ресурсами муниципальной территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации. Под бюджетом муниципального образования понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Цель курсовой работы выработка системы основных направлений совершенствования управления муниципальными финансами муниципальной территории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ..4
1. Теоретические основы управления муниципальными финансами…….6
1.1 Сущность муниципальных финансов……………………………..……6
1.2 Местный бюджет - как основа финансовых ресурсов муниципальных образований……………………………………………………………………...10
2. Анализ механизма управления финансовыми ресурсами Ардатовского муниципального района РМ………….…………………………….…………..18
2.1 Оценка финансовых ресурсов Ардатовского муниципального района РМ………………………………………………………………………..18
2.2 Формирование и исполнение местного бюджета Ардатовского муниципального района РМ…………………………………………………..44
3. Направления совершенствования механизма управления местными финансами Ардатовского муниципального района РМ………………………60
Заключение……………………………………………..…………………63
Список использованных источников и литературы…..………………..68

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………… ..4

1. Теоретические основы управления муниципальными финансами…….6

1.1 Сущность муниципальных финансов……………………………..……6

1.2 Местный бюджет - как основа финансовых ресурсов муниципальных образований……………………………………………………………………...10

2. Анализ механизма управления финансовыми ресурсами Ардатовского муниципального района РМ………….…………………………….…………..18

2.1 Оценка финансовых ресурсов Ардатовского муниципального района РМ………………………………………………………………………..18

2.2 Формирование и исполнение местного бюджета Ардатовского муниципального района РМ…………………………………………………..44

3. Направления совершенствования механизма управления местными финансами Ардатовского муниципального района РМ………………………60

Заключение……………………………………………..…………………63

Список использованных источников и литературы…..………………..68

Приложение …………………………………………………………......71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.

Поэтому проблема данной курсовой работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом так же свидетельствует частое изучение поднятого вопроса.

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации. Под бюджетом муниципального образования понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Цель курсовой работы выработка системы основных направлений совершенствования управления муниципальными финансами муниципальной территории.

Достичь поставленной цели видится возможным, решив следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы управления муниципальных финансов.

2. Провести анализ механизма управления финансовыми ресурсами Ардатовского муниципального района РМ.

3. Оценить эффективность использования финансовых ресурсов Ардатовского муниципального района РМ.

4. Рассмотреть порядок формирования и использования местного бюджета Ардатовского муниципального района РМ.

5. Разработать направления совершенствования управления местными финансами Ардатовского муниципального района РМ.

Объектом исследования выступают элементы управления муниципальными финансами.

Предмет исследования - изучение проблем экономической самостоятельности муниципальных образований.

Курсовая работа выполнена на 65 листах и содержит: введение, три раздела, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные разработки отечественных и зарубежных ученых по актуальным вопросам управления муниципальными финансами, учебные пособия по муниципальному менеджменту, периодическая литература.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, экономико-статистический, исторический анализ проблемы, метод систематизаций, анализ фактической документации, эмпирический, метод экспертных оценок, использовались приемы структурно-функционального анализа, а также такие методы сбора и анализа информации, как собственные умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы управления муниципальными финансами

 

1.1 Сущность муниципальных финансов

 

Муниципальные финансы - это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач.

Европейская Хартия местного самоуправления, раскрывая в статье 9 финансовые ресурсы органов местного самоуправления, указывает, что органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного самоуправления в настоящее время формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно.

Финансовые ресурсы местного самоуправления могут классифицироваться по различным признакам:

- бюджетные и внебюджетные;

- налоговые и неналоговые (например, доходы от использования муниципальной собственности и предоставления услуг);

- собственные и заемные;

- законодательно закрепленные и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие), либо целевым назначением для выполнения отдельных государственных полномочии и программ;

- средства собственно муниципального образования и средства муниципальных предприятий и учреждений.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет основные принципы построения и функционирования как бюджетной системы РФ в целом, так и местных бюджетов. Одним из основных вышеуказанных принципов является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам. В понятие «межбюджетные отношение» входит не только получение финансовой помощи, но и законодательное распределение доходов и расходов на долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов. Для того, чтобы принцип самостоятельности местных бюджетов не носил чисто формального характера, помимо законодательного разграничения доходных и расходных функций между бюджетами различных уровней, необходимо заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной помощи из вышестоящих бюджетов. Дополнительная помощь может выделяться в зависимости от выполнения административно-территориальными единицами социально-экономических показателей:

- собственные доходы;

- кассовый план (инкассация торговой выручки);

- товарооборот предприятий торговли и общественного питания;

- закупка мяса, молока, зерна;

- объем промышленного производства;

- платные услуги;

- объем строительно-монтажных работ и др.

При этом перед органами местного самоуправления возникает масса вопросов: как собрать налоги (получение которых зависит от выполнения плана товарооборота, финансового состояния предприятий); как организовать и стимулировать закупки продовольствия. Но, вместе с тем, повысит их ответственность за финансирование системы образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и других мероприятий. Другие принципы функционирования местных финансов показаны на рис.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1 - Основные принципы построения и функционирования местных финансов

 

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в главе VII так же закрепляет финансово-экономическую основу местного самоуправления.

Направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления также могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенные из них:

- на текущие нужды (бюджет текущих расходов) и на финансирование капитальных расходов, т.е. инвестиционной и инновационной деятельности (бюджет развития):

- на решение вопросов местного значения и на выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.

С целью содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических преобразований в муниципальных образованиях представляется целесообразным формирование в составе бюджетов субъектов Фонда развития муниципальных финансов (ФРМФ).

Участие в конкурсе на получение субсидий могут принимать все муниципальные образования, имеющие собственный бюджет. Для участия в конкурсе они должны представить в финансовый орган администрации субъекта в установленный срок Программу развития муниципальных финансов. В качестве основы Программы рекомендуется использовать финансовую стратегию, разрабатываемую администрацией муниципального образования. По результатам конкурса право на получение субсидий ежегодно предоставляется трем или пяти муниципальным образованиям, программы которых имеют лучшие итоговые показатели. Результаты конкурса доводятся до сведения участников в течение месяца после даты завершения приема программ.

Размер Фонда развития муниципальных финансов в большинстве субъектов, по мнению экспертов, может составлять не более 20% от общего объема финансовой помощи местным бюджетам. Источником средств Фонда развития муниципальных финансов являются установленные в процентах отчисления от неналоговых доходов, в частности отчисления от доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходов от предпринимательской деятельности. В зависимости от уровня собираемости указанных доходов и потребности муниципальных образований, претендующих на получение средств, процент отчислений может быть принят на уровне 10%.

Реализация мероприятий по оздоровлению централизованных и децентрализованных финансов за счет средств Фонда развития муниципальных финансов обеспечит рост бюджетных, а также ряда социально-экономических показателей.

 

1.2 Местный бюджет – как основа финансовых ресурсов муниципальных образований

 

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), составляющие третий уровень бюджетной системы Российской Федерации, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

Местные бюджеты характеризуются:

-  широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;

- высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории;

- гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

Структура местного бюджета состоит из доходной и расходной частей. Доходами бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 41) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют:

·- доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

·- доли от федеральных и региональных налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ в порядке, установленном ст.ст. 58 и 63 БК РФ;

·- пошлина, за исключением зачисляемой в соответствии со ст.50 БК РФ в доходы федерального бюджета,

- по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Согласно части первой ст.15 Налогового кодекса РФ с января 2007 г. к местным налогам и сборам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Доли федеральных и региональных налогов (сборов) закрепляются за бюджетами муниципальных образований на постоянной основе.

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами муниципальной территории